Публикации

Крещение Господне

Дата: 17.01.2013

Просмотров: 4470

Проповедь протоиерея Владимира Головина, настоятеля Свято-Авраамиевского храма г. Болгар 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С праздником!

Вместе сопереживая день Крещения Господня, мы совершаем общее церковное торжество. Что празднуем мы – православные христиане в этот день?

Иоанн Креститель призывал людей к крещению, то есть, к омовению водами Иордана, говоря, что, как вода омывает от скверны тело, так омывается покаянием пред Богом душа. Он говорил так: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16). Иоанн ждал явления Того, о Ком говорил и пророчествовал, и, когда подошёл Иисус, он был сильно потрясён тем, как Дух Святой засвидетельствовал Спасителя. Он почувствовал в Нём безгрешного святого. Иисус, подойдя к Иоанну, попросил у него крещения – омыть Его водой в знак очищения от греха. Иоанн был в растерянности. Какой смысл погружать в Иордан для очищения Того, Кто источник чистоты и святости? Но после слов Спасителя о том, что нужно оставить это рассуждение и исполнить справедливость, Иоанн Креститель опустил свою руку на главу Иисуса и погрузил Его в воду Иордана. После этого раздался голос Отца, снизошёл Дух Святой.

С точки зрения человеческого рассудка нелогично и абсурдно Безгрешного прощать, Чистого чистить. О чём говорит Христос, о какой справедливости? Вот, мы стоим в храме в праздничной одежде, но, если бы каждый из нас заглянул внутрь себя: там скверна пороков, мерзость греха переполняет душу. И так в каждом. Почему я такой слабый, почему я такой грешный и непостоянный в верности Богу? Вот и сегодня просил у Господа силы, чтобы этот день прожить без греха. Как и вчера, как позавчера тоже и к концу дня вчерашнего, позавчерашнего мне было стыдно вставать перед лицом Божиим на вечернюю молитву, стыдно вспоминать утренние свои слова: «Господи, дай мне сил прожить в этот день без греха, потому что и вчерашний, позавчерашний я прожёг позорно и постыдно в грехах и пороках». Искренне от души хотел жить по Божиему и с такой же искренностью валялся во всех грехах. И ещё на один день приблизился к аду и к погибели. Апостол Павел говорит, что желание добра нахожу в себе, а силы, чтобы добро совершать, нет (Рим. 7:18). Бог нас создал не грешными, но Он дал нам свободу. Создав первого человека, Он одарил его даром свободы, свободы выбора: каким быть, что делать. Если бы этого дара Господь не дал человеку, человек не был бы человеком. Ну, у кого нет свободы? Вот, у камня нет свободы, он не может уйти со своего места, у дерева нет свободы. Ну, был бы я камень, дерево, был бы я роботом каким-нибудь, был бы я человеком? Нет, не был. Была бы это жизнь? Нет – существование. Этот дар был прекрасен и страшен, ведь человек мог пойти не путём Божиим. Путём погибели, путём самоуничтожения. Увы, этим путём человек идёт и поныне, именно этот путь выбрал наш прародитель, этот путь мы выбираем с вами каждый день сами добровольно. Кто виноват, что мы грешим, что непостоянные, что делаем столько зла? Можно ведь всю вину перевалить на Бога. Он дал нам свободу для того, чтобы мы выбрали не грех, а жизнь, полноту бытия. Господь вправе, как Судья, сказать человеку: «Я тебе дал свободу жить по-человечьи или по-скотски, ты зачем выбрал путь скота? У тебя же была свобода идти человечьим путём». Но Господь не возносит суда: «… Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:47). И безгрешный Сын Божий принимает добровольно на Себя вину за грехи всего человечества и поэтому, как виновный, как грешный, как грязный нисходит в воды Иордана, что вызвало трепет и ужас Иоанна Крестителя. Он принял на Себя ответственность за нашу свободу, Он принял на Себя ответственность за выбор нашей свободы, Он принял на Себя ответственность за последствия нашего выбора. Он принял на Себя наказание всего человечества, а нам вместо этого подарил радость. Он после Иордана голодал в пустыне для того, чтобы мы не знали, что такое голод ни телесный, ни душевный. Он жаждал, чтобы мы не знали, что такое жажда телесная или жажда души. Он уливался слезами на этой земле (мы читаем об этом в Евангелии не раз) для того, чтобы мы не знали, что такое слёзы. Он принял на Себя скорбь всего мира, страдал, чтобы избавить нас от страдания, умирал, чтобы избавить нас от смерти и подарить нам вечность.

Теперь, в день Крещения Господня, мы эту справедливость торжествуем, это есть суть сегодняшнего праздника. Он взял на Себя ответственность за наш выбор, а нам подарил Своё прощение, любовь и милость и излиял при Иордане Духа Святого, Который омывает, очищает и даёт силы, свою свободную волю поставить на путь радости, на путь жизни, на путь спасения, на путь наследования Царства Божия и радования.

Если меня, виновного, простил мой Господь, каким же я должен быть тогда сейчас, какой же любовью на Его любовь должен ответить я тогда? Какая должна быть во мне жизнь теперь, если Он так любит меня, если Он всё то горькое, что должно было выпасть мне, принял на Себя, мне оставив лишь одну радость? Как же должен ответно любить Его я, как всю жизнь отдать Ему?

От всей души рад поздравить всех с сегодняшним праздником и с радостью любви Божией к нам. Эта любовь Божия простирается не только на человека сегодня, но на всё творенье Божие. Во всех храмах сегодня волной по всему земному шару идёт освящение водных стихий планеты. Учёные говорят, что десять процентов из всего, что мы видим – это H2O. Поэтому, когда сегодня освящаются воды, освящается суть внутренней составляющей всей материи. Поэтому Дух Святой нисходит не только на человека, но и на всё творение, которое окружает человека. Господь дал человеку свободную волю для того, чтобы человек своей свободной волей искал путь радости, путь жизни с Богом, путь спасения, через это сам поднимаясь на божественную высоту, вместе с собой поднимая к Богу и весь мир, который Господь создал с человеком связанным неразрывно и неразлучно навечно. И вот, сегодняшним освящением вод Господь силой Святого Духа это освящение в мир несёт Сам: преображается мир и одновременно вкладывается как бы залог грядущего, полного освящения мира, которое произойдёт во время второго пришествия Христова в благодатном огне Святого Духа. Когда, по слову Иоанна Крестителя, Христос войдёт в мир ещё раз и будет всех нас крестить огнём Святого Духа, мы пройдём через этот огонь, преображающий нас к жизни вечной, очищающий от всякой скверны.

Дай Господи, чтобы сегодняшнее торжество, сегодняшняя наша молитва и эти духовные переживания благодати Духа Божия, нисходящей на нас, которая действует через освящённую воду, исполнила бы нас, и мы были бы носителем этой справедливости и правды Божией в такой силе ответной благодарной любви Господу, на какую только каждый из нас способен!

С праздником!

Источник: газета "Православный Болгар", №1 (138) январь-февраль 2013 г.