Публикации

Виноградник Божий

Дата: 22.09.2013

Просмотров: 7022


Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях

Евангелие от Матфея, 87 зач., XXI, 33-42

В 13-ю Неделю по Пятидесятнице в качестве назидания Церковь предлагает нам отрывок из Евангелия от Матфея, рассказывающий притчу о злых виноградарях.

Притча повествует о том, что Господь говорит о неком господине, насадившем свой виноград и поставившем смотрителя над ним. При этом хозяин виноградника оградил его, поставив точило и башню, виноградари же должны были в свое время давать ему его плоды. Но слуг, которых посылал господин, одних они избивали, других даже убивали. Тогда в надежде на то, что они устыдятся сына, он послал его к ним, но наглость их была такова, что виноградари решили убить и сына с целью овладеть всем имуществом хозяина. Свое повествование Господь заканчивает следующими словами:

«Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла; это от Господа и есть дивно в очах наших?» Поэтому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его».

По приговору самих слушателей этой притчи, злых виноградарей хозяин должен был предать злой смерти, именно такой же приговор они услышали из уст Спасителя. При этом Он еще добавил ветхозаветное воспоминание о краеугольном камне, который отвергли строители.

Притча о злых виноградарях

Общий смысл притчи состоит в том, что некогда один хозяин, под которым разумеется Господь, устроил виноградник (Ветхозаветную Церковь), в нем  насадил избранный израильский народ, оградил его Законом от влияния язычества; установил точило и построил башню, под которыми святые отцы разумеют алтарь и храм. Благоустроив виноградник, хозяин вверил его виноградарям, чтобы согласно обычаю они отдавали ему в установленном количестве плоды урожая, то есть добрые дела. Под «виноградарями» понимаются иудейские духовные народные руководители - первосвященники и члены синедриона. Еврейский народ должен был руководствоваться учением своих духовных начальников, которых Господь поставил для того, чтобы люди приготовились к принятию Христа-Миссии, но они сделали еврейский народ способом своих вожделений, преследовали только лишь свою личную корысть и интересы. Господь посылал своих слуг, то есть пророков, но начальники иудейского народа избивали их за то, что они напоминали им об их обязанностях заботиться о духовном совершенствовании народа. В конечном итоге Бог послал Единородного Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, которого они пригвоздили ко Кресту, чтобы не лишиться власти над еврейским народом.

В заключение притчи Христос называет Себя Камнем, отвергнутого строителями, то есть вождями иудейского народа, но Который стал краеугольным камнем. На этом камне Господь построил Новозаветную Церковь и изгнал из неё всех нерадивых делателей и поставил новых: апостолов, епископов и священников. Господь основал новый народ Божий, оградил таким же законом — Заповедями, оградил бескровной жертвой Христовой, которая приносится во время каждой Божественной литургией, а также дал нам Церковь — башню. Православный христианин под руководством духовных делателей — священников и епископов — должны в свое время приносить Господу добрые плоды для того, чтобы избежать той злой участи, которую навлекли на себя злые виноградари из притчи Господней.