Публикации

Путешествие к «Праворучице» и обратно

Дата: 22.08.2019

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9588

Как-то в один день муж совершенно неожиданно влетает на кухню. Слово «влетает», конечно, не самое подходящее для его тогдашнего положения — оно у него, надо сказать, было не самое лучшее — в результате травмы ноги он был вынужден временно передвигаться на костылях. Но по высоте душевного порыва, с которым он возник передо мной, стоящей у газовой плиты за понятным делом, иначе не скажешь. Он именно «влетел» на кухню с громким гагаринским призывом: «Поехали!».

Предыстория

Образ Пресвятой Богородицы «Праворучица» нешироко известен в наших краях. Когда говоришь: «Праворучица», все переспрашивают: «Как-как? «Троеручица», наверное?». Так впервые и я отреагировала на незнакомое название иконы. Узнала я о ней после того, как муж получил тяжелую травму ноги и вынужден был отправиться на многомесячный больничный отпуск со всеми вытекающими «прелестями» недуга: госпиталями, операциями, процедурами, пилюлями и самое главное — постоянной скукой, от которой мучился с непривычки мой муж, пребывая постоянно в лежачем положении…

После продолжительного периода постельного режима костыли нам показались тогда «Эверестом» человеческой мысли в области медицины и техники. Вот на этих самых костылях он постепенно стал ходить в храм на службы. В один из весенних деньков знакомая прихожанка вручила ему буклет с описанием чудотворной иконы Божией Матери «Праворучица» и адресом, где пребывал один из списков образа. Находился он в Липецкой области, в далеком сельском храме близ Ельца. Несмотря на то, что муж уже вернулся за руль автомобиля, хоть сам и передвигался с помощью костылей, заветная «Праворучица» казалась недосягаемо далеко…

1200 километров

Недосягаема... Особенно, если учесть наши «костыльные» нюансы. Я, к своему стыду, в географии малость слабовата, поэтому с легкостью согласилась на предложение мужа, обрадовавшись новым, более интересным, чем огород, планам на отпуск. Это поначалу. Пока не посмотрела в интернете километраж от нашего города до Ельца.

— Ты знаешь, сколько туда ехать!? — спрашивала я мужа, слегка опешившего от собственной решительности. Больше 1200 километров!

Муж молчал. Я тоже помолчала. Потом вместе подумали и пошли брать благословение у батюшки на поездку.

Он сказал: «Поехали!»

В два часа утра (или еще ночи?), чтобы трасса была не сильно загружена, мы выехали из дома. Родной город прощался с нами мигающими светофорами и тишиной сонных улиц. Впереди была долгая дорога и неизвестный маршрут, отягощенный отсутствием нормального навигатора и элементарного опыта в преодолении таких расстояний. Но мы же знали, куда и зачем едем. Разве оставит в дороге Пресвятая Богородица путников, направляющихся к Ней?

Первая остановка — Сызрань

Сызрань нас встретила очень гостеприимно. К сожалению, во времени и в физических возможностях мы были очень ограниченны, поэтому не могли вдоволь нагуляться по этому замечательному старинному городу. Отправились сразу на улицу Советская, находящуюся в исторической части Сызрани. Выйдя из машины после многочасового пути, мы окунулись в атмосферу купеческого городка XIX века. Пройдя по улице вдоль старинных мещанских особняков, мы поднялись до знаменитой Спасской башни городского Кремля. Прикоснувшись к старине и налюбовавшись прекрасным видом, который открывается отсюда на реки и Вознесенский монастырь, двинулись дальше.

Мы, как только доехали до Советской улицы, сразу заприметили золотые купола, величественно возвышающиеся где-то в глубине невысоких домиков. После посещения Кремлевского холма — взяли курс на эти купола. Это оказался необыкновенной красоты собор Казанской иконы Божией Матери. Пышность внутреннего убранства храма очаровала даже моего непоседливого ребенка, который внимательно присматривался к каждой иконе, узнавая знакомых святых. Напитавшись тишиной Казанского храма и испросив помощи у Царицы Небесной в продолжение пути, мы отправились дальше. Предварительно, конечно, подкрепились к местной пиццерии.

Пенза

После Сызрани мы отправились в Пензу. Рассчитав во сколько часов мы окажемся в этом городе, решили там и заночевать. Приближаясь к Пензе, пытаюсь найти в интернете гостиницу, в которой мы могли бы принять горизонтальное положение и… выдохнуть — потому что трасса есть трасса, и опасностей она в себе таит немало. Это словно особый мир, где главной стихией является скорость. И эта стихия не прощает человеческих ошибок и легкомысленного отношения к себе. Игры со скоростью слишком дорого обходятся людям.

Ночная Пенза

До Пензы мы уже добрались затемно, ближе к 11-и ночи. По указанному оператором адресу добрались до гостиницы, номер в которой мы заняли лишь на четыре часа. Глава нашего небольшого, состоящего из трех человек, экипажа скомандовал, что продолжим мы свой путь так же, как и начали — на рассвете.

Добрались!

Село Паниковец находится неподалеку от города Ельца, в Липецкой области. Именно там, в храме Покрова Пресвятой Богородицы, находится список чудотворного образа Царицы Небесной «Праворучица».

По преданию образ «Праворучица» принадлежит кисти апостола и евангелиста Луки, и та самая древняя икона хранится в монастыре Мега Спилеон в Греции. Несколько списков образа есть и в России, в том числе и в селе Паниковец, куда, собственно, мы и держали путь.

Ну вот, наконец, мы и добрались. Выйдя из машины, словно из космического корабля, перенесшего путешествие из другой галактики, мы направились к Покровскому храму. А в нем — тишина... Мы приложились к иконам, поблагодарили Господа и Матерь Божию за то, что сохранили в дороге, а затем подошли к храмовой работнице с вопросом: «Где же образ «Праворучица»? Она нам ответила, что икона пребудет завтра на воскресную Литургию.

— Вы знаете, а мы к вам из Татарстана приехали…, — поделились мы с ней.

— Ну надо же! — удивилась женщина, — Откуда вас Пресвятая Богородица позвала! Подождите немного, сейчас трапезничать будем.

Трапеза

К трапезе собрались храмовые работницы, некоторые прихожане и бабушки, живущие постоянно при церкви. Вместе помолились, сели. За столом потекла неспешная беседа: мы рассказывали о нашем городе (естественно, главная узнаваемая его характеристика — «там, где КАМАЗы делают»), о том, как узнали о «Праворучице», как собрались, да как добрались. В разговоре мы обмолвились, что прошедшей ночью спали всего-ничего три часа, и после трапезы внимательные к словам бабушки нас отправили отдыхать — чтобы до вечернего богослужения мы немного поспали и восстановили силы.

Маша

Девочка Маша навсегда останется в отведенном этому путешествию уголочке моей памяти. Мы познакомились с ней на Всенощной. Народу, надо сказать, было немного — всего несколько человек, пришедших на службу из села. Рядом с нами встала светленькая девочка чуть повыше моего сына, опрятно одетая, и лишь изредка, скромно поглядывающая на нас. Я улыбнулась нашей новой знакомой. Каждый раз, когда мой сын начинал от скуки елозить на месте, она бросала строгий взгляд на него, от которого он вновь вытягивался, как свечка. В один момент она не выдержала и сурово сказала ему: «Стой смирно, Шестопсалмие читают, чего вертишься!». Взглянув на меня, она, как бы извиняясь, добавила: «Меня Маша попросила приглядывать за детьми на службе». Поясню: Маша — это молодая певчая на клиросе. Там же есть еще одна Мария, тоже певчая. Ну и нашего строгого «блюстителя порядка» также звали Марией. Вот такое совпадение или вовсе не совпадение, а благочестивая традиция местных жителей называть девочек именем Царицы Небесной, не знаю уж — времени не было спросить.

Словом, девочка Маша так и простояла рядом с нами всю службу. Иногда она оставляла нас, чтобы поправить подсвечники в храме, убрать сгоревшие свечи, поставить новые или подлить в какую-нибудь лампаду маслица. Замечу: девочке, без труда справляющейся с делами по храму, всего 12 лет!

История Паниковского образа

Не могу не рассказать, хотя бы вкратце, историю образа, который пребывает в Покровском храме села Паниковец.

Случилось это в 1999 году. 13 октября в храм святителя Николая села Лавы, соседнего от Паниковца, вошел взволнованный местный житель. Александр держал в руках домашнюю икону Пресвятой Богородицы «Праворучица». Он требовательно заявил: «Читайте скорее Божией Матери акафист! Она сейчас явилась мне и сказала: «Александр, вставай, неси Мою икону в храм, Я буду помогать в болезнях рук и ног. Не смотри телевизор!». С Ней, по словам Александра, были святитель Николай и Целитель Пантелеимон.

Так чудесным образом Сама Пресвятая Богородица указала на Свою икону, по молитвам перед которой обещала всем исцеления от недугов. И чудеса, надо сказать, происходят! Есть уже целая книга, в которой описываются все исцеления и случаи помощи Матери Божией по молитвам перед образом «Праворучица».

Кстати, и сам Покровский храм села Паниковец имеет свою уникальную историю. В нем служил священником дедушка святого Феофана Затворника — Иван Иванович Попов. Он же являлся и крестным отцом святителя.

Отец Алексий и воскресная служба

С отцом Алексием мы познакомились на Всенощном бдении, в субботу. Первое, что бросилось в глаза, суровость и строгость батюшки. Кажется, без его благословения в храме не пролетит и муха. Однако потом, исповедовавшись ему, начала понимать, насколько добр и любвеобилен этот человек, и за что прихожане так любят своего батюшку.

Воскресная служба началась в 7.30. Вот теперь в храме не было, куда яблоку упасть. Оказывается, на каждую воскресную службу в Паниковец, чтобы приложиться к чудотворному образу «Праворучица», съезжаются паломники с городов близлежащих и дальних. Иногда приезжает по 7-8 больших автобусов.

Литургия в храме долгая, служба заканчивается ближе к часу дня. Перед Причастием клирос и прихожане вместе пропевают Акафист Пресвятой Богородице и прикладываются к чудотворной иконе. В конце службы совершается водосвятный молебен перед образом Матери Божией «Праворучица». Батюшка очень обильно, от всей души, кропит каждого. И все, даже многолетние старушки и старики, радуются, как дети, забыв о своих болячках. Кажется, что Сама Пресвятая Богородица заглянула в окошко светлого храма...

Домой

После Литургии всех паломников гостеприимно накормили в большой трапезной. За столом казалось, что собралась одна большая семья: дяди, тети, сестры, племянники, бабушки и дедушки. Большинство из нас другу друга видели впервые, но родство духовное, которое мы обрели благодаря причастию Тела и Крови Христовых и милосердию Пресвятой Богородицы, невероятным образом сблизило всех, наполнив душу необъяснимо теплой, живой сердечной радостью.

Высокое полуденное солнце неумолимо торопило нас в обратную дорогу. Милые, добрые матушки – работницы храма, зная нашу предстоящую долгую дорогу, спешно набирали нам со стола провизию в большой пакет. Мы приложились в последний раз к иконе «Праворучица», прося Богородицу о помощи, попрощались с батюшкой, тепло обнялись с бабулечками, ставшими для нас родными, и тронулись в обратный путь. Скажу сразу: он не был легким. В какой-то момент в нас чуть не влетел автомобиль, решив по «встречке» на огромной скорости обогнать фуру. Когда он понял, что не успевает это сделать, для того, чтобы избежать столкновения с нами, водитель в последний момент резко ушел на обочину с нашей стороны. Хорошо, что там был не обрыв, а песочная насыпь,  хорошо, что мой муж не решил в последнюю секунду сделать то же самое. Хорошо, что Бог сберег…

Вернулись в свой город мы ночью. Нас встречали те же светофоры, знакомые улицы, длинные дома с рядами окон, светящихся желтым светом. Еще немного, и такой же свет загорится в окнах и нашей квартиры. И в прихожую ввалимся мы, уставшие, загруженные тяжелыми рюкзаками и сумками, но счастливые от новых надежд, подаренных Пресвятой Богородицей.