Публикации

Осуждение ближних

Дата: 29.06.2024

Автор: Схиигумен Сергий (ЗЛАТОУСТОВ)

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12015

Мы часто грешим осуждением других людей это одно из проявлений гордости. Осуждение ближнего многие считают незначительным грехом, но Церковь напоминает нам словами великопостной молитвы Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Право судить людей принадлежит только Богу. Мы принадлежим Богу, и Он потребует от каждого человека отчета на Страшном суде, правильно ли он использовал свои дарования, не злоупотреблял ли ими во вред себе и ближнему. Апостол Павел в Послании к Римлянам (2Рим.1:10-12) пишет: «Не извинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя... А ты что осуждаешь брата своего? Все мы предстанем на Суд Христов, и так каждый из нас за себя даст ответ Богу».

Преподобный Иоанн Савваит рассказывает о себе: «Однажды пришел ко мне в пустыню монастырский инок. Я расспрашивал его об отцах монастырских, как они живут, он отвечал: «Хорошо, молитвами твоими». Потом спросил об одном иноке, о котором носилась молва, что он живет худо. «Нисколько не переменился», — сказал он мне. «Горе ему!» — воскликнул я. И с этим словом впал в забытье. Мне представилось, что я стою близ Лобного места (Голгофы), на Лобном месте вижу Господа нашего Иисуса Христа посреди двоих разбойников. Я устремился на поклонение Ему. Но когда я приблизился ко Господу, Он обратился к предстоящим ангелам и сказал: «Отгоните его прочь; он Мне противник, антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего суда».

Все верующие во Христа составляют единый благодатный организм — тело Христово, Главой которого является Сам Христос. Если же мы нарушаем мир и согласие в любом члене этого организма, то это можно сравнить с заболеванием какого- либо органа в человеческом организме. Поэтому нам предоставлено право судить только самих себя, заглядывать в тайники своей души. Однако выяснять свои тайные помыслы хочется не всем, гораздо приятнее видеть грехи других. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай я выну сучок из глаза твоего», а вот в твоем глазе бревно. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф.7:35). Гордому человеку не нужен бес со стороны, бес сидит в нем, хочет управлять им, но и мучает его.

Осуждая ближних, мы можем сделаться орудием клеветников, сеющих смуту между христианами, помогаем лишить человека должности, доверия. Не всегда способности и знания человека позволяют ему правильно квалифицировать поступки других, поэтому людская молва может легко сбить человека с его мнения о другом. При этом мы должны сознаться в том, что гораздо охотнее верим плохому слуху, нежели хорошему. Мы не можем осуждать нравственное поведение ближних потому, что не в силах произвести о человеке правильное суждение. «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1Кор.2:11). Суд наш обычно основывается только на внешних признаках, которые часто не соответствуют внутренним качествам. Душа наша может быть известна только нам одним, да и то не всегда мы можем точно знать своих внутренних побуждений к каким-либо действиям или поступкам, потому что благодать Божия движет сердцем, не всегда сказываясь сердцу, тем более никто не знает, что в душе брата нашего.