Публикации

Воскресение Христово видевше

Дата: 30.04.2022

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6075

Утренюем утреннюю глубоку,

и вместо мира песнь принесем Владыце,

и Христа узрим правды солнце,

всем жизнь возсияюща
Пасхальный канон

Накануне вечером в окно утешающе заглядывала большая яркая звезда, пробиваясь длинными лучами сквозь стену мелкого моросящего дождя. Время медленно уносило последние минуты этого дня, скоро должно произойти великое событие, которое вновь свершится, как и несколько веков назад. Материя истончается, и через нее человек настоящего века может незримо очутиться в далеком Иерусалиме.

Иерусалим… Из тебя взошло на небосвод мира Солнце правды, осветив все народы. Ты прекрасен и велик, твои камни как живые слушали грозные слова пророков и на твоей земле еще остались сохнуть ветви пальмовых ветвей. Иерусалим, ошибающийся и восстающий из пепла, несчастный и Богом избранный! Как ты далек от этого холодного дождливого города и апрельского вечера XXI века, но именно твой воздух впервые осветила радостная весть, навеки изменившая мир. Ты нам как никогда близок и свят, город в отрогах Иудейских гор.

…Та звезда каждую ночь светит ровно выделенное для нее время, а потом, погибая, угасает, чтобы затем вновь воскреснуть и заглянуть своими лучами в каждое окно. Но в ту ночь она светила ярче, до тех пор, пока город не стал медленно погружаться в сон. Но сейчас особое время, и охватывает чуть щемящее чувство радости и приобщения к великой Тайне. Сегодня особая, загадочная, светлая Пасхальная ночь. В храмы стекается народ, чтобы стать одним целым и в трепетном ликовании ответить на долгожданное приветствие: «Христос воскресе!»

Самые томительные первые минуты богослужения… Люди неуверенно входят в храм и рассеянно останавливаются, их взгляд, пока уставший и потухший, но скоро и их коснется радость праздника. И вдруг ночной город озарил колокольный звон — казалось, он был слышен на другом конце земли. «Свершилось!» — яркой молнией промелькнула мысль. Свершилось — Христос воскрес, и люди с песнопениями и хоругвями крестным ходом идут Ему навстречу, желая стать первыми свидетелями чуда и, как жены-мироносицы, разнести потом эту весть всему миру. Но мир крепко спит и не знает, что в данную минуту свершилось событие мирового масштаба, камень отворен от пещеры, погребальные пелены сброшены, и Христос выходит навстречу с долгожданными ободряющими словами: «Мир вам!». Ветер не утихает, но холод не чувствуется, потому что тепло идет изнутри и согревает и душу, и тело, и даже воздух вокруг.

В храм люди возвращаются уже другими — где прежние унылые лица? Где печаль и усталость в глазах? Они начинают светиться и источать такое тепло, к которому хочется поближе встать и греться от него, чтобы пронести его через весь год. Люди улыбаются друг другу, они не знакомы, но сейчас внезапно стали родными, и от этого озарившего ощущения единства на душе становится еще радостнее.

В Православной Церкви богослужения величественные, красивые, но служба на Пасху никого не может оставить равнодушным, когда весь храм, несколько сотен людей, в один голос поют праздничный тропарь, и эти святые слова взлетают ввысь, под самый купол и остаются в самом воздухе. Вокруг все вибрирует от нарастающего напряжения, когда священнослужители начинают читать Евангелие по старой традиции на нескольких языках: русском, церковно-славянском, английском и татарском. Весь мир сегодня говорит на одном языке и об одном: «В начале было Слово, и Слово было у Бога» — загадочные слова апостола любви. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — «And the light shineth in darkness; and the darkness comprehended it not». Ныне рухнули границы стран, отделяющие людей друг от друга, нет политических убеждений, рас, разных языков, и вдруг приходит ощущение, что я стала одним целым Телом Христовым со стоящими рядом людьми, которых не знаю и никогда ранее не видела, или даже с африканцем и японцем, американцем и французом.

Удивительно: сейчас в далекой жаркой Африканской стране люди стоят рядом друг с другом в храме под крышей из пальмовых ветвей, поют пасхальные песнопения, причащаются Святых Даров, радуются и ликуют как дети, и через Причастие они соединяются с нами, находящимися в километрах от них, и мы вдруг стали близкими друг другу. «Christus ist auferstanden!» — восклицает немец, и мы его понимаем. «Le Christ est ressuscité!», — сладко пропоет француз, но мы и его поймем. «Christ is Risen!» — скажет англичанин, и мы согласимся с ним. «Kristo Gesso!», — поприветствует нас кореец, и мы радостью его обымем. «Jidu fuhuo-le!», — поделится с нами мудрый китаец, и мы, ликуя, ему ответим: «Воистину воскрес!»

Какое это удивительное ощущение соборности и единства с людьми, фактически далекими от меня — это может дать только Всемогущий Бог. Несколько веков назад так же в храмах стояли Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и святитель Иоанн Златоуст, и так же они приветствовали друг друга пасхальной радостью, служили Литургию, которая ни на букву не поменялась, и в едином Теле Христовом — Его Церкви — мы можем незримо через века соединиться и с ними. Это логически необъяснимое чувство духовной близости с людьми, давно ушедшими из земной жизни, тоже может дать только Христос, а для Него нет ничего невозможного.

Весь мир вмещается в Тебе Одном, Господи. Весь бесконечный, прекрасный, вечный мир, который сузился сегодня до одной мало заметной точки на карте — Иерусалима, Гроба Господня. Все внимание к этому незаметному городу на карте, который снова доказывает истинность написанного в Писании, но ныне и Иерусалим — город Давида — уже иной, новый, вечный, долгожданный, Небесный.

Пасхальной ночью, через две тысячи лет после Своей земной жизни, Ты явился нам, как и ученикам после воскресения, встал посреди нас и поприветствовал всех и каждого в отдельности: «Мир вам!», и сердце затрепетало и забилось частой дробью при встрече с Небесным Женихом.

… Утром в окно пробивались ласковые лучи солнца, бесследно исчезли снежные облака, и в воздухе едва уловимо запахло весной и радостью. Низвержен ад, разломлены его оковы, пали демоны, и природа солнцем и первыми набухшими почками славит Воскресшего из гроба. Мир ликует, люди изнутри засветились особым теплом, и это особая радость, которую никто не отнимет, ибо смерти больше нет. Ибо Христос воскрес, и мы воскреснем в Нем. 

(Р)