Публикации

Царские дни челнинских крестоходцев

Дата: 11.08.2016

Автор: Александр Косуров

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9666

В середине июля группа прихожан и работников Свято-Вознесенского архиерейского подворья побывала на Урале — месте последнего периода жизни и гибели представителей царского рода Романовых. Своими впечатлениями о поездке поделились её участники

Ночь с 16-го на 17-ое июля. Екатеринбург. Храм на крови

Величественное, белого камня, с золочеными куполами, устремлённое ввысь сооружение, в лучах прожекторов, прорезающих небесную твердь, без преувеличения, впечатляло! Ощущение значимости происходящему добавляло неисчислимое множество

верующих внутри и снаружи храма, тысячи зажжённых, словно звёзды, свечей, вынесенный на соборную площадь алтарь.

В эту страшную для России ночь летом 1918 года, здесь, в доме Ипатьева, на месте которого и воздвигнут нынешний храм, принял мученическую кончину последний государь Российской Империи Николай II. Вместе с ним большевиками-изуверами были расстреляны и позднее сожжены кислотой его супруга и дети — императрица Александра Феодоровна, царевич Алексей, царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, а также лейб-медик Евгений Боткин (недавно прославленный в лике святых) и верные слуги.

В память этого события митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совместно с митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Викентием, ещё несколькими архиереями и большим числом священников служил Божественную Литургию.

Во время Херувимской песни над куполом, громко хлопая крыльями, неожиданно пролетел белый голубь, озарив лица молящихся светлой улыбкой. Вот и кульминация священнодейства — Причащение Святых Христовых Тайн. Взору открывалась потрясающая панорама: одновременно со всех сторон появились десятки Чаш, верующие вереницами устремились к Источнику Жизни: «Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите».

Тысячи принявших Бога, будто горные ручейки, сливались в едином потоке. Живая людская река направлялась к последнему пристанищу Царственных страстотерпцев. Под звуки колокольного звона с хоругвями и иконами Покаянный Крестный Ход взял курс на Ганину Яму. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» — непрестанно, задавая ритм и придавая сил, звучала молитва. И, действительно, чудо: инвалиды на костылях, старики с палочками, груднички на руках родителей и в колясках, священники, монашествующие, казаки — все в едином порыве и на одном дыхании, оставляя позади ночь и преодолевая себя, достигли намеченной цели. 

Ганина Яма

Лес. Территория мужского монастыря. Ансамбль изящных бревенчатых храмов. Тот, что в честь Царственных страстотерпцев, расположился у самого рудника, где и были сокрыты святые останки. Удивительной красоты гигантские белые лилии, растущие по всей окружности облагороженной шахты, создавали атмосферу невинности и в тоже время трагичности. Молебное пение, совершённое у Поклонного Креста, достойно венчало завершение Крестного Хода. Сделан ещё один шаг на пути раскаяния за совершённые преступления предшествующих поколений. Где покаяние — там надежда на прощение,  на милость и заступничество угодников Божиих. Святые Царственные мученики, молите Бога о нас!

17 июля. Монастырь «Спорительница хлебов». Неподалёку, всего в нескольких километрах от Ганиной Ямы, расположилась эта святая обитель. Здесь, наряду со множеством служб, читается неусыпаемый акафист святым Царственным страстотерпцам. Здешний духовник схиигумен Сергий (кстати, Романов) является большим почитателем подвига Царской семьи и всей Императорской фамилии.

Ночь с 17 на 18 июля. Алапаевск

Тихий провинциальный городишко, ничем, казалось, не примечательный, если бы не одно обстоятельство, навсегда вошедшее в историю православной России: здесь в страданиях и молитве провели остаток своей земной жизни супруга Великого князя Сергея Александровича, старшая сестра императрицы Александры и основательница Марфо-Мариинской обители милосердия — Елизавета Феодоровна, её келейница инокиня Варвара и Великие князья рода Романовых.

В напольной школе, где под строгой охраной содержались невинные узники, ныне музей — экспозиция, посвящённая событиям вековой давности. Рядом основан женский православный монастырь в честь преподобномученицы Елисаветы.

В Свято-Троицком Соборе после Богослужения ежегодно в эту ночь начинается памятный Крестный ход. Сразу после выхода из храма процессия направляется к склепу, где долгое время находились тела убиенных мучеников. Конечная точка маршрута — шахта на территории монастыря в районе села Верхняя Синячиха, в которую заживо были сброшены Великая княгиня и её спутники. По преданию, из бездны доносилось пение Херувимской. В память об этом, вокруг рудника, с этим же песнопением совершается ещё один Крестный ход.

Шахта, в которую были сброшены Великая княгиня и её спутники

Комок подкатывает к горлу, перехватывает дух... По листве пробежала дрожь заморосившего вдруг дождя… Вот оно соединение миров — земного и горнего. Святая преподобномученица Елисавета, моли Бога о нас!

Воистину дивен Господь во Святых своих!

(Р)