Публикации

Соль земли

Дата: 19.11.2022

Просмотров: 24283

19 ноября — день кончины святителя Германа, архиепископа Казанского

Легко дышится в Свияжске! Ветер несет с волжских просторов воздух, благоухающий свежестью, бодрит, придает сил. Аромат свияжских святынь укрепляет не тело, но проникает в самую душу, благоустраивает ее, свергает с нее всякое бремя.

Один из историков видел причину тяжких событий Смутного времени в «безумном молчании» народа V перед обезумевшим царем Иоанном IV. Злу почти никто не противостоял. Тех немногих, кто смел поднять голос в защиту правды и во спасение души самого царя, убивали. Среди общего безмолвия погибли митрополит Филипп и выступивший в его защиту архиепископ Казанский Герман, первый настоятель Успенского Свияжского монастыря.

Их мученичество народ запомнил. И спустя некоторое время, когда русские люди стали искать покаяния, народные вера и совесть прежде всего потребовали прославить подвиг святителей Филиппа и Германа. От имени свияжан и казанцев митрополит Казанский Гермоген просил царя Федора Иоанновича и Патриарха Иова разрешить перенести мощи святителя Германа, обретенные в 1591 году и уже прославившиеся чудотворениями, в Успенский Свияжский монастырь.

25 сентября 1592 года святыню торжественно встречали в Свияжске митрополит Гермоген, братия монастыря и горожане. В тот же день митрополит совершил отпевание святителя Германа архиерейским чином. Мощи святителя поставили в алтаре Успенского собора с правой стороны. С тех пор они — главная святыня Свияжска.

В середине XVII века митрополит Казанский Лаврентий составил первые житие святителя Германа и службу, в который святой особенно прославляется за основание Свияжского монастыря. 6 октября 1695 года митрополит Казанский Маркелл по распоряжению Патриарха Адриана освидетельствовал мощи святителя Германа, после чего они были переложены в новую липовую раку, обложенную серебром. Поток паломников в Успенскую Свияжскую обитель, к святителю Герману, умножался, и 23 июля 1714 года митрополит Казанский Тихон для удобства богомольцев перенес святые мощи из алтаря к левому столпу Успенского собора. Несколько ранее была написана небольшая икона святителя Германа, с частицей мощей, — ее по обычаю того времени возили по городам и уездам Казанской губернии. Как святыня почитались личные вещи святителя, до самой революции хранившиеся в Успенском монастыре: два освященных им антиминса, панагия с изображением Рождества Христова, наперсный архимандричий крест с изображением святителя Николая на оборотной стороне, фелонь с оплечьем, митра, собственноручно сделанные святителем Германом копие, рипиды и архиерейский посох.

В 1849 году по благословению архиепископа Владимира благотворительница Надежда Ивановна Саврасова устроила для мощей святителя Германа новую раку взамен изветшавшей раки 1696 года. Новую раку изготовили из кипарисовых досок, обложенных со всех сторон густо позолоченными серебряными пластинами. Внутренность раки покрыли пунцовым бархатом, балдахин над ней позолотили. Когда во время переоблачения мощей святителя в 1888 году его насильственная смерть была точно установлена, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин внес изменения в службу и написал акафист, в котором святитель прославлялся как страстотерпец. Однако Святейший Синод не разрешил публикацию этих текстов.

В 1922 году большевики вскрыли мощи святителя Германа и попытались увезти их из монастыря, но не смогли этого сделать — внезапно поднялся смерч, и богоборцы бежали. Дальнейшая судьба мощей довольно таинственна. Через несколько лет после вскрытия они исчезли. Существовало предание, что святыня спрятана под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев в Казани. В 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним действительно нашли ковчежец из красного дерева. Об этом сразу же сообщили архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию. Во время богослужения ларец открыли и в нем обнаружили многоцелебные мощи святителя Германа. Часть мощей перенесли в возрожденный Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, первоначально основанный святителем Германом как подворье Успенского монастыря. Другая часть 22 июля 2000 года была торжественно перенесена в Свияжский Успенский монастырь.

Мощи святителя Германа были не единственной святыней Свияжска. Особенным почитанием в этих краях пользовалась икона преподобного Сергия Радонежского, привезенная в 1551 году из Троице-Сергиевой обители, — та самая, на которой черемисы узнали таинственного старца, благословлявшего Круглую гору перед построением на ней Ивангорода Свияжского. Чтимая икона находилась в Сергиевской трапезной церкви Троице-Сергиева, а затем Иоанно-Предтеченского монастыря. Это довольно большой храмовый образ — 114 на 98 см — с поясным изображением преподобного Сергия. В левой руке святой держит хартию со словами: «Ревнуя, поревновах о Господе Бозе Вседержителе, яко оставиша завет Твой». Свияжская икона являлась копией особо почитаемой иконы преподобного Сергия, хранящейся до сих пор в Троице-Сергиевой Лавре. Ежегодно свияжская икона отправлялась с крестным ходом по Казанской губернии, который, начиная с Фоминой недели, продолжался иногда до двух месяцев. Впервые он упоминается в документах 1811 года, но со ссылкой на «старозаведенное обыкновение, возможно, со времен Троице-Сергиева монастыря». Крестный ход с иконой посещал даже Симбирскую губернию и Царевококшайский уезд (Царевококшайск ныне называется Йошкар-Олой и является столицей Республики Марий Эл). Преподобный Сергий, наряду со святителем Германом, считается покровителем и основателем Свияжска.

(Р)

Источник: журнал «Православные монастыри», выпуск №51