Публикации

Помяни их, Господи, во Царствии Своем!

Дата: 21.03.2015

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 4488

Она приходит незаметно, тихо, когда мир погружается в ночной сон. Придет бесшумными шагами, сядет рядом, возьмет за руку, и повеет по всему телу холодком, который быстро войдет в самую глубь сердца. И невозможно будет ей отказать, не найти таких слов, чтобы оправдаться перед ней или договориться. «Может, все же завтра? — спросит человек, просительно заглядывая в ее глаза. — Я тут не успел доделать одно очень важное дело. А потом еще нужно кое-что срочно закончить, давай лучше через месяц? Месяц, только об этом прошу»! Она только усмехнется в ответ, ведь приходит всегда только раз в жизни и не терпит отлагательств, в строго определенное время, ни раньше, ни позже, в точно назначенный час и даже минуту и всегда бывает неожиданной.

И имя ей смерть.

Человек боится этого слова, бежит от него, затыкает уши и уходит с головой в шум и суету этого блестящего, чарующего мира. Такое отношение бывает, когда укореняется в душе твердая уверенность — там пусто, темнота и конец всего, поэтому именно в этой жизни надо получить все и не отдать ничего. Но а что если там — только начало сущего? Если за чертой, разделяющей наши миры, человека ждет другое существование? Что тогда?

Человек многого боится вокруг себя: высоты, пауков, собак, ответственности, серьезных отношений, но «королевой» всех страхов можно смело назвать ее — смерть. Это чувство, доходящее порой до фобии, будет все сильнее покорять волю и душу человека, если взамен этому ему не дать то, что послужит противоядием от страха. Все умирали и умрут по-разному, отличием является лишь то, как люди встретили смерть: как хорошего, долгожданного друга или как внезапный ужас. А этим противоядием может послужить только одно — вера в Бога и жизнь по Его законам, а не по правилам волчьей стаи (кто сильнее — тот и прав).

За свою короткую жизнь в медицине мне пришлось видеть относительно немного смертей, но все они врезались в память (что не могло быть иначе). Это таинство смерти, в котором волей неволей пришлось участвовать, заставило переосмыслить многое в этом непостоянном мире. Вот пожилой человек, который был очень болен, и смерть он воистинну встретил как освобождение из бренного, дряхлого тела. Было заметно, как жизнь постепенно уходила от него, мысленно он был уже давно не здесь, не в реанимационном отделении, а в каком-то неведомом месте. А потом он умер — и в отделении вдруг сразу воцарилась таинственная тишина: молчали врачи, молчали медсестры, все стали мудрее еще на десятки лет. Вот уж воистинну: самые мудрые люди — это не философы, а они — священник и врач, часто появляющиеся там, где скорбь, а именно через нее человек вдруг начинает понимать и видеть чуть больше.

Когда-то от одного священника я услышала слова, что святой человек, угодивший Богу своей жизнью, умирает в Светлую Седмицу и переходит в Царство Небесное без Суда. Я рассказала об этом подруге-мусульманке, и она, конечно же, восприняла это как красивую легенду, однако вскоре изменила свое мнение. В тот день мы увидели скончавшуюся женщину, но она лежала как живая, слегка блаженно улыбалась, ее руки были крестообразно сложены на груди, а лицо выражало спокойствие. Женщина была красива и счастлива. То, что она увидела, известно только ей, но она была от этого счастлива! Это был запоминающийся урок на всю жизнь: человека, послужившего Богу, Господь не оставляет, назовет его Своим другом и придет за ним, и встреча будет долгожданной, и смерть будет радостной. Страшен переход к вечной жизни неверующих людей. Они отрицают Божью милость и любовь, не оставляя для себя ни единого шанса.

Человек может быть грешным, может ошибаться, падать, вставать, расшибить лоб от болезненных падений, искренне желая обрести Бога, и утешаясь мыслью о разбойнике, вошедшем первым в Царство Небесное. Церковь несколько раз в год установила дни поминовения усопших, потому что они и после смерти близки нам по телу и духу, это наша родная кровь, и мы любим их. Соединившись однажды во Христе как в едином Теле, верующие стали ближе друг другу, даже находясь на разных континентах и в разные отрезки истории. Православие — вера, которая помогает соединиться с усопшими и после их ухода. Пусть ближних наших нет сейчас рядом, мы не видим их, не можем обнять и поговорить обо всем на свете, но мы верим в Воскресение и в то, что рано или поздно вновь встретимся, и уже ничего не сможет нас разлучить.

А ныне живущим Церковь предлагает усиленно молиться об усопших, потому что только молитвой возможно сейчас им помочь, а они так ждут этого от нас. Если мы не забудем о них, то и после нашей кончины дети и внуки будут помнить и молиться уже о нас. А от молитвы за близких и любимых людей становится легче и светлее на душе, и, кажется, что произошло общение с ними на невидимом, метафизическом, уровне. 

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих и прости им согрешения вольныя и не вольныя и даруй им Царствие Небесное! Помяни их, Боже, во Своих Небесных Обителях!

Евгения БАЛЬСУНОВА

(Р)