Публикации

Народная память

Дата: 17.07.2022

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7610

Сегодня, вдень памяти святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры и их детей, хочется поразмышлять о том, как важна народная память.

Убийство царской семьи, которое произошло в 1918 году, явилось следствием другой страшной трагедии, а именно — революции. А революция стала возможна в нашей стране, благодаря многим сложившимся к тому моменту обстоятельствам. Но внимательному христианину не трудно выявить корень зла в этой ситуации — это повальное отпадение народа от веры Христовой. И произошло такое отпадение не из-за Ленина и большевиков , как это иногда говорят. Но отступление происходило постепенно, исподволь, во всех слоях общества. И фронт этой проигранной борьбы был не на баррикадах, а в сердце каждого. Это мы видим в крестьянах тех времён, это же мы видим в дворянах и даже не редко — в среде  духовенства. Об этом же писал и праведный Иоанн Кронштадтский:

«Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий… широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. — Бог карает нас за грехи».

И, конечно, убийство царской семьи — это даже не вершина безумия, которое творилось после революции, но явный, видимый символ глубочайшего духовного упадка огромного народа. И помнить об этом нужно всегда. Нет, не покаяния в грехах предков требует от нас Церковь (так как это противоречит Закону Божиему), но оценку этому убийству должен дать каждый. Принимаем мы это убийство, как «достойное воздаяние злому тирану»? Или же назовём это страшным преступлением? От этого ответа многое зависит, ведь он будет одновременно и ответом на такие вопросы, как «Революция 1917 года является злом или благом?» «Разрушения храмов и расстрелы священников — это зло или благо»? Ведь всё это звенья одной цепи, имя которой — потеря веры.

Есть, конечно, и ещё один вариант реакции на исторический факт гибели семьи последнего русского императора — это безразличие. Хотя, всем известна мысль о том, что самые страшные вещи в мире творятся исключительно по молчаливому согласию безразличных. А безразличие говорит в данном контексте о том, что урок не выучен — история падения Российской Империи не получила должного внимания, а значит, всё легко может ещё повториться.

Нам важно помнить свою историю. Но не просто знать даты и события, а ещё и уметь размышлять об этом, чтобы с одной стороны не повторять ошибок прошлого, а с другой — беречь то лучшее, что в этом прошлом было. Это относится и к Российской Империи, и к Советскому Союзу. В обоих этих периодах жизни страны было и плохое, и хорошее, и всему этому очень нужно наше внимание.

И сегодня обращаясь в молитвах к святым царственным страстотерпцам, мы не имеем в виду политику, или фантазии нынешних раскольников, порочащих память этих святых кощунственным их обожествлением, но просто говорим: «Молите Бога о нас! То, что случилось вами — это ужасно, и мы скорбим об этом! Но и радуемся вашей великой христианской стойкости, которая отныне стала для нас примером!» В этих словах звучит и любовь, и вера, и сочувствие, и прощение ошибок, и патриотизм, и внимательное отношение к истории Родины — такой многострадальной и любимой, к которой и молим Господа ныне приклонить Своё милосердие.

(Р)