Публикации

Цель любого Таинства — соединение с Богом

Дата: 24.08.2024

Просмотров: 20253

Сегодня всё больше и больше людей принимают святое Крещение, крестятся взрослые, крестят и младенцев. В дни особых торжеств длинной вереницей люди тянутся ко Причастию, а в посты сотни и сотни верующих соборуются, желая получить исцеление болезней душевных и телесных. Но мало кто понимает, что на самом деле происходит во время совершения церковного таинства. И виной тому не годы атеизма, а наше желание подражать западному рациональному подходу к духовности. Попытка определить таинство как внешнее действие, подающее абстрактные духовные силы и такую же абстрактную благодать, принесла свои плоды.

Сейчас среди подавляющего большинства верующих, воцерковлённых людей бытует два мнения в отношении таинств: первые считают их неким магическим действием, либо самодостаточным, либо требующим от человека веры и желания, вторые же полагают, что все церковные установления — это не более, чем традиция, но по вере человека дающая тот или иной результат. Истинные же природа, цель и значение таинства выразил ап. Павел: «…уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Цель любого таинства — соединение с Богом. Итог — схождение и пребывание в верующем Самого Святого Духа, третьего лица Святой Троицы. Да, во время совершения таинства человеку сообщается благодать, но это лишь следствие того, что человек соединился с Богом.

Крещение

А теперь попытаемся рассмотреть, что же совершается в каждом конкретном таинстве. Во время Крещения, говоря «отрекаюсь», человек объявляет войну всем силам ада, говоря «сочетаюсь», клянётся в верности Христу и как печать присяги: «верю Ему, как Царю и Богу». В Крещении человек сраспинается Христу, исповедует, что Его страдания были «во исцеление души и тела». При погружении в воду он вместе с Ним погребается, умирает для греха, и, выходя из купели, воскресает вместе с Ним для жизни в Боге.

Миропомазание

Следующее за Крещением Миропомазание предлагает человеку не какую-то абстрактную благодать, а Самого Святого Духа через помазание миром. Он сходит на крещаемого, как некогда на Христа во Иордане и на Апостолов в Сионской горнице. Человеку сообщается вся полнота благодатных даров, но не как самоцель, а как следствие единения нас с Богом.

Причастие

Неотделимым ранее от Крещения было и таинство Святого Причастия, где под видом хлеба и вина мы принимаем и получаем Самого Христа, становимся сродниками Господу по плоти. Вот оно! Обожение человеческой природы, возможное только после второго пришествия, начинается уже здесь. Царство Небесное, в которое человек вступает только после смерти, уже раскрывается внутри него. Не менее значимыми являются и другие таинства.

Венчание

Венчание восстанавливает ту первозданную взаимосвязь мужа и жены, разорванную грехопадением. Дух Святой сходит на венчающихся и даёт им неведомый доселе дар рождения и восприятия рода. Почему неведомый? Потому что, до этого физическая близость — это удовлетворение похоти, а чадородие — порой неподъемное бремя. Два человека становятся единым целым. Разве могут это сделать какие-либо подписи и печати? Нет, это подвластно только Богу. Священник ставит венчающихся рядом и, как бы от лица Бога, говорит: «се жена твоя» и «се муж твой», «и будете одной плотью, отныне вы усиливаете достоинства и скрываете недостатки друг друга».

Исповедь

Таинство Покаяния называют «вторым Крещением», поскольку и смысл и значение их сходны. Покаяние — это не просто перечисление своих грехов на исповеди, а решительное и бесповоротное изменение мышления. Сам Христос стоит перед кающимся и прощает ему грехи; Сам Дух Святой огнём Божества выжигает грехи и елеем (маслом) благодати лечит душевные раны; Сам Отец Небесный принимает кающегося в Свои объятия. Для чего же нужен священник? Об этом указывается в наставлении перед исповедью: «я священник, только свидетель и свидетельствую перед Ним (Богом) всё, что скажешь мне». Священник свидетельствует перед Богом, что грешник истинно кается, а перед грешником, что Бог действительно прощает его. Именно Он вяжет и решит грехи человеческие.

Соборование

Соборование оказывает схожее действие. Семикратное помазание освящённым маслом восполняет растраченные на грехи и пороки духовные силы. Дух Святой сходит на помазующегося и исцеляет его духовные и телесные раны, а через это подаётся здравие и телу.

Хиротония. Священство

В таинстве Священства на выбранного и испытанного человека низводится Святой Дух, Который подаёт ему власть быть пастырем и учителем в Церкви. Апостол Павел пишет: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор. 12:4). Вся полнота даров преподана человеку в Миропомазании, в таинствах Покаяния и Соборования они лишь восполняются и обновляются. А в таинствах Венчания и Священства углубляются; подавая исключительные права и возлагая сугубые обязанности. Венчается же любое таинство Евхаристией (Причастием). Поскольку, по словам апостола: «…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3) и только «…через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18).

Каждое Таинство — это событие космического, вселенского масштаба, именно в нём мы можем получить то, что ещё недоступно, но уже ощутимо и осязаемо — соединение с Богом.

Иерей Сергий МОЛЧАНОВ, г. Агрыз

Источник: газета «Православный Болгар», №1 (138) январь-февраль 2013