Отражение в Богослужении – тропари, чтение Евангелия.

Дата: 03.01.2009

Просмотров: 1388

Отражение в Богослужении – тропари, чтение Евангелия.

(переходящий праздник)

Тропарь, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим 6лагословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Перевод

Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, обрадовав Своих учеников обещанием (послать им) Святого Духа, когда они через Твое благословение совершенно убедились, что Ты - Сын Божий, Избавитель мира.

 

Праздник совершается на сороковой день после Святой Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг.

После Воскресения в течение сорока дней Господь Иисус Христос не раз являлся апостолам, научая их основам созидания Церкви и распространения истинной веры. В сороковой день, когда совершилось последнее такое явление, Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа - третьего Лица Святой Троицы, вывел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору по дороге к Вифании и, благословляя их, стал возноситься на небо, "и облако взяло Его из вида их" (Деян. 1, 9).

Вознесением завершилось земное служение вочеловечившегося Бога Сына.

Из истории установления праздника

Праздник Вознесения Господня имеет еще апостольское учреждение. Сведения о праздновании Вознесения мы находим в Апостольских постановлениях, в творениях святых отцов IV в. В составлении богослужебного чина праздника Вознесения принимали участие выдающиеся песнописцы православия - преподобные Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Роман Сладкопевец.

Неделя 7-я по Пасхе посвящается Церковью памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Именно на этом Соборе, происходившем в Суббота перед праздником Святой Троицы - Троицкая родительская суббота, день особого поминовения усопших.

а) На вечерне Церковь поет в стихи­рах: «Господь вознесеся на небеса, да пошлет Утешителя миру; небеса уготоваша престол Его, облацы восхождение Его; ангелы дивятся, и, человека зряще превыше себе; Отец ждет, Его же в недрах имать соприсносущна; Дух же Святый велит всем ангелом Его: возмите врата князи ваша, вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее». Так ра­достно и торжественно начинает Церковь ве­черние хваления свои вознесшемуся Господу! Пять других стихир неизвестного сочинителя следуют за сею, на Господи воззвах, и изобра­жают частию историю самого события, частию небесную славу Искупителя.

 

После входа предлагаются три чтения из книг пророков Исайи и Захарии:

·        Книга пророка Исаии (II, 2-3)

·        Книга пророка Исаии (LXII,10-12; LXIII,1-3,7-9)

·        Книга пророка Захарии (XIV, 4, 8-11)

 

Пер­вое из них, под образом горы Господней и до­ма Божия на ней, представляет новозаветную Церковь, в которой Сам Основатель и Глава ее поучает стекающиеся к Нему отовсюду наро­ды тому пути, по которому они должны восхо­дить вслед Его на небо (Ис.2:24);

Книга пророка Исайи (II, 2—3)

И

 будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все наро­ды. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Гос­подне — из Иерусалима.

Слова этого стиха почти буквально повторяются в книге пророка Михея, но это потому, что пророк Михей заимствовал их у пророка Исайи, который получил их непосредственно от Господа. Когда гово­рят о последних днях пророки, то имеют в виду дни явления в мир Христа. Последними они названы потому, что ими кончается период Ветхозаветной Церкви. «Гора Божия» — это и гора Мориа в Иеруса­лиме как гора, где храм Господень построен, и вместе с тем это и пред­видение пророком возвышения истинного богопочитания. Иерусалим и храм будут привлекать все народы, которые будут стремиться сюда, чтобы получить наставление от Господа, как достичь вечного спасе­ния. Это пророчество исполнилось уже и теперь, что видно из почита­ния Иерусалимской Церкви матерью Церквей: «Радуйся, Сионе святый, мати Церквей...»

На Вознесение это читается потому, что гора Елеон, прославленная вознесением Спасителя, разделяет славу горы храма в Иерусалиме.

 

Второе, из книги того же пророка, — об уготовлении пу­ти для Господа, Который топтал один точи­ло и теперь грядет в ризах, как у топтавшего в точиле (Ис. 62:10; 63:1, 3 и далее), — иноска­зательное изображение Спасителя, Который, один удовлетворив правосудию Божию на кре­сте, восходит теперь на небеса, одетый язвами Своими, как некою червленицею, — как Бог Всемогущий устраняет херувима и пламен­ное оружие его, возбранявшее доселе человеку вход в небеса, — как предтеча о нас, повелева­ет силам небесным уготовать путь для людей Своих: «Путь творите для людей моих и камение от пути размещите»; — растворяет врата Эдема, заключенные грехом для челове­ка, и указывает верным Своим путь, по которо­му они могут взойти к Богу: «Пойдите и внидите враты моими».

Книга пророка Исайи (LXII, 10—12; LXIII, 1—3, 7—9)

Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ров­няйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дще­ри Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его ирод Ним. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным городом, неоставленным.  Кто это идет от дома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я — изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как утоптапшего в точиле? «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною, и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всеодеяние Свое». Воспомяну милости Господни и славу Господню за все, что Господь даровал нам, и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему и по множеству щедрот Своих. Он сказал: «подлинно они народ Мой, дети, которые не со­лгут», и Он был для них Спасителем. Во всякой скорби их Он не остав­лял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние.

Здесь обращение («внидите враты Моими») к пастырям Церкви, начиная от апостолов. «Врата» здесь — ворота Церкви Новозаветной, вступить в которую призываются все. Для пастырей сказано, что они должны не только в Церкви заботиться о пришедших, но и за оградой убирать все препятствия на пути, разбросать камни, очистить от них дорогу к Церкви. Что это значит? Значит помочь стремящимся к Богу освободиться от суеверий, которые веками препятствовали многим обра­титься к Богу. Слова о дщери Сионовой повторены позднее в Евангелии, потому что пророк предвидел объединение всех верующих в один род, одно общество, без разделения на племена. Народ этот будет святым, то есть посвященным Господу, и город, о котором пророк сказал, что он не будет оставлен Господом, можно назвать Новым Иерусалимом или Новозаветной Церковью. Пророк предвидит Христа как победите ля всех врагов Своих. Ризы Его багряны, будто Он отжимал сок вино града в точиле. Это прообраз той крови, которую прольют враги Его, хотя бороться будут с другим народом, и не все поймут, что победят их, как римляне иудеев, потому, что они поступили кровожадно со Христом и верующими в Него. Это не месть, не желание смести с лица земли непокорных, это всегда мера вразумления, чтобы исправить хотя бы тех, кто может.

Эти слова в праздник Вознесения читаются для того, чтобы понят на была не историческая победа над врагами (что понятнее большинству), а духовная — над темными силами, грехом, держащим во власти многие народы. Прообразом восхождения в небесный мир было шествие в скинию в виде победителя, облеченного в багряные одежды. Пророческий вопрос; «Кто Сей, пришедший из Едома?» (со стороны врагов, побежденных), перекликается с ангельским: «Кто Сей Царь славы7» Все это в момент вознесения было явным, а значение события еще усиливается и будет расти, пока существует земная Церковь.

 

Третье, из книги пророка Захарии, изображает благодатные плоды Воз­несения Господня, — распространение еван­гельского учения по всему миру и соединение всех людей под одним царем и Господом: «Тако глаголет Господь: се день грядет, и станут нозе Его в день оный на горе Елеонстей прямо Иерусалима, от восток солнца, и в день оный изыдет вода жива из Иерусалима, пол ея в мо­ре первое, и пол ея в море последнее, в жатву и в весну будет тако, и будет Господь Царь по всей земли, в день оный будет Господь един» и проч. (Зах. 14:4, 7,8 и дал.).

Книга пророка Захарии (XIV, 4, 8—11)

И

 станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина ее — к югу. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно.

Пророк говорит о гонении на Церковь Христову, которая среди всех трудностей устоит. Живая вода, исходящая из Иерусалима — что прообраз  благодатной силы таинств Церкви, дающей  верующим жизнь. Только верующие знают, что жить, особенно в обстановке духовной пустыни, где жара и пески, можно, когда есть вода живая, о ко
торой говорил и Господь в беседе с самарянкой. «И будет Господь Царь
по всей земли», — это не только о земле Ханаанской сказано, а о всей вселенной. Когда она станет Царствием Божиим, тогда только имя Христово будет славиться всеми племенами и народами. Далее пророк говорит об Иерусалиме, который восстановлен будет в прежних границах. В духовном смысле надо относить это к Церкви Христовой, которая будет ограждена благодатной защитой. Слова об анафеме относятся к духовному, благочестивому прерыванию в Иерусалиме, та к что ни Судет нужды удалить кого-то из  среды живущих.

Эта паремия читается на Вознесении Господне потому. Что здесь упоминается гора Елеон где произошло вознесение. Слова об изобилии благодати Божией на живущих в Иерусалиме готовят верующих, напоминая теперь об обещании Господа дать Церкви Своей Духа Святого, что и исполнилось в День Троицы.

 

В стихирах литии и стиховен, столь же торжественных, как и стихиры вечерни, вы­ражается изумление ангельского мира и ужас мира преисподнего при виде человеческого естества, превознесенного в лице Иисуса Хри­ста превыше всякого начала и власти, и повто­ряется обетование Спасителя о будущем славном пришествии Его на землю.

б) На утрени, после Евангелия, в котором повествуется о последнем явлении ученикам воскресшего Господа и о вознесении Его на небо. Церковь славословит вознесшегося Господа двумя канонами, или стихотворе­ниями. Первый из них принадлежит Иоанну Дамаскину, скрывшему славное имя свое под скромным именем Иоанна монаха, другой — Иосифу Студиту.

 

«Пойте все человеки победную песнь Хри­сту, восшедшему со славою на небо и споса-дившему нас одесную Бога Отца, яко прославися» (Песнь 1).

 

«Дольние говорили горним: возьмите врата небесныя, вот пройдет чрез них Христос Гос­подь всей твари, облеченный в естество чело­веческое» (Песнь 3).

 

«Празднует ныне весь мир видимый и не­видимый, ангелы и человеки ликуют и славо­словят Того, Который, по благости Своей, со­единился с нами плотию» (Песнь 4).

 

«Странно Твое рождество, Жизнодавец, странно воскресение, странно и страшно бо­жественное вознесение Твое с Елеона! Его-то прообразовал некогда огнеколесничный Илия, вознесшийся с хвалою Тебе, человеко­любец» (Песнь 5).

 

«Да каплют нам облаки свыше веселие веч­ное! Ныне Христос восходит к Отцу, носимый на облаках, как на херувимах» (Песнь 6).

 

«Тебя, о Господи, свет святый, облак светлый подъял от земли и соборы небесные восхвали­ли Тебя, вместе с апостолами взывая: благосло­вен Ты Господи Боже во веки» (Песнь 7).

 

«Дадим Богу величие, воскликнем побед­ную песнь Ему, ликуем, воспоем, рукоплещем Ему Бог наш восходит от земли на небо, ангелы и архангелы приветствуют Его там как своего Зиждителя и Владыку» (Песнь 8).

 

Величаем Тебя, сошедшего даже до последних земли и спасшего человека и возвысившего его в божественном вознесении Тво­ем» (Песнь 9).

 

Утреннее богослужение праздника заклю­чается особенным отпустом, в котором Цер­ковь благословляет всех предстоящих именем вознесшегося на небеса и сидящего одесную Бога Отца.

 

На Литургии вместо обыкновенных, поются особенные антифоны праздни­ка, заимствованные из 46, 47 и 48 Пс, в кото­рых так живо и величественно изобразил свя­той пророк Давид божественную славу своего потомка по плоти, восходящего на небеса при восклицаниях и гласе трубном. Переливаю­щиеся лики в сих антифонах напоминают хо­ры серафимов в высоком видении пророка Исайи. Они то прославляют величие вознес­шегося Господа и Его державное владычество над всеми языками — «Белый Господь и хва­лен зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, покори люди нам и языки под ноги наша»; то призывают все народы к веселию и славо­словию — «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования, яко Гос­подь вышний страшен, Царь по всей земли"; то представляют Спасителя, как бы с высоты небес простирающего последнюю проповедь Свою к земнородным: «Услышите сия вси языцы, внушите ecu живущие по вселеннней, земнороднии же и сынове человечестии. вкупе богат и убог!уста моя возглаголют премуд­рость и поучения сердца моего разум».

Вслед  за  сим  богодухновенный  еванге­лист Лука повествует нам о последних ми­нутах земного странствования Сына Божия, о том времени, когда апостолы окружили Его и спрашивали: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей вла­сти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Ие­русалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:6-8). «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благо­словил их. И, когда благословлял их, стал от­даляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51). «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Га­лилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:10-11).

В конце Литургии поется приличный дню причастен:

Бог в воскликновении, и Господь во гласе трубнем», и когда потом, по отверстии царских дверей, Св. Дары переносятся с престола на жертвенник (это действие в Литургии знаменует вознесение Иисуса Христа на небо), к восклицает псаломский стих, усвоенный только настоящему празднику: «Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя!» Церковное торжество праздника Вознесения Господа продолжается восемь дней и оканчивается в четверток пред Пятидесятницею.

Так, братие, с любовию и благодарени­ем, с песнями и хвалениями Церковь сопровождает своего Господа от земли на небо! Она с предается ни скорби, ни унынию от того, то Господь скрылся от чувственного взора ее: бо знает, что Он с нею «во все дни до сконча­ния века» и что Он восшел на высоту для того, чтобы ходатайствовать о верных Своих пред Отцом Небесным и изливать от Духа Своего на всякую плоть (Деян. 2:17). (Сост. по «Пись­мам о Богослужении» А. Муравьева).