Отражение данного события в догматах церкви. Значение события Вознесения в деле Искупления.

Дата: 02.01.2009

Просмотров: 2751

Отражение данного события в догматах церкви. Значение события Вознесения в деле Искупления.

Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу.

В Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос (Евр. 9, 24), но скорее под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом (1 Кор. 15, 28), нежели некоторое конкретное место во Вселенной.

Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса всем уверовавшим в Него. Именно так учил о Вознесении Сам Господь:

“В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14, 23).

“… и где Я, там и слуга Мой будет” (Ин. 12, 26).

“И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе” (Ин. 12, 32).

Ап. Павел называет Иисуса Христа “Предтечей” (Евр. 6, 20), то есть тем, кто идет впереди, пролагая путь идущим следом. Таким образом, Вознесение Господа дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам.

Иисус Христос вошел на небеса Своим человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. Господь вознесся во славе (1 Тим. 3, 16), вошел по Своему человечеству в ту славу, которую Он имел у Отца по Божеству прежде бытия мира.

Священное Писание говорит о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), к Отцу (Ин. 14, 28; 20, 17; 24, 5–16), но это возвращение совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Тем самым состояние единства Сына с Отцом — “Я в Отце и Отец во Мне” (Ин. 14, 11) — распространяется и на Его человеческую природу. Таким образом, достигается цель, для которой было предназначено Творцом человеческое естество. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе и силе Сына Божия. Достижение этого состояния совершенного единства с Богом теперь доступно и для всех верующих во Христа:

“Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино” (Ин. 17, 2122).

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо с прославленною плотию, так же, как и воскресение Его, является высшим проявлением Его, царственной власти и могущества и имеет глубочайшее значение, как один из завершающих моментов дела спасения человеческого рода. Такое окончание видимого пребывания на земле Господа Иисуса является вполне понятным и естественно-необходимым при вере в Иисуса Христа, как Богочеловека и Искупителя  мира.

Если Иисус Христос есть единородный Сын  Божий, ради нашего спасения сшедший с небес и принявший человеческую природу во внутреннее и вечное  единение с Своею Божественною природою, то по совершении искупительного дела Ему и естественно было возвратиться к той форме бытия, которая была свойственная ему от вечности по Божеству, тем более,  что наша непрославленная, подтвержденная греху и смерти земля не могла быть соответственным местом пребывания Богочеловека с прославленною человеческою природою. Поэтому-то для прославленного человека было внутренне необходимо перейти по воскресении в иную область вечного бытия по человечеству, чуждую условий того пространственного и временного бытия, в котором Он, Сын Божий, Сам Себя добровольно поставил в воплощении - в область превыше всех небес, откуда Он  снисшел и где опять, как Богочеловек, вступает в ближайшее и теснейшее взаимообщение с Отцом.

Завершающее земную жизнь Иисуса Христа славное вознесение на небо вполне удовлетворяет и наше нравственное чувство. Вся жизнь Иисуса Христа была проникнута послушанием воле Отца Небесного и все дела Его были прославлением Отца. "Я прославил Тебя  на земле, совершил  дело, которое ты поручил Мне исполнить,-свидетельствовал Христос в молитве в Отцу небесному пред Своими страданиями (Ио. 17,4). Естественно, что прославляющий Бога Своею жизнью и деятельностью заслуживал и Сам прославления от Отца, что Он и выразил в Своей молитве к Отцу; Ныне прослави мя Ты, Отче у Тебя Самого славою, юже имех у Тебя прежде мир не бысть "(17, 5).

Вознесение Спасителя на небо с плотию, и было продолжением того заслуженного Спасителем прославления, которое началось в воскресении. Эту истину выражает ап. Павел, когда говорит, что за смирение и послушание, с какими Иисус Христос будучи Богом, пришел и совершил возложенное на Него служение. "И Бог Его превознес и дарова Ему имя, еже паче всякого имене" (Филипп. 2, 6-10).

Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертию всего искупленного человечества и "Христос восста от мертвых, начаток умершим быть" (I Кор. 15, 20) так славное вознесение Его  на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо. "Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе" (Ио. 12, 32), сказал  Христос  Спаситель.

Небо - это  жилище Бога и блаженных духов - было закрыто для грешных потомков Адама, и даже праведники ветхозаветные, по смерти, сходил душами своими в ад. Своим славным вознесением явился на небо, как наш Предтеча, с Ним и в Нем взошла на небо искупленная и восстановленная природа человеческая и сделалась причастною вечной славы и величия Сына Божия. Чрез это Бог "сподоби нас на небесных во Христе  Иисусе". (Мф. 2, 6).

Выясняя это значение вознесения Иисуса Христа, ап. Павел говорил, что "не в нерукотворенная святая  вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится Лицу Божию о нас" (Евр. 9, 24).

Вознесшийся Христос в Своем Лице представляет Отцу Небесному род человеческий, как предмет постоянной любви, являя в Себе и вечного Первосвященника, ходатайствующего за мир, Который входит в небесную скинию с Своею кровию. Это никогда не прекращается, с момента вознесения представительство Христа за верующих находит свое выражение в самом образе совершения события, в том именно, что Христос возносится на небо, благословляя апостолов. Какой чудный образ действия? Замечает по этому поводу м. Филарет в своем слове на Вознесение, Господь благословляет и еще не оканчивает благословения,а продолжает благословлять и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою церковь и всех верующих в Него. В этом заключается глубочайший смысл факта вознесения в отношении его к судьбам Царства Божия на земле.

 

Царское служение  Иисуса Христа после Вознесения на небо.

Царское служение Иисуса Христа после Вознесения на небо состоит в том, что

а) Господь, находясь по человечеству в теснейшем единстве с Пресвятой Троицей, является Ходатаем за нас пред Богом (Евр. 9, 15; 12, 24) и Первосвященником (Евр. 4, 14–15). Сами эти наименования указывают на посредническое служение, через Христа верующие в Него могут приходить к Богу. Еще во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему с молитвой после Его прославления:

“И если чего попросят у Отца во имя Мое, то сделаю” (Ин. 14, 1314).

б) Господь, обещавший по Вознесении испросить у Отца и ниспослать Святого Духа (Ин. 16, 7), в силу сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1–4) является невидимым Главой созданной Им на земле Церкви (Еф. 1, 22–23), Возглавителем той части человечества, которая желает соединиться с Богом через усвоение плодов Его искупительного подвига. Будучи Главой Церкви, Христос ее членам “дарует все потребное для жизни и благочестия” (2 Пт. 1, 3).

в) Господь, сидя одесную Отца и имея в Своей власти все средства направлять события мировой истории, защищает и распространяет Свое царство, помогает всем верующим в борьбе с грехом и врагами спасения. Полученные по Вознесении сила и власть дадут Ему возможность преодолеть всех врагов:

“Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть” (1 Кор. 15, 2526).

 

Вознесшийся на небо во славе Иисус Христос "седе одесную Бога Отца" (Мр. 16, 19).

Понятие десницы Отца служит для выражения могущества и власти Отца, участником Которой стал теперь Христос, так что "и седение одесную" в отношении к Вознесшемуся, означает тоже самое, что выражают и слова Спасителя: "дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли" (Мф. 28, 18).

Власть эта состоит том, чтобы чрез посредство Духа Святаго раскрывать во всей полноте Свое отношение к человеческому роду, как Воссоздателя человека, привлекать людей к Своему общению и чрез указанное посредство сообщить им в Своей Церкви все необходимые силы для возрождения в новую жизнь.  Таким образом вознесение является необходимым для устроения и созидания Церкви, поскольку именно на нем основывается обетование о ниспослании духа Утешителя, имеющего пребывать в Церкви, в качестве Заместителя Христа. Вот почему Спаситель и говорит в прощальной беседе:  "уне вам есть, ад Аз иду, Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам"  (И о. 1, 7).

Вот почему и апостол Петр в первой своей проповеди о Христе ставит событие вознесения в теснейшую связь с событием  50-ницы, говоря, что "Христос десницею Божиею вознесся и обетование Святаго Духа приемь от - Отца, излил сие, еже вы ныне видити и слышите" (Деян. 2, 33). Вот почему и Церковь, прославляя вознесение Господа  поет: "Господь вознесся на небеса, да послет Утешителя Духа".

Но если пришествие Св. Духа и Его обитание  в Церкви основывается на ходатайстве Христа, то событие вознесения является пред нами началом и основанием вечного представительства или вечного  первосвященничества Христа за людей пред Отцем. Завершая  собою земное - временное служение царствие Спасителя, событие вознесения Господня является торжественным переходом  к Его вечному царскому служению продолжающемуся в непереходящем служении Первосвященническом, когда по слову апостола, Христос воссел навсегда одесную Бога, ожидая, доколе враги Его будут положены к подножию ног Его. Жизнь Христа с этого времени есть небесное ходатайство и благословение из святаго святых. Отныне Он  господствует  как Глава и Царь Своей Церкви на земле, равно как и на небе, и вместе  над миром, с определенной целью -  привлечь его к Своему общению и  приобщить к области неизмеримого Своего Царства.

В Откровение  Христос и изображается по вознесении Ходатаем нового завета за  искупленное Им человечество, Первосвященником,  который "не в рукотворении святая святилище, вниде..., но в самое небо, ныне да явится Лицу Божию о нас"  (Евр. 9, 24).

Христос - это "Архиерей великий, прошедший небеса, Архиерей Милостивый, который, был искушен по всяческим" (Ев. 4, 4-16), может Который спасти до конца приходящих через Него, к Богу, всегда жив сый, но еже ходатайствовати с них" (Евр. 7, 25)... Это ходатайство состоит в  представительстве Его пред Богом Отцем силою искупительных заслуг Своих. Принявши как Богочеловек, участие в господстве и мироуправлении Своего Отца, Христос Спаситель имеет в Своей божественной власти все средства направлять события мировой жизни к  одной цели - распространению и утверждению Царства Божия. И царственная власть Его некогда должна преодолеть всех врагов Его Царства. "Подобает бо Ему царствовати, говорит Апостол, дондеже положит вси враги под ногами Своими.Последний же враг  испразднища - смерть" (I Кор. 15, 25-26).  После этого последует обновление неба и земли, суд над миром, после чего и "Сам Сын покорится Покоршему  Ему  всяческая" (I Кор. 15, 28) - и "будет Бог всяческая  во всех", т.е. окончательно осуществлятся предначертания Божии о мире и человеке.

 

Вознесение Господне как прославление Сына Божия.

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения:

·        о «вхождении во славу» говорится в Лк 24.26; Деян 5.31; Еф 4.8-10; Флп 2.6-11; 1Тим 3.16; Евр 1.3,5;

·        о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет 1.21;

·        о «седении одесную Отца» - Рим 8.34; Еф 1,20; 2.5-6; Кол 3.1;

Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы.

Так Сам спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк 12. 35-37; 14.62). В Откровении 3.21 со-восседание с Отцом представлено как результат Его победы, а в послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную входят в Первосвященническое служение Христа.

Предсказание о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16.27; 24.30; 26.64; Мк 8.38; 13.26; Лк 21.27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3.17,31; 6.38; 8.23; 13.3; 16.28).

Богословие Вознесения.

Уже в древнейших вероисповедных формулах 1-11 вв. о Вознесении Господа говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа. После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Оп послал от Отца. Через действия Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается ужу в беседе «о хлебе небесном»(Ин 6.22-71)).

Об искупительном значении Вознесения Господа говорится в послании к Евреям (Евр 1.3; 9.12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглащена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1.11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24.30; Лк 21.27).

Вознесение Господа имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господа принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1Фес 4.16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».