Публикации

Может ли смерть быть праздником?

Дата: 28.08.2022

Просмотров: 15831

28 августа православные христиане празднуют один из своих главных, двунадесятых праздников  день Успения Пресвятой Богородицы.

Успение (кончина) Божией Матери датируется 48-м годом нашей эры. Пережив своего Сына Иисуса на 15 лет, Дева Мария провела все эти годы в подвигах молитвы и поста, поэтому празднику Успения также предшествует двухнедельный пост.

По преданию, Богородица ушла в мир иной вскоре после того, как ей явился архангел Гавриил, который возвестил о скором ее отшествии на небеса и в залог оставил ей пальмовую ветвь. Ко дню успения Девы Марии все апостолы чудесным образом собрались в Иерусалиме, где жила тогда Богоматерь.

В третьем часу в доме, где находились Мария и ученики Иисуса, заблистал ослепительный свет, в лучах которого исчез потолок, и Христос, окруженный множеством ангелов, сошел в комнату. Тогда святая Дева встала с одра и поклонилась Ему. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, она предала душу в руки своего Сына и Бога, и зазвучало ангельское пение.

Богородицу похоронили в Гефсиманском саду (на этом месте позднее была воздвигнута церковь Успения), где также похоронены родители Девы Марии — святые праведные Иоаким и Анна, и ее супруг Иосиф.

По преданию, через три дня после кончины Богородицы, когда апостолы открыли гроб, они нашли в нем только погребальные пелены, так как Господь вознес на небо не только душу, но и тело Марии. Вечером того же дня она явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

***

Чтобы лучше понять, почему Успение Пресвятой Богородицы — праздник, надо иметь представление о христианском отношении к смерти вообще. Профессор богословия протодиакон Андрей Кураев пишет:

«В христианском опыте открывается, что смерть не есть антоним жизни, смерть есть часть жизни. Опыт смерти есть часть опыта жизни. Обычно говорят, что смерть настигает, вторгается в человеческую жизнь, разрушает ее и т.д. Но в христианском опыте иное восприятие смерти — это рождение в жизнь вечную. И у каждого христианина есть 3 дня рождения: день рождения по плоти от матери, день рождения в Духе в Крещении, и день смерти. В Православной Церкви дни памяти святых — это дни их смерти, а не дни рождения. И это воспринимается и часто называется новым рождением.

Много где описывается процесс смерти — душа выходит из тела, идет черным коридором, туннелем, по нему летит, впереди свет, и она попадает туда, и дальше разные люди описывают по-разному, а первый момент все описывают одинаково. Так ведь это точно такое же описание родов — если бы младенец мог описать состояние родов, он сказал бы то же самое. Он идет по черному коридору, впереди свет, он выходит на этот свет, и дальше — у всех по-разному… Так вот наш третий день рождения — это рождение в смерти. То есть христианство говорит, что не с тоской надо уходить в эти минуты, а готовиться как к новому этапу жизни.

В прежних культурах, когда наступало время старости, оно воспринималось как время всматривания в будущее, подготовки к смерти. Сегодня старость воспринимается как время борьбы за уходящую молодость, как время борьбы за прошлое, а не за будущее. Старики перестают быть носителями мудрости — в смысле умения оценивать все в жизни по самой высокой шкале, исходя из самой высокой целесообразности. «А перед лицом Бога как мне умирать будет?» Что значат эти события или другие — перед лицом Бога. И сегодня роль такого старшего поколения оказывается странной. Это поколение, борясь за романтические воспоминания своей юности — голосует за давно ушедшие идеалы… Таким образом из современной культуры вычеркнуто такое понятие, как культура смерти. Остаток жизни человека уходит на попытки возвратить молодость. А между тем для религиозного человека в смерти — продолжение жизни.

Итак, человек призван осмыслить свою смерть и пройти через нее. Это то, что открыло христианство — после Воскресения Христова смерть не есть тупик. Это в Ветхом Завете мы видели, что смерть — тупик. А теперь мы видим, что смерть есть проходной двор. Можно пройти через пространство смерти, не оставшись в нем. То есть жизнь отныне кончается не тупиком, смерть оказывается дверью, а не стенкой. И можно пройти через пространство смерти, войдя в вечную жизнь.

В жизни же человека возможны два опыта смерти. И вот в христианстве по-настоящему антонимом слова «смерть» является слово «успение». Это два разных исхода из жизни. Христос говорит: верующий в Меня, не увидит смерти вовек. А что он увидит, не останется ли он вечно жить на земле? Свое успение. Мы слышим отголосок таких слов, как спелость, успех. Это не только сон, а успешно завершенная жизнь. Как М. Цветаева однажды сказала: «Господи, душа сбылась, умысл Твой самый тайный». Душа сбылась — вот это и есть та надежда, тот призыв Христа к нам — чтобы душа родилась, сбылась.

Человек ведь долго рождается на свет и его жизнь на земле во многом зависит от того, как его вынашивала мать. Не пила ли каких-то вредных лекарств, не употребляла ли алкоголь, а может кто-то бил ее во время беременности. Тогда может случиться, что ребенок родится больным, и тогда вся жизнь его предстоящая будет тяжелой. Так вот душа каждого из нас беременна новой жизнью. Мы рождаем в себе человека. Апостол Петр называет его «внутренний человек». Мы вынашиваем в себе нашу душу. И если мы при этом будем употреблять какую-то негативную информацию из внешнего мира, сами будем продуцировать негативные чувства, вынашивать ненависть, раздражительность, безлюбовность, если не будем сами кормить свою душу добрым хлебом — она родится выкидышем, извергом в вечность. Родится недоношенной, невыкормленной в вечность. Так вот душе нужен свой хлеб, и хлеб добрый — не опилки оккультизма, а добрый евангельский хлеб. Если она этого хлеба не получает, она рождается скукоженной, и, уродуясь уже здесь, она свою уродливость переносит в дальнейшую вечную жизнь».

***

С радостью встретила Пречистая Дева свою кончину, потому что верила, что смерть есть только переход из земного мира в новый мир вечной радости. Блаженная Дева, единственная и одна только из всех людей принесшая Богу достойную душу, смогла послужить для помощи другим. Поэтому ей одной из всего множества когда-либо принявших вещания с Неба, Бог сказал: «Радуйся!».

По материалам Православного Рунета