Архиерейское богослужение: куда идти?
Просмотров: 20666
Многие священно- и церковнослужители попадали в ситуацию, когда, оказываясь на Архиерейском богослужении, не знаешь, куда идти, что говорить, а спрашивать времени уже нет. Предлагаем заранее ознакомиться и лучше выучить наизусть порядок Архиерейских богослужений.
Последование Всенощного бдения
Последование Божественной литургии
Архиерей входит в храм. Протодиакон возглашает: “Премудрость” и далее читает: “Достойно есть” (или задостойник), “Слава, И ныне”, “Господи, помилуй” трижды, “(Высоко) Преосвященнейший Владыко, благослови”. В это время протодиакон и 1-й диакон постоянно кадят Архиерея. Благочинный и настоятель становятся на свое место в ряду священников. Архиерей встает на орлец и отдает посох иподиакону. Архиерей и все священники крестятся трижды. Священники кланяются Архиерею, который их благословляет общим осенением. Архиерей облачается в мантию.
К Архиерею подходит священник с крестом на подносе. Архиерей берет крест, а священник целует руку Архиерея и отходит на прежнее место. Все священники по очереди, в порядке старшинства подходят к Архиерею, перекрестившись, целуют крест и руку Архиерея, затем отходят на свои места. Последним подходит священник с подносом, целует крест и руку Архиерея. Архиерей целует крест и полагает его на поднос. Священник целует руку Архиерея, сразу уходит в Алтарь северными дверьми и кладет крест на престол. На Литургии, на входные молитвы этот священник не выходит, так как он их уже совершил перед проскомидией.
Архиерей и все священники еще раз крестятся, и священники кланяются Архиерею, который их осеняет общим благословением.
Последование Всенощного бдения
После целования креста на встрече Архиерей следует на кафедру, потом сходит с нее и прикладывается к иконе праздника. Поднимается на амвон, поворачивается и благословляет народ на три стороны. Священники в два ряда идут за Архиереем до амвона, к иконе не прикладываются, стоя перед амвоном, кланяются в ответ на благословение Архиерея. Архиерей поворачивается и заходит в алтарь Царскими вратами, которые открывают иподиаконы. Священники одновременно с Архиереем входят в алтарь боковыми дверями. Архиерей и священники прикладываются к престолу и встают на свои места.
На всенощном бдении священник, который выходил на встречу с крестом, входит в алтарь, полагает крест на престол, идет на Горнее место и принимает у иподиакона или протодиакона кадило. Протодиакон заходит в алтарь, отдает иподиакону или священнику кадило, принимает у иподиакона диаконскую свечу и становится рядом со священником, справа от него. Архиерей входит в алтарь и прикладывается к престолу. Священник, стоя чуть правее от центра Горнего места, испрашивает благословение у Архиерея на кадило: “Благослови, (Высоко) Преосвященнейший Владыко, кадило”. Далее священник, предшествуемый протодиаконом, совершает обычное каждение алтаря. Архиерея кадит трижды по трижды. Протодиакон выходит на амвон и возглашает: “Восстаните”. В это время все духовенство собирается на Горнем месте. Протодиакон возвращается в алтарь. На возгласе: “Слава Святей...” все духовенство на Горнем месте по знаку протодиакона крестится, кланяется Архиерею и поет: “Приидите, поклонимся...”. По окончании пения все снова крестятся, кланяются Архиерею и расходятся по своим местам. Протодиакон отдает свечу 1-му диакону, который идет перед священником, совершающим полное каждение храма.
Есть распространенная традиция, когда совершающего каждение священника сопровождают два диакона. В этом вопросе ориентироваться надо на указания протодиакона.
По возвращении в алтарь священник кадит престол, отходит вправо и становится вместе с диаконом против Архиерея. Священник кадит Архиерея трижды, диакона трижды и отдает кадило диакону. Диакон кадит священника трижды, и священник с диаконом крестятся, кланяются Архиерею и отходят на свои места.
Царские врата закрывают иподиаконы. Протодиакон произносит мирную ектению. Священник делает возглас после ектении и после окончания возгласа кланяется Архиерею.
Это указание касается и всех возгласов, творимых иереем на службе.
После возгласа мирной ектении священник, протодиакон и все остальное духовенство, находящееся в алтаре, подходит под благословение к Архиерею.
Перед выходом на произнесение любой ектении диакон крестится на Горнем месте и кланяется не священнику, а Архиерею.
Каждение на “Господи, воззвах...” совершает пара младших диаконов. Они берут кадила, крестятся на Горнем месте, поворачиваются лицом к Архиерею, поднимают кадила, и старший из двух диаконов говорит: “Благослови, (Высоко) Преосвященнейший Владыко, кадило”. Архиерей благословляет кадила. Диаконы совершают каждение по обычной схеме, архиерея кадят вначале трижды по трижды, а в конце каждения трижды.
Во время пения стихир на: “Господи, воззвах...” все священники, а если много священников, то те, кому укажет благочинный, облачаются в епитрахили, поручи, фелони и головные уборы. По окончании каждения все облаченные священники становятся около престола в два ряда по старшинству. На предстоятельское место становится старший священник (обычно благочинный или настоятель).
После того, как канонарх возгласит: “И ныне”, младшие диаконы открывают Царские врата. Все священники (предстоящий священник и протодиакон) и протодиакон прикладываются к престолу и идут к Горнему месту. Протодиакон на Горнем месте принимает у иподиакона кадило. Все священники и протодиакон крестятся на восток, поворачиваются и кланяются Архиерею. Протодиакон берет у Архиерея благословение на кадило. Все духовенство исходит на солею. Протодиакон кадит местные иконы, входит в алтарь, идет вправо, кадит Архиерея трижды по трижды, идет к Царским вратам и испрашивает у Архиерея благословение на вход. Архиерей благословляет вход, протодиакон кадит Архиерея трижды со словами: “Ис полла”, становится в Царских вратах и возглашает: “Премудрость прости”. Далее протодиакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон и отдает кадило иподиакону. Все священники крестятся, кланяются предстоятелю и заходят Царскими вратами в алтарь, прикладываясь каждый к той иконе на Царских вратах, какая с его стороны. Предстоятель прикладывается, как обычно, к иконам у Царских врат, но народ не благословляет рукой, а только слегка кланяется ему.
Это указание касается также всех тех моментов службы, когда священнику положено осенять народ рукой.
Все священники и протодиакон крестятся, прикладываются к престолу и идут к Горнему месту. На Горнем месте все духовенство крестится и кланяется Архиерею. Хор заканчивает пение: “Свете тихий”. 1-й священник и протодиакон кланяются Архиерею. Протодиакон: “Вонмем”. Иерей: “Мир всем” (без осенения народа рукой). Протодиакон возглашает, по обычаю, прокимен. После него все священники и протодиакон крестятся, кланяются Архиерею и расходятся по своим местам. Иподиаконы закрывают Царские врата. Если есть паремии, то протодиакон, стоя у престола, подает положенные на них возгласы. Священник, начинавший службу, становится на предстоятельское место. Остальные священники отлагают фелони и отходят от престола на свои места. Далее служба идет обычным чином.
Если предполагается лития, то на просительной ектении все священники, облаченные в епитрахили, поручи и головные уборы, становятся в два ряда по бокам от престола. Священник, стоявший у Престола, также отлагает фелонь и становится на свое место в ряду священников. Два диакона, назначенные протодиаконом, принимают на Горнем месте у иподиаконов кадила. Архиерей становится на предстоятельское место. После возгласа: “Буди держава…” диаконы открывают Царские врата. Архиерей и все духовенство два раза крестятся, прикладываются к престолу, все еще один раз крестятся, и Архиерей благословляет общим осенением духовенство. В этот момент диаконы берут благословение на кадило. Архиерей исходит на литию Царскими вратами, все иереи и диаконы – боковыми дверьми. После того, как Архиерей вышел из алтаря, Царские врата сразу закрываются диаконами. Диаконы с кадилами совершают каждение.
Относительно схемы каждения на литии практика весьма неоднородна. Учитывая то, что мы ставим целью показать практику Московской епархии, мы подробно опишем схему, принятую в Успенском кафедральном храме Новодевичьего монастыря. Диаконы совершают полное каждение алтаря, иконостаса, праздничной иконы (трижды по трижды), Архиерея (трижды по трижды) и духовенства (с середины храма), клиросов и народа (с амвона), Царских врат, икон Спасителя и Богоматери, иконы праздника (трижды) и Архиерея (трижды). Далее диаконы крестятся, кланяются Архиерею и отдают кадила иподиакону, а сами становятся в ряд с прочими диаконами.
Далее лития идет обычным чином. На возгласе по “Отче наш”: “Яко Твое есть Царство...” иподиаконы открывают Царские врата. На этом же возгласе протодиакон принимает у иподиакона кадило и испрашивает благословение у Архиерея на каждение. Во время пения тропаря протодиакон кадит литийный прибор вокруг трижды, затем кадит икону праздника, Архиерея трижды по трижды, духовенство, затем крестится, кланяется Архиерею и отдает кадило иподиакону. По окончании молитвы на освящение хлеба, пшеницы вина и елея все священнослужители (они слушали молитву, сняв головные уборы) крестятся, кланяются Архиерею, уходят в алтарь боковыми дверями (младшие идут впереди) и становятся в два ряда около престола. За один стих до окончания пения хором 33-го псалма все духовенство поворачивается лицом к Царским вратам (1-я пара священников выходит ближе к Царским вратам), и все кланяются в ответ на благословение Архиерея. Архиерей осеняет народ со словами: “Благословение Господне…” и входит в алтарь. Архиерей и все духовенство крестятся, прикладываются к престолу. Все духовенство кланяется Архиерею в ответ на его благословение. Диаконы закрывают Царские врата. Архиерей отходит на свое место и разоблачается. Настоятель подносит Архиерею освященный хлеб и вино (готовят на подносе иподиаконы). На предстоятельское место становится священник, начинавший службу, и этот же священник во время чтения второй части шестопсалмия выходит на солею к Царским вратам читать положенные тайные молитвы.
Далее всенощное бдение продолжается обычным чином. Полиелей, совершаемый архиерейским служением, не имеет каких-то особых отличий от совершаемого соборным иерейским служением. Помазание всех священнослужителей совершает Архиерей, стоя на кафедре. После помазания духовенства все священнослужители крестятся, кланяются Архиерею и уходят в алтарь. В алтаре все священнослужители крестятся, прикладываются к престолу, из Царских врат кланяются Архиерею и расходятся по своим местам. Если помазание верующих предполагается более, чем от одной иконы, то назначенные священники идут к своим местам и совершают помазание.
Диакон, произносящий малую ектению во время чтения канона, выходит на солею из северной двери, становится по центру от Царских врат, крестится, кланяется Архиерею и говорит ектению. Священник, который начинал службу, стоя в алтаре делает возглас и в конце его кланяется из Царских врат Архиерею. Диакон во время возгласа отходит вправо к иконе Спасителя, а в конце возгласа также крестится и вместе со священником кланяется Архиерею. Если во время малой ектении по 6-й песни канона Архиерей продолжает помазывать верующих, то протодиакон с кадилом в руках выходит из северной двери на солею и становится напротив иконы Божией Матери. По возгласе ектении протодиакон крестится, кланяется Архиерею вместе со священником и диаконом, говорившими ектению, и испрашивает у Архиерея благословение на кадило.
После того, как Архиерей вернется в алтарь после помазания народа, диаконы закрывают Царские врата.
Во время пения стихир на “Хвалите...” все священники, облаченные в фелони, становятся в два ряда по сторонам Престола. На предстоятельское место становится Архиерей. На “И ныне” диаконы открывают Царские врата. Иподиаконы подают Архиерею трикирий и дикирий. Архиерей возглашает: “Слава Тебе...”, исходит на амвон и осеняет народ на три стороны. Все священники поворачиваются лицом к Царским вратам. 1-я пара иереев выходит на середину пространства между престолом и Царскими вратами и становится лицом к Царским вратам. Архиерей поворачивается и, стоя на амвоне, осеняет духовенство дикирием и трикирием. Все священнослужители кланяются Архиерею и отходят на свои места. Архиерей входит в алтарь и отдает свечи иподиаконам. В конце пения Трисвятого после славословия протодиакон, 1-й диакон и иподиаконы с дикирием и трикирием крестятся на Горнем месте, кланяются Архиерею. Диаконы исходят на солею произносить ектении. На сугубой ектении, при поминовении имени служащего Архиерея, все священники крестятся и кланяются Архиерею. Перед возгласом: “Мир всем” и перед выходом Архиерея из алтаря для произнесения отпуста Архиерей благословляет духовенство, а оно ему в ответ кланяется.
После отпуста утрени Архиерей и все священники крестятся, прикладываются к престолу, Архиерей осеняет духовенство общим благословением, а священнослужители кланяются Архиерею. Диаконы закрывают Царские врата. Архиерей и все священнослужители разоблачаются. Священник, начинавший службу, в епитрахили, поручах и головном уборе становится на предстоятельское место и заканчивает, по обычаю, 1-й час.
Во время чтения молитвы часа Архиерей и все духовенство крестятся и прикладываются к престолу. Иподиаконы открывают Царские врата. Архиерей исходит из алтаря Царскими вратами, а священники и диаконы боковыми дверями. Все священнослужители встают в два ряда перед амвоном лицом к алтарю. Священник, стоя у иконы Богоматери лицом к народу, делает отпуст часа, уходит в алтарь, разоблачается, выходит из алтаря и встает на свое место в ряду духовенства. После отпуста 1-го часа хор поет: “Господи, помилуй” (трижды). Архиерей, стоя на амвоне в мантии, говорит слово верующим. После этого все поют тропарь или величание праздника, и Архиерей в предшествии духовенства идет в конец храма. В конце храма духовенство становится в два ряда лицом друг к другу. Архиерей становится на орлец, и иподиаконы снимают с него мантию. Хор поет: “Утверждение на Тя надеющихся...” (ирмос 3-й песни канона на Сретение Господне, глас 3). Архиерей и все духовенство три раза крестятся, и Архиерей осеняет народ на три стороны. Хор поет: “Ис полла”. Архиерей в сопровождении благочинного и настоятеля исходит из храма.
Последование Божественной литургии
Архиерей идет по ковру к амвону, священники в 2 ряда идут за Архиереем, старшие впереди. Диаконы идут к алтарю (впереди Архиерея) и становятся в ряд перед кафедрой лицом к ней. Архиерей поднимается на кафедру. Диаконы трижды кадят Архиерея, благословляющего их, и уходят в алтарь боковыми дверями. Архиерей доходит до амвона. Протодиакон, стоя по правую руку от Архиерея, крестится, кланяется Архиерею и начинает чтение входных молитв.
На Литургии на входных молитвах к иконам Спасителя и Божией Матери прикладывается только Архиерей, а священники во время чтения молитв стоят на своих местах, снимая в положенный момент клобуки и камилавки.
После окончания входных молитв Архиерей благословляет на три стороны народ и идет на кафедру. Священники кланяются в ответ на благословение Архиерея и идут за ним к кафедре, старшие впереди. В это время из алтаря выходят иподиаконы, участвующие в облачении Архиерея. За ними из северной двери сразу выходит 1-й диакон с двумя кадилами, одно из которых он отдает протодиакону. Протодиакон и 1-й диакон стоят на амвоне лицом к Архиерею.
Архиерей, все священники, протодиакон, 1-й диакон и иподиаконы крестятся на алтарь, кланяются Архиерею, и все священники по очереди, в порядке старшинства подходят к Архиерею под благословение, затем сразу уходят в алтарь, не дожидаясь друг друга. После того, как Архиерей снимет с себя рясу, протодиакон и 1-й диакон берут благословение на кадило.
Во время облачения Архиерея 1-й диакон возглашает: “Господу, помолимся” и протодиакон читает положенные стихи из книг Исход, пророка Исайи и псалмопевца Давида. Протодиакон и 1-й диакон беспрерывно и синхронно друг с другом совершают каждение Архиерея.
По приходе в алтарь каждый священник облачается в полное облачение с головным убором, какой ему положен (если не был облачен перед встречей). Все духовенство выстраивается в два ряда по старшинству по сторонам престола. Как только протодиакон начнет возглас: “Тако да просветится...” (Мф. 5:16), все священники и диаконы крестятся, прикладываются к престолу, выходят боковыми дверьми на солею и становятся в одну линию с протодиаконом и 1-м диаконом, лицом к Архиерею. Архиерей осеняет духовенство дикирием и трикирием, и священнослужители идут к кафедре двумя рядами. После осенения народа Архиерей отдает дикирий и трикирий иподиаконам и благословляет протодиакона и 1-го диакона, кадящих его в это время трижды по трижды. Все священники, диаконы и иподиаконы с дикирием, трикирием и жезлом крестятся и кланяются Архиерею. Затем иподиаконы с дикирием и трикирием уходят в алтарь, по пути забирая у протодиакона и 1-го диакона кадила. Протодиакон и 1-й диакон идут к кафедре, и все диаконы выстраиваются в два ряда, лицом друг к другу (лицом к алтарю!), между рядами священников.
Архиерей читает положенные перед началом Литургии молитвы. Протодиакон: “Время сотворити Господеви...”. 1-й священник берет благословение у Архиерея, уходит южными дверями (на Пасхальной седмице Царскими вратами) в алтарь и становится перед престолом. Протодиакон: “Помолися о нас…”, и все диаконы попарно подходят под благословение к Архиерею. Протодиакон идет на солею, а остальные диаконы встают в один ряд за архиерейской кафедрой. Иподиаконы отверзают Царские врата, 1-й священник два раза крестится, прикладывается к Евангелию и престолу, еще раз крестится, поворачивается, кланяется вместе с протодиаконом и иподиаконами Архиерею, вновь обращается к престолу, берет в руки напрестольное Евангелие. Протодиакон: “Благослови, Владыко”. 1-й священник: “Благословено Царство...”, осеняет крестообразно Евангелием престол, кладет Евангелие, один раз крестится, прикладывается к Евангелию и престолу, поворачивается, кланяется вместе с протодиаконом и иподиаконами Архиерею и становится с южной стороны престола. На прошении: “О Великом Господине...” 1-й священник и два иподиакона становятся перед престолом, один раз крестятся и на поминовении служащего Архиерея кланяются ему вместе с протодиаконом в ответ на благословение. 1-й священник отходит на свое место. Все священники, стоящие у кафедры, также на этом прошении мирной ектении крестятся и кланяются Архиерею.
На прошении: “О избавитися нам…” 2-й и 3-й диаконы выходят из-за кафедры и идут посередине между рядами священников на солею. 2-й диакон становится возле иконы Богоматери, а 3-й – рядом с протодиаконом, справа от него.
Возглас после мирной ектении: “Яко подобает Тебе...” делает 1-й священник. На словах: “Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно...” 1-й священник крестится. На словах: “и во веки веков” выходит на пространство перед престолом, становится лицом к Архиерею и кланяется ему вместе с протодиаконом и двумя диаконами. На этом же возгласе 2-й и 3-й священники также крестятся, кланяются Архиерею и уходят в алтарь боковыми дверьми (на Светлой седмице Царскими вратами). Войдя в алтарь, 2-й и 3-й священники один раз крестятся, прикладываются к престолу (с боковых сторон), выходят к Царским вратам, становятся лицом к Архиерею, кланяются ему, потом друг другу и встают на свои места сбоку от престола. Протодиакон идет к кафедре вместе с иподиаконами, несущими омовение. Архиерей во время 1-го антифона омывает руки. Протодиакон читает: “Умыю в неповинных…” (Пс. 25:6-12) и встает за кафедру.
Практика относительно числа священников, уходящих после мирной и первой малой ектений в алтарь, неодинакова. Архиерей может указывать это число лично.
2-й диакон произносит 1-ю малую ектению. Возглас по первой малой ектении делает 2-й священник и также вышеуказанным образом в конце возгласа кланяется Архиерею, стоя в Царских вратах вместе со 2-м и 3-м диаконами. На этом возгласе 4-й и 5-й священники крестятся, кланяются Архиерею и уходят боковыми дверями (на Пасхальной седмице – Царскими вратами) в алтарь, там один раз крестятся, прикладываются к престолу, выходят к Царским вратам, кланяются Архиерею, кланяются друг другу и встают на свои места.
3-й диакон говорит 2-ю малую ектению. Во время нее все диаконы, стоящие за кафедрой, идут на солею и встают в один ряд лицом к алтарю. Возглас по второй малой ектении делает 3-й священник, который также в конце возгласа кланяется Архиерею, стоя в Царских вратах, одновременно со всеми диаконами, стоящими на амвоне, и всеми священниками, стоящими у кафедры. После возгласа все эти священники и все диаконы идут в алтарь через боковые двери (на Пасхальной седмице – через Царские врата). В алтаре все пришедшие священники и диаконы крестятся, прикладываются к престолу, кланяются из Царских врат Архиерею и становятся на свои места. 1-й и 2-й диаконы идут на Горнее место и принимают у иподиакона кадила.
Во время пения третьего антифона 1-й священник и протодиакон становятся перед престолом, два раза крестятся, прикладываются к престолу, крестятся и кланяются Архиерею. 1-й священник берет с престола Евангелие и подает его протодиакону, который идет с Евангелием на Горнее место. Все священники, протодиакон, 1-й и 2-й диаконы и иподиаконы крестятся, священники прикладываются к престолу, все кланяются Архиерею (священники – из Царских врат). 1-й и 2-й диаконы испрашивают благословение на кадило, и все духовенство шествует на малый вход. Порядок таков: свещеносец, посошник,1-й и 2-й диакон с кадилами, иподиаконы с дикирием и рипидой, протодиакон с Евангелием, иподиаконы с рипидой и трикирием, священники в порядке старшинства, старшие впереди. Протодиакон, спускаясь с амвона, тихо говорит: “Господу помолимся”, и Архиерей читает молитву входа. Когда священники начинают спускаться с амвона, то каждый идет на свою сторону (направо или налево) к кафедре. 1-й и 2-й диаконы вместе с иподиаконами обходят кафедру, расходятся по сторонам и становятся на уровне последней пары иереев (или приблизительно 4-й пары, если иереев много) лицом друг к другу. По знаку протодиакона все духовенство крестится на алтарь и кланяется Архиерею. Протодиакон испрашивает благословение у Архиерея на вход и подносит ему Евангелие для целования. Архиерей прикладывается к Евангелию, протодиакон целует руку Архиерея, потом, повернувшись на восток, возглашает: “Премудрость, прости” и поворачивается на запад. После возгласа протодиакона все духовенство поет: “Приидите, поклонимся...”. 1-й и 2-й диаконы идут к кафедре и кадят Евангелие. Когда Архиерей начнет поклоняться Евангелию и благословлять свечами на восток, – диаконы кадят Архиерея. Когда Архиерей начнет осенять народ, то диаконы опять кадят Евангелие. В момент, когда Архиерей начнет сходить с кафедры, 1-й и 2-й священники поддерживают его под руки. Протодиакон, 1-й и 2-й диаконы впереди всего духовенства идут в алтарь. Архиерей идет к амвону, за ним в два ряда идут священники, старшие впереди. Когда Архиерей поднимается на амвон, 1-й и 2-й священники поддерживают его под руки и отходят назад. Архиерей благословляет народ дикирием и трикирием. Священники, стоя в два ряда перед солеей лицом к Архиерею, кланяются ему. Протодиакон принимает у Архиерея трикирий и идет на Горнее место. Архиерей прикладывается к иконам у Царских врат и входит в алтарь. За ним в алтарь в два ряда входят священники, прикладываясь каждый к той иконе у Царских врат, которая с его стороны. Диакон подает Архиерею кадило.
Архиерей с дикирием в руке совершает каждение алтаря, предваряемый протодиаконом, несущим трикирий. В то время, как Архиерей кадит Царские врата и выходит из алтаря кадить иконостас, все священники и диаконы крестятся, прикладываются к престолу, кланяются Архиерею из Царских врат и отходят на свои места. Все диаконы и иподиаконы собираются на Горнем месте. Архиерей кадит иконостас, клиросы и народ, затем входит в алтарь и кадит духовенство. Все священники отвечают поклоном. Далее Архиерей кадит протодиакона и отдает ему кадило. Протодиакон кадит Архиерея трижды по трижды, крестится вместе со всем духовенством, стоящим на Горнем месте, и кланяется Архиерею. После того, как хор спел большое “Ис полла эти, дэспота” (далее сокращенно – “Ис полла”), это же многолетие поют все, находящиеся в алтаре. Когда Архиерей начнет читать по Чиновнику молитву Трисвятого, тогда ее по Служебнику начинают читать и священники.
О чтении тайных молитв по Служебнику: по сложившейся традиции на Литургии священники начинают использовать Служебник для чтения тайных молитв только после входа в алтарь.
Последний кондак на “И ныне” по традиции поет духовенство в алтаре. В конце пения последнего кондака протодиакон прикладывается к престолу, испрашивает у Архиерея благословение: “Благослови, Владыко, время Трисвятаго” и исходит на солею. Дальнейшие возгласы протодиакона такие же, как и на иерейском богослужении.
Трисвятое один раз поет хор. В это время протодиакон принимает у иподиакона дикирий и подает его Архиерею. Второй раз поет духовенство. В это время 2-й священник берет с престола напрестольный крест и подает его Архиерею лицевой стороной креста к Архиерею. Третий раз Трисвятое поет хор. В это время Архиерей выходит с крестом и дикирием на солею. Все священники поворачиваются лицом к Царским вратам, причем 1-й и 2-й священники выходят на середину пространства перед престолом. Все диаконы и иподиаконы расходятся с Горнего места по своим местам. 1-й иподиакон возжигает трикирий и подает его протодиакону, стоящему на Горнем месте.
Архиерей возглашает: “Призри...” (Пс. 79:15-16), а трио в четвертый раз поет Трисвятое. Архиерей осеняет народ, затем поворачивается и осеняет духовенство в алтаре. Священники кланяются Архиерею и отходят на свои места. 2-й священник в Царских вратах принимает крест у Архиерея и кладет его на престол. Архиерей прикладывается к престолу, идет на Горнее место, осеняя его дикирием, отдает дикирий иподиакону и восходит на Горнее место. Протодиакон при этом говорит: “Повели, (Высоко) Преосвященнейший Владыко”, “благослови, (Высоко) Преосвященнейший Владыко, Горний престол”, “Троицы явление во Иордане бысть, само бо Пребожественное Естество Отец возгласи, Сей крещаемый Сын возлюбленный мой, Дух же прииде к подобному, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки” (3-й тропарь 8-й песни 1-го канона на Богоявление) и подает Архиерею трикирий. После того, как Архиерей приложился к престолу, все священники прикладываются к престолу и переходят ближе к Горнему месту в порядке старшинства. Хор поет пятый раз Трисвятое. Шестой раз – поет духовенство. Архиерей, стоя на Горнем месте, осеняет трикирием духовенство, которое кланяется Архиерею. Трикирий у Архиерея принимает иподиакон. 1-й диакон крестится, прикладывается к престолу, подходит к Архиерею с Апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку Архиерея и идет по левой стороне от престола через Царские врата на амвон для чтения Апостола. Хор поет: “Слава, И ныне, Святый Бессмертный…”, – и еще один раз: “Святый Боже”.
Протодиакон: “Вонмем”. Архиерей: “Мир всем”. 1-й диакон: “И духови...”, и далее читает, как обычно, прокимен и Апостол. Иподиаконы снимают с Архиерея большой омофор. 3-й диакон становится перед Архиереем. Иподиаконы возлагают омофор на руки диакону. Архиерей благословляет диакона, тот целует руку Архиерея, отходит с омофором к южной стороне престола и встает лицом к престолу, держа омофор двумя ладонями на уровне
своих плеч.
По уставу каждение положено совершать на аллилуарии, но, по повсеместно установившейся практике, сразу после того, как с Архиерея сняли омофор, к нему подходят протодиакон с кадилом и иподиакон с ладанницей и ложечкой (в ладаннице должен лежать ладан). Протодиакон говорит: “Благослови, Владыко, кадило!” и подносит Архиерею кадило, держа его правой рукой за чашечку. Иподиакон подносит Архиерею ладанницу. Архиерей полагает ложечкой ладан на угли и благословляет кадило. Иподиакон целует руку Архиерея. Протодиакон начинает каждение.
После чтения Апостола 1-й священник кланяется Архиерею и вместе с протодиаконом идет к престолу. У престола 1-й священник и протодиакон вместе крестятся (архиерею и друг другу не кланяются), священник целует Евангелие и престол и подает Евангелие протодиакону. 1-й священник встает на свое место и кланяется Архиерею. Протодиакон несет Евангелие к Архиерею, тот целует Евангелие, а протодиакон целует руку Архиерея. Протодиакон несет Евангелие через Царские врата на кафедру. 3-й диакон с омофором следующим образом идет перед протодиаконом, несущим Евангелие: он обходит престол с юга на север через Горнее место, выходит из алтаря через Царские врата, идет по середине храма до кафедры, обходит кафедру с правой от себя стороны на левую, возвращается в алтарь Царскими вратами вместе с диаконом, читавшим Апостол, и становится на место, откуда начал движение с омофором (южная сторона престола). Диакон с Апостолом становится у северной стороны престола, напротив диакона, держащего омофор. Возглас: “Премудрость прости, услышим Святаго Евангелиа” делает диакон, держащий Апостол, а “Вонмем” – диакон, держащий омофор. После этого возгласа оба диакона прикладываются к престолу, подходят под благословение к Архиерею, целуют ему руку и отходят на свои места, отлагая омофор и Апостол.
Священники и диаконы слушают чтение Евангелия с непокрытыми головами, а Архиерей – в митре.
После чтения Евангелия Архиерей крестится на восток, выходит на солею, прикладывается к Евангелию, которое ему подносит протодиакон, и благословляет дикирием и трикирием народ. Все священники также крестятся и возвращаются на свои места у престола. Протодиакон ставит Евангелие на правый дальний угол престола или, если престол маленький, на седалище на Горнем месте. 1-й диакон в конце чтения Евангелия у северной стороны престола крестится, кланяется Архиерею и исходит на амвон произносить сугубую ектению.
После евангелия может произнести проповедь
На сугубой ектении все иподиаконы и диаконы собираются на Горнем месте и на прошении о служащем Архиерее поют: “Господи, помилуй” трижды. Просит этого не делать )
На сугубой ектении Архиерей открывает антиминс. Ему помогают 1-й и 2-й священники. После этого Архиерей, 1-й и 2-й священники крестятся, прикладываются к престолу, крестятся, 1-й и 2-й священники кланяются Архиерею, который их благословляет.
Обычно, начиная с возгласа сугубой ектении, Архиерей распределяет возгласы между духовенством. Священник, чья очередь приближается, должен быть готов к произнесению возгласа. Архиерей подает знак своим благословением. Священник кланяется Архиерею, произносит положенный возглас и в конце возгласа крестится и кланяется Архиерею.
На Литургии, совершаемой Архиереем, Царские врата отверзаются на: “Благословено Царство” и остаются открытыми до возгласа: “Святая Святым”.
Ектению об оглашенных произносит 3-й диакон или ставленник во иереи. На словах: “Открыет им Евангелие Правды” 3-й и 4-й священники открывают верхнюю часть антиминса и вместе с протодиаконом и 1-м диаконом крестятся, прикладываются к Престолу, крестятся и кланяются Архиерею. На возгласе: “Да и тии...” протодиакон и 1-й диакон выходят из алтаря и вместе с 3-м диаконом возглашают: “Елицы оглашеннии изыдите...”. 2-й диакон, стоя на Горнем месте, берет у Архиерея благословение на кадило и совершает полное каждение алтаря (Архиерея кадить сначала трижды по трижды, а в конце каждения трижды).
После возгласа: “Да и тии с нами славят...” (или по другой практике – после возгласа: “Яко да под державою Твоею...”) Архиерей омывает в Царских вратах руки. По возвращении Архиерея в алтарь протодиакон и 1-й диакон возлагают на него малый омофор.
2-й или наиболее опытный священник, назначенный благочинным отходит к жертвеннику и совершает следующие действия:
– снимает воздух со святых сосудов и кладет его на левый угол жертвенника;
– снимает с дискоса и Чаши покровцы и кладет один на другой на правый угол жертвенника;
– снимает с дискоса звездицу и ставит ее за дискосом и Чашей;
– проверяет наличие на жертвеннике стоящих перед дискосом и Чашей двух невынутых просфор на тарелочках и лежащей между ними еще одной тарелочки с копием.
Большой воздух можно положить и поверх покровцов на правый угол жертвенника. Это делает не священник, а иподиакона
Когда Архиерей совершит чтение Херувимской песни, протодиакон снимает с него митру, возлагает ее на поднос и отдает поднос 3-му диакону. Архиерей отходит к жертвеннику, к нему подходит 1-й диакон. Архиерей возлагает на его плечо воздух, а диакон берет благословение на кадило и совершает каждение иконостаса, клиросов и народа. Священники попарно, по очереди подходят к престолу, крестятся, прикладываются к престолу, кланяются друг другу со словами: “Священство (протоиерейство, игуменство, иеромонашество) твое да помянет...” и берут напрестольные кресты. Если служит нечетное число священников, то последние трое подходят к престолу одновременно. Последние трое священников обычно несут не кресты, а тарелочку, лжицу и копие. Когда Архиерей скажет: “Сослужащую братию”, то священнослужители по старшинству подходят к Архиерею, целуют его в правое плечо и тихо говорят: “Помяни меня, (Высоко) Преосвященнейший Владыко, иерея N” Не подходят! (при большом количестве духовенства благочинный может дать знак, что подходить не надо, чтобы не вызвать суеты). По окончании поминовения с Архиерея снимается омофор. К жертвеннику подходит 1-й диакон с кадилом. 1-й священник подает Архиерею звездицу и покровцы, которые Архиерей, облагоухав кадильным фимиамом, полагает на священные сосуды. 1-й диакон произносит обычные, положенные на окончании проскомидии возгласы, и в положенный момент подает и принимает у Архиерея кадило. Протодиакон принимает у Архиерея дискос, а 1-й священник Чашу со словами: “Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем...” и целует руку Архиерея. 2-й священник и остальные священники, несущие напрестольные Кресты, по очереди подходят к Архиерею, держа Крест лицевой стороной к Архиерею в наклонном положении (верхний конец Креста вправо). Архиерей прикладывается к кресту. Священник целует руку Архиерея и говорит: “Архиерейство твое да помянет...”. Младшие священники принимают из рук Архиерея копие, лжицу и тарелочку. 2-й диакон во время проскомидии также приготавливает для себя кадило.
На великом входе порядок шествия таков: ставленник во священника (если есть), 3-й диакон с подносом, на котором иподиаконы полагают омофор и митру, свещеносец, посошник, 2-й и 1-й диаконы с кадилами, иподиаконы с дикирием, трикирием и рипидой, протодиакон с дискосом, 1-й священник с Чашей, иподиакон с рипидой и остальные священники (старшие впереди).
3-й диакон с подносом входит в алтарь через Царские врата и становится между престолом и Царскими вратами лицом к северу. 1-й и 2-й диаконы входят в алтарь и совершают каждение престола. Архиерей подходит к 3-му диакону, прикладывается к митре, а диакон целует руку Архиерея. 1-й диакон подает Архиерею кадило у Царских врат. Архиерей трижды кадит дискос и отдает кадило диакону. Протодиакон тихо поминает Архиерея: “Архиерейство твое да помянет…”. Архиерей также поминает протодиакона. Протодиакон тихо отвечает: “Ис полла”. Архиерей принимает у протодиакона дискос и совершает первое поминовение, после которого входит в алтарь и ставит дискос на престол. 1-й и 2-й диаконы совершают каждение Архиерея. В это время 1-й священник становится перед Царскими вратами лицом к ним. 1-й диакон подает кадило Архиерею у Царских врат. Архиерей кадит Чашу, и 1-й священник тихо говорит: “Архиерейство твое да помянет...”. Архиерей отвечает: “Иерейство (игуменство и проч.) твое да помянет...”. 1-й священник отвечает: “Ис полла”, отдает Чашу Архиерею, целуя ему руку, и отходит на прежнее место в ряду священников. После того, как Архиерей совершит положенное поминовение, все священники, произнося: “Архиерейство твое да помянет...”, вслед за Архиереем входят в алтарь, кладут кресты и другие священные предметы на престол на положенные им места. 1-й и 2-й диаконы совершают каждение Архиерея, когда он вносит в алтарь Святую Чашу.
В ответ на прошение Архиерея: “Помолитесь обо мне, братие и сослужителие”, все священники и диаконы отвечают: “Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя”. Протодиакон подает Архиерею митру. В положенный момент 1-й диакон подает Архиерею кадило для каждения, принимает его. Все диаконы принимают благословение от Архиерея, и 1-й и 2-й диаконы с Горнего места совершают каждение Архиерея трижды по трижды. Ектению: “Исполним молитву нашу...” произносит протодиакон.
Если священников очень много, то возможен вариант, что, по указанию благочинного, на великий вход идут не все священники, а только несколько первых пар.
По возгласе протодиакона: “Возлюбим друг друга...” все священники вместе с Архиереем трижды крестятся со словами: “Возлюблю тя Господи, крепосте моя...” и священники переходят на левую сторону алтаря. Архиерей отлагает митру (ее принимает 2-й диакон и ставит на престол), прикладывается к священным сосудам, престолу и отходит вправо. Все священники по очереди целуют святой дискос (со словами “Святый Боже”), Святой Потир (“Святый Крепкий”), престол (“Святый Безсмертный, помилуй нас”) и подходят к Архиерею. Архиерей произносит: “Христос посреде нас”, на что каждый священник отвечает: “И есть, и будет”, и целует Архиерея в его правое (от себя левое) и левое плечи, и затем целует руку Архиерея и отходит влево. Также все священники христосуются и друг с другом.
При большом числе священников лучше при взаимном христосовании между собой целовать только руки, чтобы не затягивать чин (инициатива такого сокращения должна исходить от старшего). С Архиереем всегда христосуются по полному чину.
По возгласе: “Двери, двери...” и когда закончится чин взаимного целования, Архиерей становится перед престолом, преклонив главу, а все священники берут воздух и веют им над священными сосудами. Стоящие по правую руку от Архиерея держат воздух правой рукой, а стоящие по левую руку – левой. Архиерей или указанный им священник (1-ый священник) читает Символ Веры. После прочтения Архиерей целует крест на воздухе и 2-й священник или другой священник из левого ряда относит воздух и складывает его на жертвеннике. 2-й диакон подает Архиерею митру.
На Евхаристическом каноне, когда Архиерей выходит с дикирием и трикирием благословлять народ, все священники поворачиваются лицом к Царским вратам, а 1-й и 2-й священники выходят на пространство перед престолом и также становятся лицом к Царским вратам. После возгласа: “Благодарим Господа”, Архиерей осеняет свечами духовенство. Все священники кланяются Архиерею и отходят на свои места.
На возгласе: “Победную песнь” все обычные действия со звездицей выполняет 1-й диакон. По знаку Архиерея во время пения: “Свят...” протодиакон снимает с Архиерея митру и подает ее после того, как все диаконы примут благословение у Архиерея во время пения: “Тебе поем”.
После возгласа: “Изрядно о Пресвятей” 3-й диакон принимает кадило у Архиерея и совершает каждение алтаря. Архиерея кадит трижды по трижды, а в конце каждения только трижды.
Во время пения: “Достойно есть” протодиакон прикладывается к престолу, испрашивает благословение у Архиерея и исходит на амвон Царскими вратами. По окончании пения: “Достойно” протодиакон возглашает: “И всех и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”. Архиерей возглашает: “В первых помяни…”.
По возгласе Архиерея 1-й священник сразу делает возглас: “В первых помяни, Господи, Господина нашего (Высоко)Преосвященнейшего (поминая Архиерея, возглавляющего Литургию), егоже даруй святым Твоим Церквам в мире цела, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея Истины” и, отложив Служебник, подходит к Архиерею, принимает у него благословение, целует руку, икону на митре, еще раз кланяется Архиерею со словами: “Ис полла” и отходит на свое место.
Если служат несколько Архиереев, то после возгласа 1-го священника его действия повторяет 2-й священник в отношении 2-го архиерея, 3-й священник в отношении 3-го архиерея и т.д.
Протодиакон, стоя на солее, возглашает: “Господина (нашего) (поминает служащего Архиерея), приносящаго Святыя Дары сия (входит в алтарь и указывает на Святые Тайны) Господеви Богу нашему” (идет к Горнему месту, крестится, кланяется Архиерею, исходит из Алтаря Царскими вратами и становится на амвоне лицом к народу). О Великом Господине и Отце нашем Алексии, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о всем священничестем и иночестем чине, о Богохранимей стране нашей Российстей, о властех, воинстве и народе ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих, о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов всех преждепочивших православных, о спасении людей предстоящих и о ихже кийждо в помышлении имать, и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”. Протодиакон входит в алтарь Царскими вратами, крестится на Горнем месте, кланяется Архиерею и берет у него благословение со словами: “Архиерейство твое да помянет...”, “Ис полла”.
На возгласе: “И даждь нам...” 2-й диакон на Горнем месте крестится, кланяется Архиерею и исходит на амвон говорить ектению: “Вся святыя помянувше...”. После пения “Отче наш...” Архиерей возглашает: “Мир всем” и благословляет народ. 2-й диакон перед этим отходит вправо, кланяется Архиерею и после того, как Архиерей вошел в алтарь, возвращается на свое место.
Если предполагается проповедь перед причащением народа, то на ектении: “Вся святыя помянувше...”, после того, как Архиерей прочитает тайную молитву, 1-й священник подает Архиерею напрестольный крест. Проповедник прикладывается к Престолу и подходит к Архиерею, который осеняет его крестом, а проповедник в это время крестится, целует крест и руку Архиерея, отходит на свое место, еще раз крестится и кланяется Архиерею. 1-й священник принимает крест у Архиерея и кладет его на престол.
После возгласа: “Мир всем” протодиакон снимает с Архиерея митру и ставит ее на престол.
Вначале, причащается Архиерей.
По возгласу протодиакона: “Архимандрити, и, протоиереи, иереи... приступите” все священники с правой стороны алтаря переходят на левую и в порядке старшинства подходят к престолу (без сотворения ими земного поклона, так как земной поклон сделан был ранее) со словами: “Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу моему. Преподаждь ми, (Высоко) Преосвященнейший Владыко, недостойному иерею N (имя произносить четко и внятно) Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”. Священник крестится, целует святой престол, принимает Святое Тело, целуя руку и левое (от себя правое) плечо Архиерея, со словами “и есть, и будет” отходит влево к престолу и сразу причащается. После причащения Святым Телом каждый священник переходит на правую сторону престола. Диаконы христосуются друг с другом и причащаются так же, как и священники, после них. После того, как Архиерей причастит всех священников и диаконов Святым Телом, он причащает их Святой Кровию. Святой Крови священник причащается так же, как и диакон, на священнической службе.
Архиерей читает молитву: “Благодарим Тя Владыко...” и отходит вправо. Настоятель подносит Архиерею запивку, которую готовят иподиаконы. Другие священники дробят Святое Тело по числу причастников.
Настоятелю следует озаботиться тем, чтобы было готово нужное число Чаш, лжиц и платов для причастия.
Если предполагается причащать из нескольких Чаш, то священников для причастия мирян назначает настоятель.
После возгласа Архиерея: “Спаси Боже люди Твоя...”, он кадит Святые Дары, отдает дискос протодиакону, затем берет Потир и говорит тихо: “Благословен Бог наш”, затем отдает Потир 1-му священнику. Тот, приняв Потир и поцеловав руку Архиерея, становится в Царских вратах и возглашает: “Всегда, ныне и присно и во веки веков”, затем отходит со Святым Потиром к жертвеннику со словами: “Вознесися на небеса...” и поставляет на жертвенник. Перед Святой Чашей ставится свеча. 1-й священник кадит жертвенник трижды, протодиакона трижды и отдает кадило протодиакону. Протодиакон трижды кадит 1-го священника. 1-й священник и протодиакон крестятся, кланяются друг другу, Архиерею и отходят на свои места. В это время Архиерей вместе с 2-м и 3-м священниками складывает антиминс. 1-й священник подает Архиерею Евангелие, которое тот ставит на престол. Протодиакон (или новопоставленный диакон) произносит ектению: “Прости приимше...”.
На возгласе: “Яко Ты еси освящение...” младший священник в головном уборе (или новопоставленный иерей) вместе с Архиереем один раз крестится, целует престол, на возгласе Архиерея: “С миром изыдем” (этот возглас произносит тот священник, который идет читать молитву) кланяется в ответ на благословение Архиерея и исходит читать заамвонную молитву. По заамвонной молитве младший священник возвращается в алтарь, целует престол и кланяется Архиерею.
О времени ношения головных уборов: головные уборы одеваются на встречу, снимаются на чтение Евангелия и одеваются после чтения, снимаются на ектении об оглашенных и одеваются на заамвонной молитве.
По отпусте Литургии возможны различные чинопоследования. Все священнослужители руководствуются указаниями или непосредственно Архиерея, или благочинного, или настоятеля.
Если после Литургии планируется крестный ход, то настоятелю следует заранее проверить путь его следования.
Настоятель определяет круг мирян, которые понесут хоругви, иконы и другие святыни. Следует их заранее подробно проинструктировать относительно порядка шествия. Движением крестного хода руководит ответственный. Он ничего не несет, идет сбоку от хоругвей и смотрит, чтобы темп движения не менялся. Если людей мало, то ответственный несет фонарь впереди крестного хода.
Порядок шествия: фонарь, за ним запрестольные крест и икона, за ними хоругви, за ними артосы (если служба совершается на Светлой седмице), или икона храма или праздника (если ее предполагается нести мирянам), духовенство, иподиаконы, Архиерей, затем хор.
Хору желательно во время причащения мирян перейти в центр храма и оттуда петь окончание Литургии. При выходе на крестный ход хор пропускает духовенство и Архиерея и идет вслед за ними.
Во время крестного хода делаются обычно четыре остановки по сторонам храма (юг – восток – север – запад). На второй остановке по традиции читается Евангелие. Следовательно, в том напрестольном Евангелии, которое будет вынесено на крестный ход, необходимо заложить или то зачало, которое укажет Архиерей, или зачало, читавшееся на утрени.
Обычно Архиерей идет с трехсвечником (если речь о Светлой седмице), 1-й священник с напрестольным крестом, 2-й священник с напрестольным Евангелием (если книга тяжелая, то ее могут нести два священника, которые в таком случае идут не в ряду духовенства, а смещаются в центр, между рядами священнослужителей). 3-й священник и другие священники (не обязательно все) могут нести иконы храма, праздника или местночтимый образ. Протодиакон и 1-й диакон идут с кадилами, а 3-й и 4-й диакон с диаконскими свечами.
Необходимо заранее приготовить чашу со святой водой и кропило, а также и иметь достаточный запас святой воды.
(Ш)
| Проголосовало: За - 0, против: 0. Общий рейтинг: 0 |
|