Публикации

Духовный опыт святых Ветхого завета

Дата: 29.12.2019

Автор: Иерей Георгий Опарин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12434

Из проповеди иерея Георгия Опарина, клирика Свято-Вознесенского архиерейского подворья г. Набережные Челны

Перед празднованием светлого Рождества Христова Православная Церковь положила совершать в два предшествующих воскресенья особые богослужения. В эти дни мы вспоминаем святых Ветхого Завета. Чем отличаются эти два праздника: неделя святых праотец и неделя святых отец. Отличаются они тем, что в неделю святых праотец мы вспоминаем всех без исключения святых Ветхого Завета, а в неделю святых отец мы вспоминаем тех, кто входит в родословную Господа нашего Иисуса Христа, и чьи имена вы слышали в евангельском отрывке, положенном на это воскресенье. Также в неделю святых отец празднуются еще те пророки, которые предвозвещали рождение, вочеловечение Иисуса Христа.

Для чего мы вспоминаем святых отец Ветхого Завета перед Рождеством Христовым? Мы вспоминаем тех, кто своей жизнью, своими трудами, своими подвигами приблизили пришествие Господа нашего Иисуса Христа в человеческом образе. Тех, кто сумел сохранить чистоту веры, и благодаря кому смогла появиться такая необыкновенная Пресвятая Дева Мария, в которой воплотился Иисус Христос.

Святые Ветхого Завета учат нас бороться с грехом, как они в свое время жили в бушующем море греха, так и мы с вами живем в мире, где грех нас окружает повсюду. Святые нам показывают своей жизнью, как нам нужно беречься от греха. Каким же образом мы с вами можем это сделать? Только своей крепкой верой, устремленной к Богу. Только подвигом всей своей жизни, потому что без приложения усилий спастись невозможно. Горячей любовью к Господу и старанием мы должны отречься от любого греха, который пытается к нам приблизиться, который пытается помешать делу нашего спасения.

Мы с вами должны честно и мужественно посмотреть на себя, и сказать всю правду о своем духовном состоянии. А правда заключается в том, что сейчас мы настолько расслаблены, настолько немощны, что пока даже речь не идет о спасении, потому, что те требования, которые предъявлялись в Ветхом Завете, нисколько не умалились, а наоборот еще усилились. И поэтому мы с вами не должны думать, что сейчас, в наше время можно спастись тем, что мы приходим раз в неделю на богослужение, раз в месяц на причастие и по 10-15 минут молимся каждый день. Конечно же, этого недостаточно. Но даже это кажется для нас подвигом. Настолько мы с вами расслаблены. Но мы должны понимать, что мы воины Христовы, а воины должны преодолевать любые трудности, любые скорби.

Вся жизнь вокруг нас учит нас другому, учит нас наслаждению, учит нас комфорту. Наслаждайтесь, радуйтесь и не думайте ни о чем. Все вокруг нас направлено против нашего спасения. И если мы с вами не проснемся от греховного оцепенения, если мы с вами слезно не задумаемся о своей жизни, то плохи наши дела.

О нашем духовном состоянии говорит наша исповедь. Это поистине страшно, когда на исповедь приходят люди и совершенно спокойно и равнодушно перечисляют свои грехи, и это повторяется из раза в раз, из исповеди в исповедь. Это говорит о том, что мы с вами потеряли всякий стыд, всякую совесть. Грехи наши заглушили чистый голос нашего душевного камертона. Если у нас с вами не появится ненависть ко греху, пока мы с вами не скажем, беря в пример святых: не буду ни есть ни пить, пока не избавлюсь от греха. Только такая дерзость, такое духовное устремление дает нам возможность спасения. Мы должны понимать, что нашим главным деланием, является покаяние, вся наша жизнь должна быть сплошным покаянием. Мы с вами должны увидеть свои грехи и начать борьбу с ними. Постоянно молиться Господу о прощении наших грехов.

Не ищите в духовной жизни наслаждения, не ищите удовольствия. Подходят к батюшке и говорят: вот такая у меня молитва замечательная, меня чуть ли не на тридесятое небо восхищает в молитве, такие радостные ощущения. Как мне быть? Приходится объяснять человеку, что нам с вами нужно бежать от таких наслаждений и таких удовольствий. Нам нужно достичь сокрушения сердечного, а потом уже плакать о своих грехах. Если мы этого достигнем — это уже и есть великое благо. Нам нужно учиться молится. Почти все грехи, которые священник слышит на исповеди, связаны с тем, что у нас нет внимательной и глубокой молитвы. Потому что только внимательная молитва помогает нам избавиться от множества грехов.

Снова и снова мы с вами обращаемся к опыту святых отец и праотец Ветхого Завета, и учимся из их жизни не бояться скорбей, не бояться испытаний, а стремиться к Богу всей душой и всей сердцем. Только таким образом мы с вами можем найти спасение.

(К) (Р)