Публикации

Путешествие к Табынской святыне

Дата: 02.07.2021

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 8185

Решение ехать в Башкирию к Табынской иконе Божией Матери, что находится неподалеку от Красноусольска, пришло довольно неожиданно. Странно даже как-то: предложили-то поездку мне давно, да вот я отнекивалась — мол, вряд ли получится. Действительно, у меня отпуск в июне, а родные ехать на своей машине собрались в июле. Однако, видимо, Пресвятая Богородица решила иначе, побаловав меня этой удивительной поездкой.

Табынская икона Божией матери

Наверное, паломнические поездки так и случаются — когда Господь, Богородица или святой угодник к себе позовет. О том, насколько мне нужна была эта поездка, я поняла потом, когда уже совсем ночью мы, наконец-то, добрались до Богородице-Табынского женского монастыря и, несмотря на позднее время, пошли к святым источникам и храму. Церковь Табынской иконы Божией Матери — величественная и завораживающая, а благодаря подсветке ночью, кажется будто храм, словно небесный корабль, парит в воздухе. Первое впечатление, возможно, останется самым сильным, потому что было очень острым от необъяснимой радости, наполнившей душу. Без мистики. Просто радостно, от того, что находишься рядом со святыней, с Самой Богородицей. Что может быть лучше? Проблемы, заботы, тяготы — они там, за пределами этого рая, а здесь только ты и Матерь Небесная, так благосклонно позволившая тебе совершить эту поездку.  

Такой вид на храм открылся нам ночью

Мы поднялись к «дремлющему» в полночь храму, а затем спустились к пещерке со святым источником. В это же время подошли две женщины, установили фонарики на камнях и стали долго в полутьме на выступах пещерки расставлять свечи, тихонько молясь. Поставили свечки и мы, помолившись, перекрестились на образ Богоматери и пошли спать.

Утром, конечно же, первым делом мы поспешили в храм, который ночью видели только снаружи в освещении ярких прожекторов. Выйдя из домика, который мы заранее забронировали еще из Челнов, я восхитилась прекрасным пейзажем, гостеприимно открывшимся нам. Мы находились в небольшом поселении, находящемся как бы в низине, окруженной высокими холмами, покрытыми по-башкирски густым лесом. Идя к церкви, мы прошли мимо келий монахинь, нескольких святых целебных источников и купелей с водой.

Храм находится на краю возвышения, и чтобы добраться до святого места, необходимо преодолеть довольно длинную лестницу. Войдя внутрь, я огляделась и глубоко вдохнула церковный аромат. Храм оказался совсем небольшим. Справа располагалась большая икона с потемневшими ликами Пресвятой Богородицы и Младенца-Христа — совсем как Казанский образ, только непривычно темный, невозможно разобрать очертания глаз или губ. Есть предание, что Богоматерь сквозь темный слой «показывает» Свой пречистый лик, но только благочестивым людям с чистым сердцем. Внизу под иконой находится кусок камня, на котором икона была обретена. К этой святыне мы тоже приложились, испросив благословения Матушки Царицы Небесной и поблагодарив за Ее милости.

Как всегда, когда заходишь в церковь в другом регионе и удаленном от родного города уголке России, начинается «знакомство» с новыми святыми, особо почитаемыми в этой области. Так было и на этот раз. Глядит на меня Ксения Петербуржская с иконы, подхожу поближе – оказывается, нет, это Варвара Скворчихинская. Заинтересовавшись, я прочитала о ней в интернете. Она подвизалась в тяжелейшем подвиге юродства, так же как и Ксеньюшка — отсюда и сходство в написании. Родилась святая в конце XIX века в семье сельского священника, работала учителем, пока не грянула революция…

Святая Варвара Скворчихинская

Времена поменялись: в школе Варваре Васильевне сказали, что теперь Бога нет, а значит, нельзя ученикам на уроках рассказывать о Нем как прежде. «Да как же так, куда ж это Он делся?», — возмутилась Варвара и навсегда ушла не только из школы, но и из дома, раздав все имущество бедным. Она повязала на голову красный платок, как бы свидетельствуя о том, что красное безумие овладело людьми. Юродивая вела строгую подвижническую жизнь, людей учила молиться, призывала ходить в церковь. Уже при жизни ее почитали святой, все знали о ее прозорливости. Упокоилась подвижница 27 февраля 1966 года, а в 2001-м — ее канонизировали в лике святых. Сегодня в родном для Варвары селении Скворчиха, которое находится в Ишимбайском районе, есть монастырь и храм в честь преподобной Варвары не так давно возведенные. В местной церкви и пребывают мощи святой.

Храм в честь блаженной Варвары Скворчихинской

Выйдя из храма, мы поднялись еще выше и дошли до поклонной горы, где под сводом установлен большой крест с Табынской иконой Пресвятой Богородицы. Здесь паломники любят читать акафист Богоматери. Помолившись, мы спустились обратно вниз — к пещерке со святым источником, где были ночью. В этом году, к сожалению, колодезь, который находится в углублении пещерки, был пуст. По преданию, именно в этом месте произошло обретение иконы в 1597 году. Один монах-чернец возвращался с покоса и услышал женский голос, который сказал: «Возьми Мою икону». Однако монах решил, что, возможно, это искушение, и решил не обращать внимания на голос. На третий день, проходя там же, он снова услышал: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители приятии Мя во храм Господа Моего». Монах осмотрелся и увидел икону Божией Матери на большом камне, который нависал над двумя источниками: соленым и пресным. Он поклонился образу и поспешил в свою обитель.

Та самая пещерка

Братия с великим благоговением перенесли икону в храм. Однако на утро обнаружилось, что образ вновь вернулся на прежнее место. Тогда было решено построить над вратами часовню и там молиться перед этим образом. Как гласит предание, икона была носима в разные города: в Уфу, в Казань, но не найдя себе нигде места, образ вновь чудесным образом оказался на прежнем месте. Далее теряется след Табынского образа, Пречистенская пустынь, где он находился, разрушается. Второе обретение произошло на том же месте в 1765 году. Три пастуха-башкира у соленых ключей набрели на икону, и с ненавистью стали ее рубить со словами «это русский Бог». За такое кощунство святотатцы ослепли. Они стали плакать, и самый молодой из башкир, сильно молился и каялся в содеянном, за что бы прощен и прозрел. Он подвел двоих своих приятелей к соленому ключу. Они омыли глаза и прозрели. Тем временем жители стали волноваться о своей скотине и побежали к источникам, там они и нашли вновь икону Пресвятой Богородицы «Табынская». Образ перенесли в ближайший храм, однако на утро святыня снова исчезла. Обнаружили ее в Вознесенском храме Табынской крепости, что находится неподалеку. Икона вновь пропала во время гражданской войны (в храмах находятся ее списки) и сейчас по разным мнениям находится либо в Китае, либо в Америке или Австралии, либо в у кого-то в частной коллекции. Хотя… кто знает, может, скоро икона вновь будет кем-то обретена рядом с соленым источником.

На следующий день мы отправились в село Табынское — то самое, которое упоминается в истории. Ехали в Вознесенский храм, в котором икона чудесным образом оказалась по втором ее обретении. Церковь старинная, но несколько раз восстанавливаемая буквально из руин. В советское время здесь находился консервный завод. Сейчас — прекрасный храм с уникальным внутренним убранством. Справа от алтаря красуется довольно большой красивый белый корабль с парусами, на котором изображена Пресвятая Троица. Немного оглядевшись, я обомлела от радости, когда увидела большую икону святого Севастиана Карагандинского. Приложилась, словно родного человека обняла. А вот моего сына в этой церкви угостила сладостями Сама Пресвятая Богородица! Правда. Большой образ Богоматери стоял на подставке, и под ней было насыпано много конфет. На недоумение сына, я так же недоуменно пожала плечами, а храмовая работница подошла, взяла несколько конфеток, и дала моему ребенку, сказав: «Это тебе от Пресвятой Богородицы». Что тут можно сказать? Возможно, именно эти конфетки когда-нибудь в трудную минуту согреют душу и укрепят в вере моего сына… 

Корабль в Вознесенском храме села Табынское

В это же день мы вернулись на территорию монастыря, чтобы окунуться в целебных источниках. Их тут несколько, они имеют разный минеральный состав. Нам рассказали, что один содержит глицерин, в другом сероводород, в третьем хлорид-натрия. Они, как и все природные ключи, очень холодные, но люди с радостью в них окунаются не только сами, но и своих грудных детей погружают в святые воды, надеясь на помощь Царицы Небесной в укреплении здоровья. Здесь есть несколько оборудованных купелей, есть и небольшие бассейны с водой, откуда можно черпать воду, чтобы обливаться из ведра. Запах сероводорода от источников, конечно, бьет в нос, но только в первый день. Потом к нему привыкаешь, и он уже не смущает. Главное, что ты находишься на святом месте, которое Матерь Божия Сама избрала. Окунаясь в источники с молитвой к Пречистой, получаешь исцеление и духовное,  и телесное. Благодатное сочетание!

Дни у Табынского образа Богородицы пролетели быстро, хотя ощущалось, что время здесь как бы тянется, течет медленней обычного. Но, так или иначе, засобирались мы в дорогу. Путь до дома неблизкий — более семи часов. В машине мы ехали сначала молча, а затем вспомнили, как нашли тот дом, в котором должны были остановиться на время путешествия к Табынской святыне. Мы знали название улицы и номер дома, а вот куда двигаться в развилках узеньких дорог было непонятно. Тихонько въехали в село, затем наобум свернули, потом еще раз — и встали у дома, чтобы спросить путь. Местная женщина, которая вышла из калитки, на наш вопрос ответила: «А это как раз здесь»…

(А)