Публикации

Воины Христовы из Мелитины

Дата: 20.11.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 18023

Воины Христовы… Это выражение на слуху, но кто же они — эти воины? Существуют ли они? Часто можно услышать, особенно от неверующих, что христианство — это религия слабых, не умеющих постоять за себя людей. Так ли это? Да и что, в самом деле, значит «постоять за себя»?

На эти вопросы очень хорошо отвечает сегодняшнее житие тридцати трёх мелитинских мучеников — мужчин христиан живших в Великой Каппадокии в III веке.

В те дни Римской империей правили язычники Диоклетиан и Максимиан, бывшие гонителями Церкви. Узнав, что в Кападокии очень широко распространено запрещённое христианское учение, императоры отправили в эту область большой военный отряд для того, чтобы покарать непокорных христиан, нежелающих поклоняться идолам, а также для того, чтобы набрать в армию новых сильных воинов.

Прибыв на место, посланники правителей узнали о некоем человеке по имени Иерон, который по своей силе, мужеству и здоровью, превосходил многих — прирождённый воин, такой-то и нужен империи! Однако Иерон был христианином, и считал зазорным для себя служить в армии язычников, которые к тому же повсюду гонят его собратьев по вере. Потому-то этот прирождённый воин и отказал солдатам, пришедшим звать его на воинскую службу. Когда же они попытались силой увести его с собой, то Иерон взял подвернувшееся под руку бревно и… разогнал солдат императора, побив многих их них. Солдаты вызвали подмогу. Тогда Иерон вместе с друзьями укрылся в пещере, где они успешно сдерживали натиск превосходящих сил язычников.

Вскоре военачальнику удалось хитростью выманить Иерона с друзьями из убежища и убедить их пойти с солдатами в город Мелитину чтобы всё-таки поступить на военную службу. По дороге же Иерону было от Господа видение, из которого стало ясно, что вскоре ему с товарищами предстоит принять мученические венцы. Узнав об этом видении, остальные новобранцы обрадовались, и решили стоять за свою веру до конца…

«Одно только истинное сокровище, одно истинное наследие, одни только истинные богатства, это — те, которые скрыты на небесах; все же земные блага не приносят получающим их никакой пользы: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит»? Для меня нет ничего дороже и лучше души... Достаточно времени своей жизни потратил я на служение суете, теперь иду к Богу… Вы слышали, что наутро нас хотят заставить принести жертвы ложным языческим богам: не будем повиноваться, не поклонимся идолам и не принесем им жертву, принесем лучше жертву хвалы истинному Богу нашему и вознесем к Нему наши молитвы, услышав которые, Он подаст нам силу стойко и мужественно перенсти мучения и удостоит нас блаженной кончины». — так говорил прирождённый воин Иерон своим друзьям.

В Мелитине святых долго уговаривали, как и все «добропорядочные» граждане, исполнить ритуал государственной религии, и принести жертву римским богам. Но ни угрозы, ни уговоры не принесли язычникам духовной победы над христианами — те твёрдо стояли на своём. Тогда после долгих избиений и пыток, святых мелитинских мучников обезглавили.

Предание сохранило, что в том видении, которое было Иерону ещё на пути в Мелитину, будущий святой кроме прочего услышал такие слова: «Правым путем идешь ты, так как идешь подвизаться за Царя Небесного, и не за скоро гибнущую славу земную будешь ратовать...» Значит, всё было правильно.

Так что же такое мужество? И в чём состоит настоящий воинский подвиг христианина?

Апостол Павел так говорит о войне, которую ведут христиане: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6,12). Эта-то война будет пострашнее любой, даже самой страшной, войны между людьми, потому, что битвы её проходят в области духовной, а не на земных полях сражений, и противник, как сказал апостол, не из плоти и крови. Да и смерть духовная гораздо страшнее, чем смерть физическая, потому, что на кону вечность…

Духовная война. Все люди в ней участвуют, даже не зная об этом, потому, что все без исключения люди враги для духов злобы. А значит, все люди призваны к оружию — погибнуть или победить, и третьего не дано, и не участвовать не возможно. Но оружие в этой войне духовное, и оно так не похоже на то оружие, которым воюют в миру, да и самые великие духовные сражения могут проходить совершенно незаметно для стороннего наблюдателя. Так молящийся человек, может показаться рядом с автоматчиком слабаком, а смиренно принимающий оскорбления или побои, святой человек может показаться безвольным неудачником рядом с человеком, физически или морально размазывающим по стенам своих врагов… Но очень часто то, что выглядит слабостью в этом мире, на самом деле является всепобеждающей силой, и наоборот — тот, кто побеждает по законам этого мира, в духовном мире проигрывает главную свою войну — войну за вечность.

Итак, для того чтобы быть христианином нужно великое мужество, и вспоминаемые сегодня Христовы воины из Мелитины, которые без страха пошли за Богом сквозь саму смерть, ясно это показывают. И вот их святые имена: Иерон, Исихий, Никандр, Афанасий, Мамант, Варахий, Каллиник, Феаген, Никон, Лонгин, Феодор, Валерий, Ксанф, Феодул, Каллимах, Евгений, Феодох, Острихий, Епифаний, Максимиан, Дукитий, Клавдиан, Феофил, Гигантий, Дорофей, Феодот, Кастрикий, Аникита, Фемелий, Евтихий, Иларион, Диодот и Амонит.

Богу нашему слава!

(Р)