Счастье по-христиански
Просмотров: 19074
Памяти архимандрита Всеволода (Захарова), первого наместника возрожденного Раифского монастыря
Архимандрит Всеволод (Захаров) всегда следовал девизу: «В жизни важно чувствовать свою нужность, а не исключительность». Этот приветливый и открытый человек для многих был нужным, необходимым и незаменимым. Как отец Всеволод реализовывал этот и другие жизненные принципы, предлагаем узнать с его слов, взятых из интервью разных лет.
Мои университеты
Детство
— Мое детство… В моем детстве есть все — сказки, волшебство елки, чудо первого прихода в храм, вера в добрых взрослых, игры, увлечения. Мое детство протекало очень эмоционально, я был очень подвижным ребенком, меня многое интересовало, все надо было самому посмотреть, открыть для себя новую страницу. Я всегда был общественником. Организации у нас были, наподобие тимуровской. Помню, когда мне было шесть лет, в соседний двор привезли гору угля. И мы, не боясь, что нас завалит, сделали в этой горе пещеру, и это был наш штаб. Придумал это все я, видно, тогда уже во мне была жилка организатора.
Мое детство проходило в центре Казани, рядом были стадион, ЦУМ, Дворец спорта, вокзал, рынок … Поэтому до сих пор я люблю стук колес, паровозные гудки, эти звуки возвращают меня в детство. С ранних лет я любил жизнь во всех ее проявлениях.
Крестили меня младенцем. Жизнь у нас в семье была тяжелая, шесть детей, но мама все стойко выносила. Крестили меня в Никольском соборе, мама рассказала мне об этом позже. У нее был тогда очень трудный период, и в церкви она сильно плакала, и к ней подошел старенький батюшка — погладил по голове ее, погладил по голове меня и сказал: «Вырастет — священником будет». Слова его сбылись.
У нас была хорошая трудовая семья — три брата и три сестры. Я всегда поражался своей маме, она была очень трудолюбивая и очень добрая. Звали ее Любовь. Она смогла вырастить нас человечными и милосердными. Потому что сама всегда нам показывала пример христианского терпения, милосердия и любви к ближнему, иных отношений мы просто не знали. Мама была для нас образцом материнского терпения. Не каждая мать при ее-то сложной жизни могла быть такой терпеливой. Ей в голову не приходило, например, что кого-то из нас можно отдать в интернат, она тянула нас одна, воспитывала наши души, говорила о Боге. Еще у нас была соседка тетя Юлечка, которая когда я к ней приходил на кухню почаевничать, рассказывала мне о церкви, о Боге. Я любил эти беседы и мог слушать ее часами.
Благодать Церкви
— Улица Баумана была рядом, естественно, мы часто туда ходили, и когда я видел храмы — Никольский собор, Покровскую церковь, меня туда тянуло. Возможно, я тогда не мог определить, что меня заставляло останавливаться и поворачиваться к храму, но уже тогда в моем маленьком сердце было что-то, что заставило меня ближе подойти к Церкви. И Промыслом Божьим моя жизнь сложилась так, что стал служить Церкви.
Как я впервые пришел в церковь? Никто меня за ручку не брал и в храм не приводил. Бог привел меня туда самостоятельно. Я шел мимо, остановился, конечно, это воля Божья была, и шагнул в раскрытую дверь. Это было другое время, сейчас мы стали намного более демократичными. Но в те года маленький ребенок сам приходит в церковь — это было чудо. Когда я зашел в церковь, удивительно, но страха не было, наоборот, было ощущение покоя и красоты, которые сразу же покорили маленькое сердце. Мне стало очень легко, это ощущение легкости я помню и по сей день. И еще было ощущение полного слияния с этой красотой, шла служба. Естественно, из-за небольшого возраста я многого не понимал и не знал, но благодать от службы я почувствовал.
Потом постепенно, поэтапно я стал приходить к Богу. Один из священнослужителей, который меня ребенком заметил, был тогдашний игумен Анастасий, ныне Его Высокопреосвященство митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. Потом по воле Божьей он стал приглашать меня в алтарь, и я как иподьякон начал участвовать в богослужениях. Так я постепенно готовился к поступлению в духовную семинарию и к служению Господу нашему.
Священство
— Хотя я и был очень большим активистом, как я уже говорил, общественником, желания поступить в какое-то другое учебное заведение у меня не было. Я окончил первую казанскую школу, был секретарем комсомольской организации, человек восемьдесят принял в комсомол, комсомольский устав знаю до сих пор. С такой помощью комсомола я мог выбрать и другой вуз, но нет, даже в голову не приходило. В сердце моем уже было заложено желание стать священником, это была моя главная цель. И ничто не могло сбить меня с толку. Поэтому сразу после окончания школы я поступил в Московскую духовную семинарию.
Потом служил в Курской епархии, там меня рукоположили в сан священника. Служба в Курской епархии мне очень много дала, потому что одно дело — теоретические знания о жизни прихода, другое дело — практика. Личный контакт с прихожанами, которые открывают батюшке свои сердца, доверяют, это совсем другое дело. Я был очень молодой священник, но когда я видел добрые глаза своих прихожан, это укрепляло меня в верности выбранного пути, учило понимать людей. Когда с человеком говоришь, естественно, ему сопереживаешь, если сопереживаешь, значит, понимаешь, если понимаешь, то правильно его направляешь. Если священник чисто механически слушает исповедь и покаяние, то результата не будет, точно так же и у пришедшего в церковь. Нужна взаимная творческая работа, понимание на глубинном уровне. Мне и в моем первом приходе, и до сих пор приходится принимать очень длительные исповеди. Но я этому только рад, значит, служение мое не формальное.
О комсомольской идеологии
— Я был секретарем комсомольской организации, и всегда активно участвовал в общественной жизни. Я всегда хотел создать что-то новое, восстановить утерянное, вернуть то, что помогает, а не разрушает. Несмотря на отрицание религии, в идеологии комсомола основы взяты из христианства: возлюби ближнего своего как самого себя, не укради, не лжесвидетельствуй… Это все христианские законы, законы жизни.
О патриотизме
— Как бы высокопарно это ни звучало, у нас, независимо от вероисповедания, одна Родина, и она не имеет национальности. А вся проблема — в нас, если общество болеет, значит, мы его не лечим. На самом деле все зависит от нас, мы должны служить России. Не работать для России, потому что работать — это зарабатывать, а служить — вкладывать свою волю, свои чувства в благополучие нашей страны. Это очень интересно, но и очень сложно.
Монастырь
По вере вашей
— Когда мы начали восстанавливать Раифу, человеческий страх, конечно, присутствовал, но вера в то, что Бог не оставит это место и будет укреплять нас, эта вера жила во мне. Было ощущение, что Бог это место полюбит. Да, было волнение, желание сделать все побыстрее, были какие-то неудачи, но это все проходит. Остается то, что сделано. Мне кажется, что это Промысл Божий, это воля Божья, раз мы все здесь собрались вместе, проявили по благословению Божию труд, послушание, после чего воскресла святая обитель.
Притяжение Раифы
— Монастырь — это место, которое невозможно поругать никакими человеческими средствами, потому как здесь всегда был дух, молитва тех священнослужителей, братии, прихожан, которые просили милости Божией на протяжении 400 лет. И Богу было угодно вернуть это место к жизни, к вере, чтобы люди могли находить здесь тихое пристанище, богослужения, пастырское окормление. Многие паломники говорят, что это духовное пристанище, которое они искали всю жизнь. К нам часто приезжают очень известные люди, те, что не сходят с экранов телевизоров, они исповедуются, причащаются, и мы никогда не назовем их имен, потому что это тайна человеческой души, которая не хочет огласки. Это не рекламные трюки.
И хотя монашество XXI века несравнимо с монашеством XVII-XVIII веков, но неизменны богослужения, устав, канон Церкви. Мы не можем модернизировать богослужения, мы не можем модернизировать веру, она должна быть непреклонна. Следуя наставлениям святых отцов, следуя заповедям Божиим.
О тайном и явном
— Когда мне говорят, что Раифа превращается в подобие туристического центра, я всегда спрашиваю: разве плохо, когда множество народу к Богу идет? Некоторые осуждают — вот здесь суета. А разве плохо, что человек хочет посмотреть это место? А если здесь зажглась первая лампадка в человеческом сердце? Сказать: «Ты сюда не ходи, потому что ты нам мешаешь» — все равно, что признаться, что мы играем в монахов. Если хочешь уединения, есть возможность уйти в скит. Иди в лес, заройся в пещеру и жди Страшного суда. Монаха люди не смущают, у монаха есть келья, личный храм. Он войдет туда, и его никто не тронет, берет Псалтирь и читает. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6).
Главное условие монашеской жизни — отсечение своей воли. Для человека, который приходит из мира, где он привык устраивать свою жизнь по своему разумению, послушание священноначалию бывает самым тяжелым моментом. Самое трудное — не отказ от различных утех и развлечений, которые были достижимы в миру, а борьба со своими страстями.
В монастыре за эти годы сложились свои устои. Жизнью по единому монастырскому уставу живут разные люди, с разными характерами. Но покров нашей Владычицы Богородицы все равно всех объединяет, помогает. Так называемое духовное родство возникает во время совместной молитвы в храме, во время совместной жизни в монастыре.
Монастырь содержится на средства благодетелей и простых прихожан. Мы благодарны всем, кто полюбил Раифу, всем, кто не жалеет копейки по возможности, а кто имеет возможность — и рубли. Святые места всегда поднимались всем миром. Это можно считать показателем нашего мира. Помогают монастырю многие, независимо от вероисповедания, оставляют здесь частицу своих трудов.
Если б не было Раифы
— Я был бы священником и продолжал бы служить церкви и людям. В любом храме есть алтарь, есть молитва, те же прихожане, о которых надо заботиться и молиться. Я выбрал путь священства. Все остальное не может быть плохо, где бы я ни служил. Когда живешь для того, чтобы быть не исключительным, а нужным, все складывается, Бог дает, не оставляет. У меня не бывает спонтанных решений. На «авось» я ничего не делаю и, взявши в руки флаг, я не бегу захватывать город. Я думаю, верю, надеюсь. И по вере моей дается мне.
Для жизни вечной
Счастье быть нужным
— Как должен понимать счастье православный человек? — Жизнь во Христе. Счастье, когда ты встаешь утром и понимаешь, что ты кому-то нужен. Счастье, когда есть силы перекрестить себе лоб. Счастье, когда рядом с тобой близкие люди. Счастье, что есть Ангел Хранитель и Церковь, которая и поможет, и исцелит. Счастье быть не исключительным, а нужным. Счастье — это не тогда, когда деньги с неба падают, потому что деньги многие духовные проблемы не решают. Счастье, когда помогаешь другим, и таким образом помогаешь себе, своей душе. Счастье, когда в твоей душе, в твоем внутреннем храме есть благодать Божья, если этого нет, в душе образуются пустоты, и человек не так подходит ко многим вещам.
О благотворительности
— Для души христианина понятнее слов, чем в Евангелии, нет. В Евангелии сказано очень понятно для каждой души человека — возлюби ближнего своего и помогай ему. Возлюби ближнего своего, как самого себя! Потому что когда человек возлюбил ближнего, он поступает с ним так, как поступил бы с собой, со своими близкими. И здесь вопрос о том, как и зачем творить добро, разрешается сам собой.
Все могут творить добро, творить благо. И хорошо, если благотворительность войдет в сердце каждого, кто имеет такую возможность: поделиться не только радостью, но и своим материальным достатком с малоимущими, накормить детей, позаботиться о стариках, помочь восстановить храмы, монастыри, мечети, куда смогут прийти все. Каждому из нас надо помнить, что любой даже самый благополучный, здоровый, обеспеченный человек в один момент может стать больным, бедным, всеми оставленным и несчастным.
По мере возможностей каждый на своем месте, в своем послушании, которое он несет в этом обществе, должен всегда помнить о тех людях, что его окружают. Ведь это самое главное — нести человеку добро, видеть в нем образ и подобие Божие. Я бы хотел, чтобы мы, наконец, поняли, что друг без друга не можем, что ради ближнего должны идти на многое. Возлюби ближнего, как самого себя — это должно стать внутренним законом для каждого. Не обидь, не оскорби, помоги тому, кто рядом — вот это главное!
О деньгах
— Можно приобрести все — корабли, острова, а на душе при этом будет уныние и пустота. Если нет внутренней гармонии, то все становится такое пустое, далекое и ненужное. Не нужно делать деньги идолами, нельзя называть их богами и поклоняться им. Деньги не должны ставить точку в отношениях человека с людьми. Если для вас деньги важнее, чем жизнь другого, значит, вы как человек просто не состоялись. Здесь важно вовремя остановиться, вспомнить о том, что вокруг много нуждающихся, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Нужно остановиться, когда чувствуешь, что деньги для тебя все.
О наградах
— Это не мои заслуги, а всех тех священнослужителей, всего духовенства, просто в моем лице. Если бы мне не помогали, и я бы не смог помочь тем, кто в нас нуждается.
О вере
— Поверьте мне, самая крепкая вера — в глубинке страны. Мы так избалованы современным содержанием — сотовые, Интернет, машины... Мы забываем что-то, что было внутри нас, вечное, дарованное Богом. Вера спасается молитвами затворников, крепостью духовников, которые находятся в самом сердце России. Многие даже не подозревают об их существовании, но их молитва так сильна и крепка, что мы можем двигаться вперед.
О молитве
— Молитва о всех, кто любит Бога, кто верит в Бога, несет ближним своим добро — это самое главное. Будет молитва, будет здоровье — остальное приложится… Где есть молитва — там и есть созидание внутреннего своего мира, оно одухотворяется, это связь с Богом. Молитва — это когда ты открываешь не только разум, но и сердце свое. Молитва — это орудие против греховности.
О терпении
— Да, построить храм или монастырь намного быстрее, чем построить свой внутренний мир, свой внутренний храм. Можно произнести 400 раз «Господи, помилуй» без сердечного покаяния и молитвенного стояния, и ничего не получить за это. «Господь вершит свои дела неспешно». Все происходящее быстро уходит в пустоту. Вот и молитва — это не выстрел прямо в цель. Надо набраться терпения.
Большое значение в духовной жизни имеет именно терпение. Очищение души происходит только через молитву и таинства Церкви. Когда человек молится, исповедуется и причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни. Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по-настоящему помочь человеку: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5).
О главном
— Дорогие братья и сестры! Хотелось бы пожелать вам мира и спокойствия души. Враг номер один — это принятие помыслов. Это происки врага рода человеческого. Желаю вам научиться распознавать, где светлое, где темное. Чтобы не было греха уныния, недовольства жизнью. Мира вам в душе!
(К)
| Проголосовало: За - 4, против: 1. Общий рейтинг: 3 |
|