Новости Набережночелнинской епархии

Глава Набережночелнинской епархии возглавил Литургию в день памяти святителя Митрофана Воронежского

Дата: 21.08.2025

Автор: Пресс-служба Набережночелнинской епархии

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 25

20 августа 2025 года, в попразднство Преображения Господня, в день обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1832), епископ Гавриил совершил Божественную литургию в храме Воздвижения Креста Господня города Набережные Челны.

За Литургией архипастырю сослужили секретарь Набережночелнинской епархии протоиерей Андрей Лосык, благочинный Закамского церковного округа протоиерей Андрей Дубровин, благочинный Елабужского церковного округа иеромонах Кирилл (Забавнов), настоятель храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» города Набережные Челны протоиерей Владимир Иванов, настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Сергий Писковцев, настоятель храма Трех святителей в селе Ижевка Менделеевского района иерей Александр Миронов. Диаконский чин возглавил протодиакон Дмитрий Половников.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Натальи Гладышевой.

Богослужение было совершено на церковно-славянском и кряшенском языках. На мирной и сугубой ектениях были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире. По запричастном стихе проповедь произнёс иерей Александр Миронов.

После Херувимской песни была совершена хиротония во пресвитера диакона Михаила Миронова. Представители кряшенской общины города Набережные Челны пришли молитвенно поддержать новорукоположенного, многие были в национальных одеждах. После прочтения положенных молитв епископ Гавриил дал иерею Михаилу священнические одежды, наперсный крест и служебник. В храме многократно звучал возглас «Аксиос!» — «Достоин!». 

В завершении богослужения духовенство и верующие совершили славление святителю Митрофану Воронежскому. Иерей Михаил совершил чтение заамвонной молитвы.

Епископ Гавриил обратился к верующим со словом проповеди:

«Сегодня нас собрал великий угодник Божий Митрофан Воронежский. Он, наверное, каждую жизненную проблему поймет, о чем бы мы его не попросили. Потому что он был семейным человеком — сначала у него была супруга, был сын, которого он очень любил. А потом он овдовел и принял монашество. Так что он понимает скорби и трудности семейных людей. Молится за семейных людей, понимая трудности семьи. Но и монахов понимает, как монахам непросто. Он был игуменом монастыря, храмы строил, затем стал Воронежским епископом, и там ему приходилось строить, и раскольников к вере приводить, и за всех людей молиться. А когда умер святитель Митрофан, оказалось, что не на что похоронить его, потому что он все раздавал бедным людям, все сбережения, все архиерейское жалование, достаточно большое, но он себе не скопил ничего. Мало о его подвигах было известно, настолько он был скромный, смиренный, что он все творил тайно. Помогал людям тайно, другие дела добрые делал тайно. Только когда чудеса начались на его могиле, вот тут-то люди поняли, какое великое сокровище в Воронеже лежит — мощи святителя Митрофана Воронежского.

Но особенно он молится, есть такая традиция, о положении детей в обществе. За детей молится, за молодежь, как сейчас принято говорить, он покровитель детей, молодежи и подростков. Святитель Митрофан очень переживал за своего сына и даже просил государя Петра I, чтобы он дал ему какую-нибудь работу. А царь Петр Первый часто приезжал в Воронеж — он там строил корабли из прекрасного мачтового леса на реке Воронеж, и создавал наш русский флот для борьбы со Швецией, Турцией. Они были знакомы. Пётр Первый с Митрофаном познакомился и полюбил его, но однажды чуть было его не казнил. У царя Петра был дворец в Воронеже, там стояли статуи языческих богов, и люди простые смущались, думали, что царь-то православный, что же он каких-то полуголых богов тут наставил? И святитель Митрофан, когда его царь позвал во дворец, отказался идти, пока царь не уберет этих «богов». Ну, а характер-то у царя Петра тоже был суровый, строгий, говорит: ну хорошо, не хочет ко мне идти во дворец, казнить будем его. А святой Митрофан узнал и не испугался, решил молиться, чтобы Господь его душу простил и принял, и попросил благовестом собрать народ вечером помолиться за него. Ударил благовест, а царь Петр спросил: что это за праздник, что же бьют-то так благовестно? А ему сказали, что его епископ Митрофан собирает народ перед смертью, помолиться за его грешную душу. И царь Петр удивился, что старец не боится смерти, и приказал убрать «богов» из дворца.

Когда умер святитель Митрофан, царь Петр сам нес гроб. Так он его почитал и уважал. Никого из священников и епископов он так не уважал, как Митрофана Воронежского. Потому что святитель поддерживал усиление флота, он поддерживал стремление царя Петра усилить нашу Родину, усилить нашу страну. В то же время он не потакал греховным прихотям государя. Вот за это царь его очень уважал и почитал. И сказал он после его кончины: не будет больше у меня такого святого старца.

Но когда еще жив был святитель, он просил Петра помочь его сыну, дать ему какую-нибудь работу, чтобы нашёл он своё место в жизни, ходатайствовал перед царём. И государь помог его сыну, какой-то должностью наделил. Епископ Митрофан молился, он просил за своего сына, а теперь он за наших детей на небе Господа просит. Святителю отче Митрофане, помогли нашим детям, нашей молодежи пойти в жизни правильным путём — путём добра, путём мира, правды, веры».

Новорукоположенный иерей Михаил приложил молящихся ко кресту.

(П) (П)