Публикации

Куда ведет искусство?

Дата: 20.10.2022

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16115

Verba volant, scripta manent —

Слова улетают, написанное остается.

Мир осклабился в диком злом оскале. Когда случайно поддашься соблазну и подойдешь к нему поближе, голова кружится от обилия самой разнообразной грязной и лживой информации: смерти, убийства, войны, взрывы, а над всем этим лицемерное обсуждение светлого будущего миропорядка и закона. Хочется закрыться с головой от этого шума и гвалта и уехать на край земли, где нет связи и цивилизации, чтобы думать и слышать свои мысли.

Внимательно изучая происходящее, становится страшно от упадка современной культуры, в том числе и СМИ, как составляющей ее части. Однажды случайно я посмотрела отрывок малоизвестного советского фильма, он был старый, а от того очень наивный. В том эпизоде на собрании комсомола судили одного мужчину, ведущего аморальный образ жизни: не следил за двумя своими сыновьями, пил и опаздывал на работу. И запомнилась даже не эта непривычная моему поколению сцена, а слова одной героини: «Володя, у нас такого никогда не будет, потому что мы твердо стоим на ступени нравственности и морали»! Вначале эти слова показались нелепыми и смешными, но потом от них стало тоскливо и грустно. Люди жили в огромном государстве, расположившемся на половине карты мира, ездили друг к другу в гости, понимали язык соседей и имели общую цель: работать и строить светлое будущее (абстрактное, но все же будущее). Они пели самые красивые песни, читали книги, вошедшие в золотой фонд мировой литературы, вечерами ходили в кино и краснели, когда на экране парень брал за руку девушку. Это было последнее поколение людей с чистым ясным взглядом и крепкими твердыми руками, привыкшими к тяжелой, изнурительной работе. Это последнее поколение, подарившее миру великие произведения, которые и через века не потеряют своей актуальности и будут кричать от боли и тоски.

Двадцать лет назад творческий человек говорил о жажде свободы, о несправедливости и правде, хрипел осипшим голосом  о невозможности больше так жить и желании перемен. Он открывал людям правду и его гнали, но он не случайно резонировал воздух. Сейчас осталось много нерешенных, вечных проблем: любовь и жизнь, храбрость и предательство, война и победа над смертью. Мне бы не хотелось давать оценку всему современному искусству, потому что я не принадлежу к этому миру и мнение мое только субъективно. Однако я все же вижу, что по-настоящему стоящих вещей, заставляющих задуматься и переживать, просто не осталось. Создаются некоторые подобия, мимикрирующие под золотой фонд мировой культуры, но, по сути, остающиеся бедными и пустыми. Так страну всколыхнул скандал после постановки в Новосибирском академическом театре оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера в новом видении режиссера Тимофея Кулябина. Общество вновь разделилось на два лагеря: насмехающиеся над христианскими святынями и православных, желающих защитить свою веру от поругания.

Люди искусства говорят о свободе творчества, о смелых решениях и необычных пересмотрах  всем знакомой классики, видимо, ставшей «не модной». Возникает один логичный вопрос: неужели нельзя создавать новое и прекрасное, а не разрушать то, что творили гениальные умы человечества? И неужели невозможно в кино, спектаклях, литературе не затрагивать самое святое, что только есть в нашем мире — веру? Зачем оскорблять святыню своим безумием, ведь сейчас социальные сети просто пестрят карикатурными изображениями Христа, а в одном из ведущих театров страны ставится под всеобщее одобрение кощунственный спектакль, и только тихий протест верующих слышен среди этого гомерического смеха.

Это не проблема отдельно взятых постановок или людей — режиссеров, актеров, музыкантов, сценаристов, просто общество не избаловано культурой. Как много проблем в современном алчном и жестоком мире — необъятное поле для вдохновения, но отчего-то делается ставка на переделывание вечного, но разве можно написать «Преступление и наказание», «Ревизор», «Моцарт и Сальери» лучше, чем это сделали известные авторы? Почему в трогательную постановку Чехова «Вишневый сад» современные режиссеры смеют вставлять блудные сцены, а в комедии «Горе от ума» Грибоедова главную героиню делать наркоманкой? И это наследники великой русской культуры, которой восхищаются до сих пор во всем мире и, чтобы читать произведения в оригинале и лучше чувствовать его атмосферу, специально изучают русский язык?

Сейчас кажется, что для того, чтобы привлечь внимание общественности к своей личности необходимо совершить какой-нибудь экстравагантный поступок, а чтобы спектакль стал популярным необходимо включить в сюжет Христа и на протяжении двух часов смачно богохульствовать. Но есть и иной путь — несколько часов на сцене грязно ругаться и употреблять такие выражения, которые не всегда услышишь на улице. Помню один моноспектакль молодого режиссера о жизни людей разных поколений. Скажу откровенно, сюжет меня и подкупил, но уже через несколько минут сильно разочаровал, когда со сцены послышалась площадная ненормативная лексика. После спектакля на мое возмущение, мне ответили (люди, понимающие в театре), что это — нормально, что постановка — замечательная и иначе нельзя, не поймут. Фильмы, книги и музыка сейчас и создаются для людей, не желающих и боящихся думать о высоком и вечном: несколько аккордов, элементарный текст и самый простой сюжет не способны изменить мировоззрение и мышление человека. В компании с ними можно весело провести время, но рано или поздно человеку все-таки придется остаться наедине с самим собой.

Печально смотреть на современную русскую культуру — когда-то великую, прекрасную, чистую и свежую как утренняя роса. Она удивляла иностранцев, влюбляла в себя, открывалась немногим, но говорила для всех. Музыка Шостаковича и Рахманинова и сейчас тихо звучит для каждого сердца, а князь Мышкин из известного романа «Идиот» и через века обращается к читателю: «О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! Посмотрите на ребенка. Посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят».

Русская культура (как и европейская) была изначально христоцентрична, именно благодаря христианству и появились известные произведения искусства. Русскую культуру необходимо изучать, погружаться в нее только вначале познакомившись с христианством, узнав, чему оно учит. Русская культура задает животрепещущие вопросы, заставляет думать, развивает мышление и воспитывает душу.

Искусство априори должно быть чуть выше человека, чтобы люди тянулись к нему и становились лучше. Слова забываются и улетают, но написанное навсегда остается в умах и душах.

(Р)