Публикации

Покров милости над Россией

Дата: 13.10.2020

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13403

Дева днесь предстоит в Церкви,
и с лики святых невидимо за ны молится Богу

кондак Покрова Богородицы

Это случилось в далеком X веке, когда на территорию Византии вторглись киевские войска. Некогда подвергшие великий и богатый Царьград грабежу, славяне-язычники запомнились грекам как жестокие и сильные враги. В один из воскресных дней 1 октября (14-ого по новому стилю) верующие собрались в храме на Всенощное бдение, чтобы испросить у Бога и Его Пречистой Матери помощи в освобождении родной земли от захватчиков. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молитвенно устремились к Престолу Милостивого Владыки. В первые века христианства богослужение длилось с вечера и до самого утра, и вот в четвертом часу ночи святой Андрей, Христа ради юродивый, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых, Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Ее. Преклонив колена, Божия Матерь начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, после чего Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над людьми в храме, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». В тот же день, после чудесного видения, войско славян бежало из Византии…

Удивительным образом, но именно на Руси этот праздник Покрова Пресвятой Богородицы, напоминающий всем верующим о Ее молитвенной помощи за весь род христианский, о ее деснице, загораживающей от бед и напастей, был особо любим и почитаем. Русский народ после принятия им Православной веры с большим благоговением и любовью относился к Заступнице рода христианского — Божией Матери, которая всегда являла чудо в нелегких событиях истории. Не случайно русские города начали украшать удивительные по красоте и величию храмы, золотые купола, устремлявшиеся в небо, из-под гениальной руки мастеров выходили боговдохновенные иконы, славящие Богородицу. Даже первая каменная церковь на Руси была построена по распоряжению князя Владимира в 989 году именно в честь любимой и почитаемой Ходатаицы за род христианский.

Но праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен намного позже в XII веке усилиями князя Андрея Боголюбского. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника — когда Божия Матерь закрыла всех молящихся Своим Покровом. Князь Андрей Боголюбский в «Слове об установлении праздника Покрова» пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». В том же году князь Андрей велел построить первый храм в честь этого праздника над слиянием рек Клязьмы и Нерли, который прочно закрепил за собой название — церковь Покрова на Нерли, которая и поныне возвышается над Боголюбским лугом. Обстоятельства строительства этого шедевра русского зодчества связаны с тяжелым периодом в жизни князя. В Житии святого Андрея Боголюбского мы читаем: «Сего же лета (1165 год) сын его первый Изяслав Андреевич к Господу отъиде… Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбящее, обаче более в богоугодные дела поощряшеся… Нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Покрова, на устьи реки Нерли… и, помощью Пресвятые Богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». Из этих слов можно сделать вывод, что храм был построен весной-летом 1166 года, так как Изяслав умер осенью 1165 года, а церковь, судя по Житию, была возведена за «единое лето».

Много чудесных спасений и помощи явила Царица Небесная, всегда невидимо присутствовавшая в Русской земле, защищая ее Своим Покровом. В 1581 году на град Псков напало войско еретиков под предводительством польского короля Стефана Батория, но в это тяжелое время Пресвятая Богородица не забыла о Своих чадах, явившись одному благочестивому старцу и велев обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам. Город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими захватчиками огромные проломы в его стенах, а в память об этом событии была построена церковь и написана икона — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский. На Покров в 1552 году войска Ивана Грозного начали победоносный штурм Казани, и в память об этой победе в Москве на Красной площади был воздвигнут знаменитый Покровский храм (храм Василия Блаженного). Но не только великие победы связаны с этим днем, важные исторические события также свершались в этот день. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1445 году из татарского плена вернулся в Москву великий князь Василий II Темный. В 1653 году посольство Богдана Хмельницкого прибыло в Москву, и Земский собор в ответ на просьбу гетмана дал согласие на присоединение Малороссии к России, под Милостивый Покров Божией Матери.

Несмотря на относительно раннее установление этого праздника на Руси, первые изображения Покрова встречаются только спустя целое столетие — в XIII веке. Древнейшее изображение встречается на Златых Суздальских вратах, где праздник представлен совершенно непривычным для нас образом: стоящая в позе Оранты Божия Матерь, над которой Ангелы распростерли светлый, прозрачный плат — так это событие изображали в Новгороде. В нижней части изображаются закрытые Царские врата, справа от которых стоит Андрей Юродивый, указывающий рукой своему ученику Епифанию на это чудо. В Новгородских иконах есть еще одна замечательная деталь — слева от Царских врат писали престол, за которым стоят три великих святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.

Ранний суздальский извод Покрова существенно отличается по содержанию от Новгородского. На иконе изображается Божия Матерь, под которой на амвоне стоит юноша — святой Роман Сладкопевец. Сама Богородица наделила его чудесным, восхитительным голосом в тот день, когда ему предстояло петь на литургии, после чего святой в благодарность создал знаменитый Акафист Пресвятой Богородице. Московский же извод изображает само чудесное видение, которого удостоились святые Андрей и Епифаний, здесь Пречистая Сама держит Покров над верующими.

В конце XV-XVI веков написание иконы Покрова меняется, начали встречаться контаминированные сюжеты, объединяющие Новгородский и Суздальский изводы: изображается Роман Сладкопевец, над ним — Богородица, но Покров держит не Она Сама, а ангелы над Ней.

В XVII веке композиция образа Покрова меняется. Вместо симметричной сцены изображается шествие на Небеса по облакам к Спасителю, возглавляемое Богоматерью, держащей на руках небольшой покров, а за Ней — сонмы святых. Этот святой образ символизирует моление всей Небесной Церкви за человеческий род.

После того чудесного события в Византии прошло несколько столетий, в мире многое поменялось, исчезли с лица земли города, высохли озера и реки, разрушены многие храмы и монастыри. Но неизменяемым осталось заступничество Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, Которая распростерла Свой Покров над всем миром, а особо над ее любимым уделом – Россией, где было обретено множество ее чудотворных икон, где храмы и монастыри освящены в честь Нее — Заступницы нашей перед Богом, где Она избрала Себе удел — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где земля освящена молитвами святых. Пока стоит мир, многое может еще измениться, моря и океаны свернуться в маленькие капли, рухнут горы и скалы, но Она никогда не устанет держать Свой Покров над этой грешной землей. Нам же только следует в умилении сердец обратиться к Ней, и все беды и искушения пройдут мимо, не оставив следа: «Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

(Р)