Публикации

От избытка сердца глаголют уста

Дата: 05.11.2020

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14633

А горы в синей вышине!
 А южный бор и сосен шепот!
Под этот шум и влажный ропот
 Стоишь как в светлом полусне

И.А. Бунин

За окном быстро менялись поля и леса, и величественные реки гордо несли свои воды вдаль за горизонт, словно некто невидимый быстро переключал кадры на фотопленке. Большая страна показывала все свои прелести и раскрывала свои красоты. Вот она — великая, святая, прекрасная и такая разнообразная — Россия. Для каждого найдется здесь уголок по вкусу, ни один ее субъект не похож на другой. Вот Республика Татарстан с ее густыми богатыми лесами, которые и вдохновили знаменитого живописца Ивана Шишкина на создание известным всем картин. Или Волгоградская область — здесь уже более скромная природа, невзрачная: утонченные и худенькие березки, но не менее прекрасны, чем ее степи. Пейзажи Краснодарского края пышут богатством и плодородием. Нигде на территории России не найти больше таких мест, где каждый уголок земли плодоносит и разносит вокруг сладкие ароматы фруктов, цветов и овощей.

Но с недавнего времени Российская земля увеличила свои территории — над полуостровом Крым вознесся знакомый триколор, и загрохотали пушки с кораблей в честь долгожданного события: присоединения его к России. Полуостров Крым — это земля, оторванная от реальности, сказка, оживающая перед нашими глазами, уставшими от серости и уныния бесконечных городов. Крым — это бесконечное Черное море, уходящее, кажется, далеко за пределы Вселенной. Казалось, что в мире нет ни проблем, ни горя, ни бед, только покой и тишина. Шумит море, плещется, ласково обмывает кожу и уносит подальше все суетные мысли. На горизонте играют огоньки ночного соседнего города, на землю ложатся густые сумерки, и на темный небосклон выходит царствовать большая величественная луна. Иссиня-черное южное небо становится пестрым от маленьких звездочек, горящих как светлячки, а вода начинает сверкать от вспышек блестящих точек, оставляемых щупальцами медуз. Заиграло море, заблестело, ожило под напевом теплого ветерка, и взметнулись игриво волны, как гордый гнедой конь.

Пляшет волна, весела и резва,

Словно в театре балета.

Крымская ночь — карнавал волшебства,

Песня соленого ветра…

Необъятная синь под действием и по воле Невидимого становится послушной стихией, по Его воле этот необъезженный скакун вдруг становится мирным и тихим, и вновь спокойно рысью бегут воды, обмывая ласково берега. На Черном море как никогда ощущается величие и сила Божья: за несколько минут набегает ветер и поднимает волны, потом вновь успокаивается, и только легкая рябь волнует воду. Создателю всего сущего, повинуется строптивое море и все стихии, и горные речки послушно несут свои воды в том направлении, которое когда-то одним Своим словом Он назначил. Вспоминается евангельское событие о спасении апостола Петра на воде:

«Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! Спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих» (Мф. 14, 28-31). И те давние события оживают перед глазами при взгляде на море, которое может помочь или погубить.

Казалось, что вся природа здесь кричит о величии и славе Творца, как в стихотворении Якова Полонского «Беда-проповедник» о слепом старце, идущем с молодым послушником. Юноша решил отдохнуть и соврал, что рядом множество людей, и старик начал увлеченно, вдохновенно говорить о Христе, Сыне Божьем.

«И старца лицо просияло мгновенно;

Как ключ, пробивающий каменный слой,

Из уст его бледных живою волной

Высокая речь потекла вдохновенно —

Без веры таких не бывает речей!»…

Юноша отдохнул и, смеясь, дерзновенно сказал старцу:

«Довольно!.. пойдем!.. никого уже нет!»

Замолк грустно старец, главой поникая.

Но только замолк он — от края до края:

«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.

Аминь! — словно кричат здесь камни и горы, море и леса, возвещая о славе Создавшего их. Истинно благ и велик Создавший все это чудо с любовью и трудом великого Мастера. Ни в одном другом месте не чувствуется величие Творца так реально, близко, что в благоговении губы только и могут шептать: «Слава Богу!» и воспевать Его словами псалмопевца:

«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие твое превыше небес… Яко узрю небеса, дела перст твоих, луну и звезды, яже ты основал еси» (Пс. 8, 2-5).

Чудная Крымская ночь! Тишина и покой, соленый запах моря и трепетные огоньки от светлячков! Какие думы наводят эти минуты, когда, кажется, весь мир на мгновение останавливается, прекращая свой забег. И на душе спокойно и радостно, внезапно становится таким незначительным и мелочным все то, что тревожило сердце и волновало мятежную душу.

Писатель, сенатор и член Российской академии Павел Сумароков высказался о здешних местах:

«Здесь природа себя не пощадила: она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель... Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит... Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы».

Боже! Как же он прав…

Использованы фото из открытых источников в сети Интернет