Значение праздника.

Дата: 03.01.2009

Просмотров: 2509

  Значение праздника.

Господь Иисус Христос, как Дух чистейший, сошел с небес в утробу присноденственную таинст­венно и незримо, при наитии Святого Духа на Пресвятую Деву Марию; но принявши от Нее плоть человеческую и в ней совершивши на земле великое дело искупления рода челове­ческого, Он восходит на небеса явственным и торжественным образом с пречистого плотию Своею во славе к Отцу Своему. О, как возвеличено наше бренное человеческое естество в вознесении Господа на небеса! Удалившееся от Бога дебри пороков наше человеческое естество Господь, по милосердию Своему, обрел как заблудшую овцу горохищную, принял ее на юи пречистые рамена и принес к Богу-Отцу. Это значит, что Господь, в преславном восхождении Своем, обожил наше человеческое естество, воспринятое Им, и почтил его сидением одесную Бога Отца. На этой пречистой плоти Христовой, прославленной воскресе­нием, остались, однако, неизгладимыми язвы гвоздиные на пречистых руках и ногах Его как свидетельство крестной смерти Господа как вечные, неразрушимые памятники искупления и оправдания нашего пред Богом. С сими язвами гвоздиными на пречистой плоти Искупитель наш вознесся на небо, с ними сидит одесную Бога Отца и с ними же явится во второе славное пришествие Свое на землю судити живых и мертвых. Пречистую плоть Иисуса Христа со спасительными знаками Крестной жертвы Его, принесенной за грехи сего мира, святой пророк в тайнозрении сво­ем провидел под образом червленой одежды.

Уйти, чтобы вернуться

(Мф. 28, 16-20; Мк. 16, 15-20; Лк. 24, 50-53; Ин. 17, 16, 22, 26; 20, 21)

Христос Воскрес! Смерть побеждена! Но Иисус Назарянин не возвращается в Назарет.

Воскресным утром женам-мироносицам прозвучала ангельская весть: Скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите (Мф. 28, 7).

Апостолы, хоть и не сразу, но исполнили это повеление. Один­надцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда пове­лел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усом­нились (Мф. 28, 16-17).

Эти сомнения учеников, о которых так часто сообщается в Евангелии, являются важными доказательствами того, что они не были экзальтированными и не уходили в мечтания.

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблю­дать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 18—20).

Как Единородный Сын Божий и Творец видимого и невидимо­го мира, Он, по Своей Божественной природе, всегда имел вся­кую власть на небе и на земле. После Своего Воскресения Гос­подь уже по человеческой природе получил всю эту власть, как Спаситель мира. Поскольку теперь все в Его власти, то Он и по­сылает Своих учеников идти в мир с вестью о победе Христовой над адом и смертью.

К этой победе нельзя приобщиться только через умственное знание Священного Писания. Богочеловек посылает учеников учить вере в Распятого и Воскресшего Господа, то есть помогать людям строить свою личную связь веры и доверия со Христом, учиться Его понимать и становиться Его учениками. Когда чело­век научен вере, то наступает готовность к соединению его жизни с Иисусом Христом через таинство Святого Крещения — духовно­го обновления во имя Триединого Бога — Святой Троицы.

После этого усыновления Богу через Его Сына наступает новый период в духовной жизни человека — учиться жить вместе с Бо­гом и исполнять в своей жизни Его Святую волю. Тому, кто это будет искренно и усердно исполнять, дано обещание: Я с вами во все дни до скончания века.

Были люди, и немало, которые поверили апостольской пропо­веди две тысячи лет назад. По законам нашего падшего мира все они уже давным-давно умерли, в том числе и те, которые усердно старались жить по Евангелию. Что же сейчас с ними? Поскольку кончина века еще не наступила и Второго Пришествия не было, должны сбываться слова Христа, что Он с ними и в том светлом мире, где сейчас находятся их души. Ну, а уж после Второго При­шествия, когда все усопшие во Христе обретут свои обновленные воскресшие тела, тем более верные друзья Христовы будут вместе с Господом и всеми святыми в Царстве славы Божией.

Близкие по смыслу слова Воскресшего Спасителя приводит и евангелист Марк. Так, в одной из бесед с апостолами об устроении Церкви сказано: Идите по всему миру и проповедуйте Еванге­лие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15—16).

Из этих слов Господа следует, что задача апостолов и их пре­емников состоит в том, чтобы помочь людям установить с Богом новые близкие и доверительные отношения — отношения духов­ного сыновства.

Вера — необходимое условие для совершения таинства духовно­го обновления — основы спасения. Не обретший веры человек не может обновиться и духовно в таинстве Святого Крещения, а зна­чит, и не может усыновиться Богу. То есть остается в том состоянии греховности, в котором оказались люди после грехопадения, в состоянии удаленности от Бога и лишенности рая и райского состояния. Без веры невозможно обрести плоды спасения, совер­шенного Иисусом Христом, а, значит, следует ожидать осуждения на Страшном Суде! Но и крещеный, обновленный благодатью че­ловек, если не сохранит веры, никак не сможет наследовать спа­сение и Вечную Жизнь.

Вера же христианская дает не просто знание о некоторых ду­ховных истинах, но и реальную силу, дающую возможность совершать победу и над самими врагами человеческого спасения и ис­кусителями: Уверовавших же будут сопровождать сии знаме­ния: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новы­ми языками; будут брать змей; и если что смертоносное вы­пьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они бу­дут здоровы (Мк. 16, 17—18).

Знамения, о которых говорит Спаситель, — это действия Божией силы, которую Отец Небесный дарует в Церкви Своим детям. И мы увидим эти дары благодати в Церкви после Пятидесятницы (см. Деяния святых апостолов).

Таким образом, Господь оставляет Своим ученикам не только Свое Евангельское учение, но и Свою Божественную силу, с по­мощью которой и можно обретать реальную победу над злом и темною силою.

В продолжение сорока дней после Воскресения Богочеловек являлся Своим ученикам и открывал им тайны жизни и устроения Святой Христовой Церкви — Царства Божия на земле.

Святой евангелист Марк сообщает: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь (Мк. 16, 19-20).

Господь... вознесся на небо — какая же природа Богочеловека вознеслась в небесный мир и воссела одесную Бога? Божественная? Но ведь Бог не ограничен в пространстве, и Сын Божий Своим Бо­жеством не покидал Небесного мира и продолжал управлять всеми Своими созданиями. Возносится обоженная Воскресением плоть Христова. Его человечество взошло на небо и воссело одесную Бога.

Воссесть одесную, то есть справа, значит получить такую же власть, честь и славу, как Бог Отец.

Сын Божий, по Своему Божеству, всегда имел и имеет всю и всякую власть в мире как духовном, так и материальном. Теперь же, по Воскресении, Он принял власть над всем и над всеми по человечеству: Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18).

Что Христос принял от Небесного Отца? Сын Божий получил от Бога Отца Вечное Бытие,  то есть такое бытие, которое не может быть повреждено тлением смертию.

«Это то, что называется "предвечным рождением". Тем и отличается рождение от акта тво­рения, что рождаемому передается вся природа рождающего, в то время как творение лишь в каком-то отношении подобно своему творцу».

А затем Сын рождается вновь. Но уже в потоке времен — рож­дается от человеческой Матери. И то, что Божий Сын получил от Отца до начала времени, Он придает Своей новой, человеческой природе. «Происходит обожение человеческой природы Богочело­века, своей полноты достигающее уже в Воскресении. Именно тог­да не только Божественная природа, единосущная с Отцом, но и человеческая природа, воспринятая Словом от Марии, становится достойной высших наименований...

По Воскресении свойства славной Божественной природы да­ются уничиженному на Кресте Телу Христа. В богословии это на­зывается "перихорезис" — общение свойств, обмен двух природ Христа и обмен име­нами».

По словам святого Григория Нисского, «Божеские именования переходят на человека, так что видимый на Кресте именуется Гос­подом славы по причине соединения естества Его с низшим и пе­рехождения вместе с тем и благодати наименования от Божествен­ного на человеческое».

Преодолев человеческую смерть, Сын Божий Своей Вечностью, полученной от Отца, напитал Свою человеческую природу, получен­ную от Жены — Пресвятой Богородицы. Сделал Он это не для Себя, а для нас. Преображенную Вечной Жизнью Свою человеческую при­роду Он передает нам: Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57).

Это не передача учения и важной информации, но передача Жизни, передача самого бытия, истечение Вечности.

Иисус Христос говорит: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27).

«Христианский Бог — это Троица. Мы не можем говорить о Сыне, не вспомнив об Отце. Прежде чем говорить о том, что Им передано, надо поставить вопрос о том, что Им получено. Полу­чена Им полнота Божественной Жизни. И именно она передана Христом людям».

Людям нужно не просто узнать, что известно Богочеловеку. «Люди должны стать тем, чем был и есть Христос: "Они — как и Я". (Они не от мира, как и Я не от мира (Ин. 17, 16). И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22).) Слава (теофания) на библейском язы­ке — это не "известность" и не "популярность". Это проявление Божия Присутствия. Как очевидно присутствие Бога в Сыне Божием, так же ощутимо это Присутствие должно просиять и в Его учениках. Наконец, величайшая из Божиих энергий, имя кото­рой в сознании христиан даже стало синонимом слова Бог — лю­бовь — включается в акт передачи от Отца через Сына к апосто­лам: Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин. 17, 26)»2.

То, что подлежит передаче и наследуется христианами от Вос­кресшего Христа, и есть Предание. Оно зарождается в Троице. Предание начинается — от Отца к Сыну. «И далее Предание во­допадом ниспадает на землю с Неба — от Отца — Христом. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20, 21).

То, что Христос получил от Отца, Он дал апостолам, а те пе­редали Церкви... Церковь несет и дарит людям то, что ей вручи­ли апостолы. Апостолы могли вручить Церкви лишь то, что пере­дал им Спаситель. Христос же пришел в мир для того, чтобы пе­редать людям то, что Он Сам принял от Отца».

Бог Отец передает полноту Своей Божественности Христу; Бого­человек вручает Свою Жизнь людям. Как во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9), так и людям должна быть передана возможность стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). По словам апостола Павла, от этой любви Божией, да­рованной во Христе, нас не может ничто отлучить (см. Рим. 8, 39). «Но любовь Христа к людям, как мы видели из только что приве­денных слов Христа, означает пребывание Самого Христа в челове­ке. Значит, ничто не сможет отделить христианина от Христа: Ни настоящее, ни будущее. Ни даже сам факт Вознесения Спасителя.

Христос вверяет людям полноту Своей Жизни. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее... Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию запо­ведь получил Я от Отца Моего (Ин. 10, 17—18).

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Так как распятие соверше­но за любимых, то Христос называет его славою (см. Ин. 7, 39)». По словам святителя Киприана Карфагенского, «мы не должны ничего ставить выше Христа, так как и Он выше нас ничего не ставил». Иисус Христос дарит Себя нам, людям.

Чашу Крови Своей Господь предлагает Своим апостолам, что­бы они приняли ее в себя.

«Итак, Христос отдает людям Самого Себя, Свою Жизнь. Но если это так, то и люди должны принять от Христа именно то, что Христос им передал. Не Его слова и не слова о Нем, а Его Са­мого, Его Жизнь».

Бог должен быть с нами и после Вознесения. Поэтому Право­славная Церковь верит, что Иисус Христос оставил не добрую па­мять о Себе, но Самого Себя. Вознесшийся на небо Христос от престола Отца посылает нам Святого Духа, Который возвращает нам и Тело Христово и присутствие Спасителя с нами и в нас.

Об этом самом важном в Христианстве апостол Павел так ска­зал: Бог, избравший меня... и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего (Гал. 1, 15—16).

Спаситель сказал: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Значит, чтобы христиане могли побеждать грех и зло и строить свою жизнь в соответствии с волей Божией, с ними дол­жен быть и действовать Христос.

По словам апостола Павла, никто не может положить друго­го основания, кроме положенного, которое есть Иисус Хрис­тос (1 Кор. 3, 11). Основа Церкви и христианской жизни — Сам Иисус Христос.

Более подробно, чем евангелист Марк, о событии Вознесения Господня рассказывает евангелист Лука. Этим описанием он закан­чивает свое евангельское повествование и им же начинает свою вторую книгу — «Деяния святых апостолов».

И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отда­ляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребыва­ли всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь (Лк. 24, 50-53).

Из сообщения евангелиста Луки следует, что Господь повелел Своим ученикам после пребывания в Галилее вернуться в Иеру­салим. Недалеко от него и произошло событие Вознесения в со­роковой день по Воскресении. Елеонская гора близ Вифании яви­лась свидетельницей завершения земного пути Божиего Сына.

Подняв руки Свои — это символическое действие благослове­ния и молитвы. Евангелист не передает самих слов благословения, но ясен факт, что, расставаясь телом с землей, Свое благослове­ние Господь оставлял Своим ученикам.

Святой Григорий Палама говорит: «После же того, как Господь возвестил Своим ученикам спасительные догматы, Он вывел их из дома и повел до Вифании и, благословив их, отступил от них и вознесся на небо и, как бы на колеснице, обладая облаком света, взошел во славе, и вошел в нерукотворенное Святое Святых и вос­сел одесную Величества на небесах, сотворив наш состав (то есть нашу человеческую природу) участником как Божества, так и Престола».

Поклонились Ему — не в знак только прощания, но в смысле религиозного поклонения, которое подобает возносящемуся к Отцу Богочеловеку.

При этом апостолы не ощущали никакой скорби, если бы это было прощание, а были наполнены великой радостью. Они свои­ми глазами увидели, как их любимый Господь входил в Свою славу. Теперь они были исполнены радостного ожидания скорой новой встречи с Богом. Осталось ждать десять дней. До дня Пятидесятницы ученики христовы пребывали постоянно в молитве и в храме.

Книга «Деяний святых апостолов» является продолжением Еван­гелия, написанного евангелистом Лукой, и посвящена Рождению Святой Христовой Православной Церкви и ее начальной истории, то есть тому, как Воскресший Христос вошел в земную историю человечества со Своей победой над грехом и смертью, и как Жизнь Христова стала преображать людей и разные народы.

Господь возносится, давая повеления апостолам, то есть запо­ведав апостолам подготовиться к принятию Духа Святого, после чего начать устраивать Церковь Христову в земном мире. По мыс­ли блаженного Феофилакта, «так говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, содей­ствует и соприсутствует Дух, как Единосущный».

По своим естественным чувствам ученики не имели бы желания оставаться в Иерусалиме, где был распят Господь и где было столько их врагов, но они не могли не выполнить завещание Спасителя.

План Божиего домостроительства раскрывает пророк Исайя: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы... ибо от Сиона выйдет за­кон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис. 2, 2—3).

Апостолы должны были молитвенно подготовиться к принятию благодатных даров в день Пятидесятницы — принять крещение Духом Святым. До этого духовного преображения они мыслят еще по-земному, думая о том, когда будет основано теократическое Царство Мессии, в котором порабощенный еврейский народ об­ретет свободу, славу и материальное изобилие.

Господь мудро устраняет этот неуместный вопрос, зная, что че­рез несколько дней, когда Он пошлет им иного Утешителя, они не станут задавать подобных вопросов. Времена и сроки — дело Божие, а призвание апостолов — исполнить свое высокое служе­ние свидетельства о Воскресшем Христе.

Получив дары Святого Духа, апостолы почувствуют в себе силу исполнить то великое дело, на которое они призваны Христом.

Будете Мне свидетелями... даже до края земли. Эти слова не означают, что апостолы сами лично должны обойти с пропо­ведью все народы мира. Эта заповедь дана Церкви Христовой, ко­торая призвана совершать это апостольское служение, почему она и наименована Апостольской.

С глаз учеников Возносящийся Христос скрылся, когда Его по­крыло облако. Вероятно, это было светлое облако как символ осо­бого присутствия Божиего. Пораженные величием совершившего­ся чуда, апостолы безмолвно устремили свои взоры в небо, вслед за удалявшимся в облаке Господом. Чтобы их вывести из этого состояния и направить к необходимым делам, им явились два Ан­гела: Что вы стоите и смотрите на небо?

Вопрос ангелов содержит кроткий и любвеобильный упрек уче­никам: нечего так долго оставаться в бездеятельном созерцании. Надо усердно готовиться к тому делу, на которое они Господом призваны.

Придет таким же образом — вот к чему должны быть уст­ремлены духовные взоры христиан. Надо так жить, чтобы встре­ча с Христом у финишной ленты земного мира была светлой и радостной.

Голос Священного Предания мы слышим в богослужебных тек­стах праздника Вознесения Господня.

«Вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав Своих учени­ков обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты — Сын Божий, Спаситель мира» (тропарь Вознесения в русском переводе).

«Господь вознесся на небеса, чтобы послать миру Утешителя. Небеса приготовили престол Ему и облака — дорогу. Удивлены ан­гелы, видя Человека выше себя. Отец ждет Того, Кого имеет в не­драх вечным с Собою; Дух же Святой повелевает всем Его анге­лам: "Поднимите верхи ворот; все народы восплещите руками, по­тому что взошел Христос туда, где был Он прежде"» (стихира 1-я на «Господи воззвах», глас 6-й, в русском переводе).

«Не оставляя недр Отца Своего и с земными пожив, как человек, Ты ныне, Слад­чайший Иисусе, с горы Елеонской вознесся во славе и пад­шую нашу природу, милостивно вознесши, посадил с Отцом Своим. Поэтому бесплотные ангельские чины, удивляясь этому чуду, ужасались, одержи­мые страхом и трепетом, и сла­вили Твое человеколюбие. Сними и мы, земные, прослав­ляя Твое снисхождение к нами Вознесение от нас на небо, молимся, говоря: исполнивший при Своем Вознесении беско­нечной радости учеников и ро­дившую Тебя Богородицу, удостой радости и нас, избранных Твоих, по молитвам их, ради великой Твоей милости» (сти­хира «Слава, и ныне» на «Гос­поди воззвах» в русском пере­воде).

«Человеческую природу, ниспадшую в погибель, Ты восстановил, Христе, и вознес восшествием Твоим и просла­вил нас с Собою» (тропарь ка­нона утрени 3-й песни в рус­ском переводе).

 «Взявши на плечи заблуд­шее человечество и вознес­шись, Ты, Спаситель, принес его к Богу и Отцу» (тропарь канона утрени 7-й песни в русском переводе).

«Совершив устроение нашего спасения и объединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небо, Христе Боже наш, не ос­тавляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая: Я с вами и никто не одолеет вас» (кондак Вознесения в русском переводе).

Вознесение Христово есть победное завершение земного пути Богочеловека, прославление человеческой природы, подготовка к созданию семьи Христовой — Его Церкви — постоянному пребы­ванию Господа среди Своих учеников вплоть до дня Славного Второго Пришествия.

Вознесение Иисуса Христа на небо с прославленною плотию, так же, как и воскресение Его, является высшим проявлением Его царственной власти и могущества и имеет глубочайшее значение, как один из завершающих моментов дела спасения человеческого рода.  Такое окончание видимого пребывания на земле Господа Иисуса является вполне понятным и естественно- необходимым  при вере в Иисуса Христа, как в Богочеловека и Искупителя мира.

            Если Иисус Христос есть единородный Сын Божий, ради нашего спасения сшедший с небес и принявший человеческую природу во внутреннее и вечное единение с Своею божественною природою, то по совершении искупительного дела Ему и естественно было возвратиться к той форме бытия, которая была свойственная Ему от вечности по Божеству, тем более, что наша непрославленная, подверженная греху и смерти земля не могла быть соответственным местом пребывания Богочеловека с прославленною человеческою природою. Поэтому-то для прославленного человека было внутренне- необходимо перейти по воскресении в иную область вечного бытия по человечеству, чуждую условий того пространственного и временного бытия, в которые Он, Сын Божий, Сам Себя добровольно поставил в воплощении - в область превыше всех небес, откуда Он и снисшел и где опять, как Богочеловек, вступает в ближайшее и теснейшее взаимообщение с Отцем.

            Завершающее земную жизнь Иисуса Христа славное вознесение на небо вполне удовлетворяет и наше нравственное чувство. Вся жизнь Иисуса Христа была проникнута послушанием воле Отца Небесного и все дела Его были прославлением Отца. "Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" - свидетельствовал Христос в молитве к Отцу Небесному пред Своими страданиями (Ио.17, 4). Естественно, что прославлявший Бога Своею жизнью и деятельностью, заслужил и Сам прославления от Отца, что Он и выразил в Своей молитве к Отцу: "И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебя Самого славою, юже имех у Тебя прежде мир не бысть" (Ио.17, 5). Вознесение Спасителя на небо с плотию и было продолжением того заслуженного Спасителем прославления, которое началось в воскресении. Эту истину выражает и ап. Павел, когда говорит, что за смирение и послушание, с какими Иисус Христос будучи Богом, пришел и совершил возложенное на Него служение, "и Бог Его превознес, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене" (Филип. 2, 9).

            Подобно тому, как воскресение Иисуса Христа есть начало победы над смертию всего искупленого человечества и "Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть" (1 Кор. 15, 20), так славное вознесение Его на небо с прославленным и обоженным человеческим естеством, есть открытие для всех верующих во Христа свободного пути на небо: "Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе" (Ио. 12, 32), сказал Христос Спаситель.

            Небо - это жилище Бога и блаженных духов - было закрыто для грешных потомков Адама, и даже праведники ветхозаветные, по смерти, сходили душами своими в "шеол". Христос Спаситель, примирив всяческая в Себе, в Своем славном вознесении явился на небо, как наш Предтеча, с Ним и в Нем взошла на небо искупленная и востановленная природа человеческая и сделалась причастною вечной славы и величия Сына Божия. Чрез это Бог "сподоби нас на небесных во Христе Иисусе" (Еф. 2, 6). Выясняя это значение вознесения Иисуса Христа, ап. Павел говорил, что "Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, ныне да явится Лицу Божию о нас" (Евр. 9, 24).

            Вознесшийся Христос в Своем Лице представляет Отцу Небесному род человеческий, как предмет постоянной любви, являя в Себе и вечного Первосвященника, ходатайствующего за мир, Который входит в небесную скинию с Своею кровию. Это никогда не прекращающееся с момента  вознесения предстательство Христа за верующих и находит свое выражение в самом образе совершения события, в том именно, что Христос возносится на небо, благословляя апостолов. "какой чудесный образ действия!" - замечает по этому поводу м. Филарет в своем слове на Вознесение. Господь благословляет и еще не оканчивает благословения, а продолжает благословлять и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех верующих в Него". В этом заключается глубочайший смысл факта вознесения в отношении его к судьбам Царства Божия на земле.