Публикации

Крещенская вода и суеверия

Дата: 18.01.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 887

Крещенская вода — великая святыня, как и переводится, кстати, греческое слово «агиасма», обозначающее эту воду. И что нам делать с этой святыней? Зачем она нам дана?

Есть несколько суеверий, связанных с Крещенской водой. Разберем некоторые из них, чтобы докопаться до истины — до того, как же нам следует относиться к Крещенской воде на самом деле.

Купание в Крещенской воде снимает грехи?

Однозначно, нет. И это не частное мнение, но учение Церкви. Грехи человеку прощаются только в трёх Таинствах: во время Крещения, во время Исповеди и во время Таинства Соборования. При этом во время Соборования прощаются только забытые человеком грехи, а значит, оно в данном контексте не подходит нам. Во время же остальных двух Таинств (Крещения и Покаяния) от человека требуется его добровольный отказ от греха и добровольное желание быть со Христом. Во время Крещения человек вслух, при священнике и иных членах христианской общины говорит о том, что он не будет служить сатане (а значит и — греху), во время же Исповеди кающийся называет свои грехи в присутствии священника и обещает Богу больше не совершать то, за что просит у Него прощения. Как видим, в обоих последних случаях для прощения греха важен акт доброй воли человека — нужно при свидетелях отказаться от греха. А что же суеверие «о прощении» грехов во время Крещенских купаний? Просто ныряешь, и всё — ты чист! Никаких душевных усилий не надо, никакой гордости побеждать не надо, ни в чем даже раскаиваться не надо! Как видим, это прямо противоречит учению Церкви о грехе как таковом, а значит, такое отношение к агиасме есть само по себе грех и кощунство.

Каждый православный христианин должен окунуться в прорубь на праздник Крещения?

Нигде и никогда в Церкви не говорилось, что человек обязан окунаться в Крещенскую прорубь. Это купание является народной традицией. И совсем не обязательно её соблюдать — во всяком случае, к духовной жизни такое купание особого отношения не имеет. К физическому здоровью — возможно, но и то от такого окунания может быть, как физическая польза, так и вред. И исходить тут нужно только из возможностей своего организма. Стоит также оговориться, что если уж окунаемся мы на Крещение в прорубь или в освящённую купель, то нужно делать это с благоговением, ведь погружаемся мы в великую святыню. Нетрезвому человеку, прыгающему в купель с нецензурной руганью, не стоит рассчитывать на пользу для души. В общем, если и окунаемся на Богоявление, то только с молитвой и благоговением.

Освящение Крещенской воды — главный момент праздника Богоявления?

Это тоже не верно. Ведь центральной частью православного праздника является Литургия, а главным в Литургии являются: чтение Священного Писания и Причащение Тела и Крови Христовых. В Писании мы слышим Слово Божие, а также поучения святых пророков и апостолов, которые относятся к празднуемому событию. Во время Причастия (и только посредством него это возможно!) мы соединяемся с Богом. И если всего этого у нас по нашему нерадению нет в Крещенскую ночь, то тщетны наши попытки как-то освятиться посредством Крещенской воды, ведь если мы сознательно и без уважительных причин игнорируем богослужение и Причащение, но бежим на освящение воды, то, значит, мы относимся к этому, как к какому-то волшебству, что недопустимо. Да, Крещенская вода — святыня, и благодать Божия, почивающая на этой святыне, благотворно влияет на тех, кто эту воду употребляет с верой и благоговением. Но если мы при этом не идём в храм, то, значит, ни благоговения, ни веры в нас нет, а есть только суеверие, и благодать-то Крещенской воды нам в таком случае может быть только в осуждение. Итак, сначала служба в храме, а уж потом — освящение воды, и тогда будет нам благодать.

Богоявленская или Крещенская?

Есть ещё такое суеверие: будто бы в сочельник накануне праздника Крещения происходит освящение Крещенской воды, а ночью во время службы освящается вода Богоявленская, и будто бы свойства этих вод разные. Сразу стоит отметить, что это суеверие как-то ныне отходит на второй план, и чаще о нём можно услышать от людей старшего возраста. Связано же это заблуждение с тем, что Великое освящение воды происходит дважды — во время Сочельника и в сам праздник Богоявления. Но нужно помнить, что вода и в том и в другом случае освящается одним и тем же чином, и значит, свойства её одинаковы.

Как видим, множество суеверий окружает Крещенскую воду, и все они по сути своей искажают истинный смысл праздника Крещения Господня, когда мы призваны вспомнить день, когда Бог явил Себя людям в образе Святой Троицы, день, когда Господь наш Иисус Христос, Родившийся в бедной пещере, смиренно принявший Крещение от рук Иоанна Предтечи, начал Свою проповедь среди людей. И если мы обратим в эти святые дни свои взгляды к нашим храмам, то и благодать Крещенской воды освятит нас по-настоящему.

(Р)