Публикации

Приговор к Жизни

Дата: 10.10.2023

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11846

Недавно прочёл в известной православной книге из позапрошлого столетия под названием «Архиерей» замечательную мысль о том, что святые люди должны быть христианам поводом для подражания, а не только для поклонения. Святые указывают нам не на недоступную высоту, но на реально возможный для каждого путь простых людей в Царство Божие — указывают на то, что христианин с Божией помощью может достигнуть Евангельского идеала.

Присмотревшись к сонму святых Православной Церкви, можно почти в каждом из жизнеописаний увидеть, кроме чудес Божиих, ещё и то, как обычный, в общем-то, человек пришёл к Богу. Конечно же, этот путь особенно различим в житиях и биографиях близких нам по времени. А чьи жизни во времена гонений могли быть более трагичными и яркими, чем жизни и страдания архиереев Церкви — тех, кто перед Богом нёс ответственность за духовную жизнь тысяч и миллионов людей?

Административная работа

Будущий священномученик митрополит Крутицкий Пётр (Полянский) местоблюститель Патриаршего престола родился в семье приходского священника. После окончания духовной семинарии и академии Пётр Фёдорович долгое время служил Богу не в священном сане, но на ответственных церковных и общественных административных должностях. Он был старостой храма, ревизором духовных учебных заведений, почётным мировым судьёй, членом попечительства общества трезвости, преподавателем, участником первой Российской переписи населения, членом Учебного Комитета при Священном Синоде, действительным статским советником и даже управляющим фабрики. И при этом сумел защитить магистерскую диссертацию в Духовной Академии.

Казалось бы, перед нами встаёт эдакий талантливый энергичный человек, уверенно взбирающийся по чиновной лестнице, каких много в нашей жизни. Но знавшие святого в те времена указывали на подлинно христианскую нестяжательность Петра Фёдоровича: часто он преподавал бесплатно, и спокойно довольствовался мизерным жалованием, никак не соответствующим его высоким должностям.

Христос призвал, и человек откликнулся

Каждый человек однажды встречает на своём жизненном пути Христа, который в разных для всех ситуациях, через разных людей и разными словами говорит одно: «Оставь всё и следуй за Мной». Встретился с Господом и священномученик Пётр.

В 1920 году Патриарх Тихон предложил Петру принять монашество и сан епископа, чтобы стать его помощником в управлении Церковью. Вряд ли такое предложение сулило что-либо, кроме серьёзного риска для жизни: это было время, когда советские гонения уже начались, тысячи верующих уже погибли или находились в заключении, а в самой церковной среде появился обновленческий раскол. После беседы с Патриархом Пётр Фёдорович сказал своим родным: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, — я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».

Почти сразу после архиерейской хиротонии епископ Пётр был арестован и сослан на север. По возвращения из ссылки он стал ближайшим помощником престарелого Патриарха Тихона в его борьбе за жизнь Церкви в условиях предательств и ненависти власти к христианству.

После смерти святителя Тихона местоблюстителем Патриаршего престола был назначен митрополит Пётр. Стараясь защитить верующих россиян от влияния разрушительной машины государственного атеизма, местоблюститель старался вести себя лояльно по отношению к власти, но не шёл на опасные для Церкви компромиссы с Советскими спецслужбами и раскольниками-обновленцами. С одной стороны началась травля митрополита в средствах массовой информации, а с другой — спецслужбы настойчиво стали предлагать ему от лица Церкви признать справедливость революции, быть осведомителем и запрещать в служении самых стойких архиереев. Но митрополит всё-таки не сдался. В эти дни святой много помогал священнослужителям и мирянам, находящимся в ссылках и тюрьмах. Но, в конце концов, сам был арестован в 1925 году.

Долгая дорога к Жизни

12 лет провёл митрополит Пётр в ссылках и тюрьмах. В общем-то, единственное, чего хотели от него представители власти — это отказ от сана. В обмен на такую (казалось бы, ничтожную) уступку, местоблюстителю предлагали личную свободу и уменьшение давления на Церковь со стороны государства. Однако святой понимал, что отказ от сана приведёт к тому, что Патриарший престол после него обязательно перейдёт в руки епископов-карьеристов — тех, кто приведёт Церковь к новым расколам и духовной смерти. И святой не шёл на лукавые переговоры. Его здоровье пошатнулось от тяжёлых условий заключения и постоянных переживаний; он был практически лишён возможности управлять церковной жизнью России. Это были дни, когда отступления и отречения становились нормой жизни. Но в глазах многих верующих именно митрополит Пётр был примером верности и твёрдости.

О смерти местоблюстителя Петра Полянского было объявлено за год до его реальной кончины. Последние дни жизни святой провёл в глухой изоляции, лишённый возможности выходить на прогулки, видеть солнце, получать медицинскую помощь. Наверное, верные чада Церкви совершили панихиды по нему, и поминали его, как усопшего. Но он был ещё жив целый год. О его исповедническом подвиге в это время знал уже только Господь Бог…

Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий, местоблюститель Патриаршего престола был расстрелян в 1937 году в возрасте 75 лет, так и не став предателем Церкви, до конца верный своему архипастырскому долгу.