Публикации

Покаянный крестный ход

Дата: 25.08.2017

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 14893

Руководитель Клуба любителей крестных ходов при Духовно-просветительском центре Татьяна Лебедева в 2014 году приняла участие не только в Великорецком крестном ходе, но и, узнав про другие молитвенные шествия неподалеку от Республики Татарстан, посетила и их. Татьяна Николаевна поделилась впечатлениями о крестном ходе, проходящем в честь Успения Божией Матери, конечной точкой которого является Свято-Успенский женский монастырь в селе Перевозное в Умуртии.

Льётся кровь на Украине. Болью отзываются в наших сердцах сообщения о новых невинных жертвах братоубийственной войны. Чем мы можем помочь нашим братьям? Лично я что могу сделать для них? Из школьной программы вспоминаю тему по физике о сообщающихся сосудах. Точно, мы тоже сообщающиеся сосуды. Украина, Белоруссия, Россия… да что там говорить — все страны, всё человечество — это сообщающиеся сосуды. Если что-то негативное происходит в одном конце планеты, то болью отзывается в другом конце. Так же и радость разливается на всех живущих на земле. На всю Вселенную, на всю тварь благодать Божия изливается именно через человека. И от того, в каком духовном состоянии находятся люди, зависит жизнь всей нашей Вселенной.

Хрупкая наша планета Земля… Спросите: а разве от меня одного может что-то зависеть в этом огромном мире? Да, может, и зависит. Опять вспоминаю слова великого русского философа И.А. Ильина о Божьей ткани. Каждый человек является тоненькой нитью в Божией ткани Вселенной. И от каждого зависит: будет эта ткань цельной или появятся на ней дыры. Радостно осознавать, что я тоже тоненькая нить в Божией ткани. От того уже нет сомнений, что и я могу что-то сделать для этого хрупкого мира…

Решаюсь, благословляюсь, беру очередную часть своего отпуска и собираюсь в ещё один, уже третий этим летом, крестный ход. Некоторые уже изволят шутить надо мной: мол, опять собралась в крестовый поход на неверных. Да, и то верно: крестный ход он и есть крестовый поход на неверных, то бишь, на диавола и слуг его, которые оказались неверными ангелами Божиими и вслед за главным ангелом Денницей, возгордившись, пали, превратившись тем самым в бесов (Быт. 1,1). И воюют они теперь против рода человеческого. Ну и нам не стоит дремать, а нужно бодрствовать и молиться, чтобы устоять против этих врагов. Как раз идёт Успенский пост — время покаяния и молитв к Божией Матери. Пойду и буду просить у Матери Божией, чтобы Она предстояла перед Сыном Своим за нас, грешных, чтобы Господь продлил ещё наши дни для покаяния, чтобы залатать дыры в Божией ткани. Может быть, услышит Господь и мой голос — мой писк во Вселенной. Ах, если бы нам всем миром встать против врага рода человеческого, который затевает войны друг против друга, «который ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить»(1 Пет. 5, 8). И от писка каждого получился бы глас как гром, вопиющий к небесам…

Покаянный крестный ход в Удмуртии проходил в 2014 году уже в девятый раз. Организован он миссионерским отделом Ижевской и Удмуртской епархии по благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Ижевского и Удмуртского и посвящён одному из любимейших народных праздников — Успению Божией Матери. Крестоходцы идут два дня — 26 и 27 августа, всего проходят 60 километров от г. Ижевска до Свято-Успенского женского монастыря в селе Перевозное.

Успенский монастырь в селе Перевозное

Чтобы не опоздать к выходу крестного хода я приехала в Ижевск заранее 25 августа и сразу поехала в собор Александра Невского с намерением переночевать прямо в храме на полу. Но меня здесь встретили две мои одноклассницы, одной из которых я сообщила о своём приезде в Ижевск. Она пригласила меня к себе домой. Пожертвовав ночёвкой в храме, я всё-таки поехала к ней. К нам пришла ещё третья одноклассница, которую я не видела более 30 лет.

Беседа наша получилась очень забавной. Послушав мои рассказы о храмах, о постах, о Богослужениях, о моей работе при Архиерейском подворье, о крестных ходах и о моих путешествиях: то в Киров (Великорецкий крестный ход в июне), то в Пермь (Свято-Серафимовский крестный ход в июле) они очень сильно удивлялись, почти не веря в то, что это всё про меня. Одна из них не выдержала и спросила: «Таня, как ты такой стала? Почему ты так живёшь? Ведь ты так хорошо училась, я думала, что ты стала большим начальником?» Хороший вопрос. Он меня сильно развеселил. Был явный подтекст: «Как ты докатилась до такой жизни, ведь ты так хорошо училась?» Всё верно, как сказал апостол Павел: «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…» (1 Пав. 1, 23).

Ещё бы, человеку далёкому от Церкви даже мой внешний вид — это безумие: на мне видавшая виды ветровка, длинная юбка незнамо какого цвета, фасона и размера, на голове — хлопчатобумажный платок, на ногах — кроссовки на три размера больше, за плечами — рюкзак, а к нему привязан туристический коврик. Тут поневоле задашься вопросом: «Как ты докатилась до такой жизни?» Представив, что они подумали, увидев меня в таком виде, я от души смеялась. Прости меня, Господи, пост, однако. Зато другая одноклассница меня поддержала, упрекнув первую: «Ну что ты такое говоришь? Раз она хорошо училась, значит знает что делает, она правильно всё делает и живёт правильно, не то что мы с тобой, неучи». Я пригласила их в крестный ход в следующем году, пожурив немного для приличия тем, что они, живя в Ижевске, не ходят в свой родной крестный ход. На том и расстались.

Рано утром я обратно приехала в собор Александра Невского, так как в 6 часов 30 минут начинается регистрация участников крестного хода, вещи сдаются в машину. Выход крестного хода 26 августа после ранней Божественной литургии и молебна в Свято-Александро-Невском соборе. Затем останавливаемся в красивейшем храме в честь Иверской иконы Божией Матери. Здесь тоже служится молебен, небольшой отдых и далее отправляемся по трассам в сторону села Завьялово. В Свято-Никольском храме с. Завьялово крестный ход ждут с обедом — щедро накрытыми столами с постной пищей. После обеда, ближе к вечеру нас хорошенько полило дождём так, что мы мокрые и грязные прибыли на ночлег в с. Новая Казмаска. Нас здесь встретили с хлебом и солью, после молебна устроили спать в местном клубе, там же раздавали чай и кипяток. Утром подъём в 4 часа, молебен, и на рассвете отправляемся в путь по полевым дорогам. После ночного дождя дорога стала труднопроходимой. Не зря район этот называется Завьяловским, от слова «завяз».

Даже на табличке при подходе к населённому пункту по-русски написано «Завьялово», а по-удмуртски — «Дэри». Дэри означает грязь, и именно ту грязь, которая образуется от избытка влаги на почве. До этого прошла я уже шесть крестных ходов, но такой грязи не видела нигде. Липучая почва прилипает к обуви так, что идёшь как будто в двойных башмаках. Просто встряхивая ногу, она не отходит от обуви. Во время ходьбы приходится одной ногой наступать на грязь с другой ноги, чтобы она отстала, но она тут же прилипает к другой ноге. Мало того, наступаешь на чей-то сброшенный шмоток грязи, и он тоже пристаёт к тебе. Очень «весело»: с непрестанной Иисусовой молитвой на устах идёшь и усердно борешься с этой грязью, которая к каждой ноге прилипает чуть ли не до килограмма, а может даже больше. Это зависит от размера обуви. Эта грязь ещё имеет свойство: налипая, подниматься по ноге. Потом шмоток грязи отпадает от своей тяжести и начинает налипать новая грязь. И так шли мы более десяти километров, пока не вышли на трассу. Такой грязной я не была ещё нигде. Чехлы, которые я надевала раньше на кроссовки и которые прошли и выдержали 6 крестных ходов, здесь на первом же километре «сдались» напрочь — они просто сползли с кроссовок вместе с грязью. Вот и всё, дэри, однако.

Зато к полудню мы вышли к берегу Камы, перешли вброд небольшой ручей, отдохнули и шли по берегу реки семь километров. Погода была тёплая солнечная, ни ветерка. Мимо нас проплыл пароход. Мне объяснили, что на противоположном берегу Камы уже Пермский край, был виден город Чайковский. Пока шли по берегу кое-где нам повстречались отдыхающие, рыбаки, рабочие. Встречая крестный ход, одни удивлялись и недоумевали, а другие — крестились и молились. В 2 часа дня прибыли в село Паздеры, в храм Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь на берегу Камы в живописнейшем месте расположен мужской скит. После молебна нас накормили вкусным обедом. Отдохнули, желающие искупались в святом источнике. Я не удержалась, чтобы не сфотографироваться возле стога сена, который был расположен в широком зелёном овраге, залитым солнцем. Рядом со стогом стоял улей с пчёлами. Перед выходом крестного хода все поднялись на гору. Вид с горы изумительный: Кама, прекрасный храм внизу, луга, леса, противоположный берег…

При выходе крестного хода все паломники встают в ряд под икону Божией Матери «Успение». С пением Иисусовой молитвы идём по полю ещё более семи километров, но на этом участке идти уже не так сложно, как утром, потому что дорога немного подсохла. Около шести вечера с Божьей помощью пришли в с. Перевозное. Двигаясь в сторону монастыря, мы увидели на небе два огромных глаза. Казалось, что они смотрели на нас. И что интересно: эти глаза не расплывались долго, а чётко глядели, так что я успела сфотографировать их несколько раз, надеясь на то, что они будут видны на снимке.

В монастыре монахини встретили крестный ход с большим караваем хлеба с солью. Крестоходцы, проходя мимо, отщипывали кусочек душистого хлебушка. Вечером был ужин, вечерняя праздничная служба, исповедь и размещение на сон. Перед сном участники крестного хода группами в два захода в храме прочитали вслух последование ко святому причащению и молитвы на сон грядущим. Утром в 5 часов начинается ранняя Божественная литургия в уютном деревянном храме Успения Божией Матери. Одна часть паломников причащается на ранней Литургии, а другие причащаются на поздней Литургии, которую возглавляет Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай. После службы монахини накормили нас божественным завтраком — мы разговелись вкуснейшим творогом со сметаной и наивкуснейшим цельным молоком от собственного хозяйства монастыря. Дай Бог здоровья сёстрам и коровам тоже!

Всех паломников обратно в Ижевск отправляют на автобусах. Участников крестного хода было около трёхсот человек, среди которых — много молодых, и дети, и бабушки — куда нам без них. Одной бабушке, как она сама сказала, 73 года, и она была не самой старшей из паломников. Так что, обращаясь к тем, кому ещё нет и семидесяти лет, могу сказать, что у вас всё ещё впереди. Дерзайте, стучите, просите и вам откроют, и дадут и отвесят сверх нормы. В подтверждение тому, по возвращении в Ижевск, слышу разговор двух бабулек: «Слава Богу, опять прошли до конца. Вот, как пройду крестным ходом, так и здоровья добавляется. И опять можно жить до следующего крестного хода. Слава тебе, Боже! Слава тебе, Боже! Слава тебе, Боже!»

Да не оскудеет Земля русская на крестные ходы, да освящается Она молитвами ходящих за Крестом, дабы затем святить и всю нашу планету Земля. 

(Р)