Синаксарий Лазарева воскресения. Лазарева суббота
Просмотров: 11758
Плачешь Ты, Иисусе! — Это знак смертной природы;
оживотворяешь Лазаря — это — божественной.
Лазарь был родом еврей, по убеждению — фарисей и сын, как отыскали где-то, Симона-фарисея, происходил из селения Вифании. Когда Господь наш Иисус Христос совершал на земле служение для спасения рода нашего, в это время дружил с Ним Лазарь. Так как Христос часто беседовал с Симоном и особенно убедительно говорил о Своем воскресении и еще чаще останавливался в доме его, то Лазарь входит в искреннее общение с Ним; да и не он только, но и две сестры его, Марфа и Мария. Уже приближалось спасительное страдание, и нужно было обстоятельнее раскрыть тайну воскресения, так как Он уже прежде воскресил дочь Иаира и сына вдовы. Иисус находился за Иорданом, когда друг Его Лазарь, пораженный тяжкой болезнью, умер. Иисус, не бывший там, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул», а спустя немного говорит: «Лазарь умер». И вот Он, оставив иорданскую страну вследствие известия от сестер Лазаря, идет в Вифанию. Вифания же отстояла от Иерусалима на пятнадцать стадий. И вышли Ему навстречу сестры Лазаря и говорят: «Господи, если бы Ты был здесь, наш брат не умер бы, да и теперь, если только Тебе угодно, Ты воскресишь его, ибо Ты можешь». Иисус спросил у народа: «Где вы его похоронили?» — и все повели Его на гроб. Когда сняли камень, Марфа говорит: «Господи, от него есть уже запах, четыре дня прошло после смерти». Иисус помолился, пролил слезы над почившим и громогласно воскликнул: «Лазарь, иди сюда!» И тотчас же умерший вышел и, когда его распеленали, пошел в дом. Необычайное это чудо возбуждает зависть в еврейском народе, пылающем злобою против Христа. Иисус, однако, ушел отсюда тайком. Архиереи решили умертвить и Лазаря, потому что многие, видевшие его, пристали ко Христу. Но Лазарь, узнав о замышляемом, бежит на остров Кипр, и, проживая там, в последствии времени от апостолов поставляется архиереем над киприйцами. Хорошо и боголюбезно пожив, творя многие чудеса, через тридцать лет после своего воскресения опять умирает, там же и погребается.
Говорят, что после воскресения он ничего, кроме сладкого, не ел и что ему подарила омофор Всесвятая Божия Матерь, устроив его собственными руками. Его честные и святые мощи премудрый царь Лев, вследствие некоторого божественного видения, перенес в Константинополь, благоговейно и с подобающим благолепием положил в храме, в честь его устроенном, от входа в храм по правую руку около стены, близ священного амвона. И доселе там лежат его честные мощи, испуская несказанное некое благоухание. Совершать же празднование его воскресения постановлено в настоящий день, потому что святые и богоносные отцы, а еще раньше святые апостолы, намереваясь после сорокадневного очистительного поста принести жертву сокрушения святым Страстям Господа нашего Иисуса Христа, именно здесь определили праздновать это сверхъестественное чудо, так как в нем, по преимуществу, заметили начало и причину неистовства иудеев против Христа. Это событие описывает только один евангелист, Иоанн, между тем как другие евангелисты опустили его, вероятно, потому что Лазарь был еще жив и его все видели.
Впрочем, говорят, что это событие, а равно и все остальное Евангелие он написал потому, что другие ничего не сказали о безначальном Рождестве Христа, между тем как в том-то и нужно увериться, что Христос был Сын Божий и Бог, и что Он воскрес, и что будет воскресение мертвых, а это лучше всего подтверждается через Лазаря. Лазарь ничего не говорил о том, что в аде, или потому, что ему вовсе не дано было видеть, что там, или хоть и видел, да повелено было ему молчать.
Посему-то и доселе всякий человек умерший называется Лазарем, и погребальные одежды — Лазаревыми, и это, как дает понять наименование, совершается в воспоминание о первом Лазаре. Ибо если он восстал по слову Христа и снова жил, так и сей, хоть и умер, но, восставши при последней трубе, будет жить вечно.
Молитвами друга Твоего Лазаря, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.
(Р)
| Проголосовало: За - 2, против: 0. Общий рейтинг: 2 |
|