Публикации

Нужно ли бояться смерти?

Дата: 16.10.2020

Автор: Вероника Вяткина

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 15828

Помню, когда мне было лет 5-6, не зная, что такое Православие, я подолгу сидела в своей комнате в раздумьях: «Зачем я родилась, если все равно умирать? Или за смертью есть еще жизнь?» Иногда наворачивались слезы, когда представлялись страшные страдания смерти. В таких детских размышлениях, не помню как, я просто приняла для себя мысль, что, если есть Господь, он не оставит никогда людей, надеющихся на Него.

Вот так иногда дети, не получив от родителей внятного объяснения, раздумывают сами, а становясь старше, как правило, стараются меньше думать об этом, думая что смерть есть полное уничтожение жизни.

Бывает, что смертный страх связан с определенными психопатологическими состояниями, и в таком случае, если это есть проявление некоей болезненности разумно духовно-аскетические средства сочетать с обращением к врачу. Но, если и здоров человек, «страх смерти, — говорит настоятель храма мц. Татианы г. Москвы протоиерей Максим Козлов, — проистекает от недостаточного упования на Бога, от маловерия, оттого, что мы слишком привязаны к земной жизни и не ждем жизни вечной как лучшей, неизмеримо превосходящей наше земное существование».

Пример этого маловерия хорошо знает история. Столетиями ученые древности и алхимики Средневековья, медики и знахари, короли и простолюдины занимались изобретением эликсира бессмертия, вещества, обладающим свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Император Китая Цинь Ши Хуанди в поисках этого препарата погубил немало сил, как своих, так и соотечественников, а к старости обезумев, пил ртутные капсулы, надеясь на спасение от смерти и старости. И, несмотря на то, что за столько столетий так и не найден эликсир бессмертия, в своем маловерии и отчаянии люди все равно и по сей день тратят свое драгоценное время на создание этого вещества.

Со стороны поиск этого эликсира кажется безумием. Потому что для православного христианина, смерть есть окончание некоей одной школы, сигнал окончания военного срока и мост к возвращению на родину. Поистине смерть сама по себе есть ничто для тех, которые верят Христу. Господь Иисус Христос сказал Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25). Святитель Николай Сербский писал: «Победа Иисуса Христа поглотила смерть, по слову Апостола. Зачем тогда нам бояться того, что поглощено Воскресением Христовым? Не прилепляется страх смертный прилепившимся ко Христу, Победителю смерти и Жизнодавцу».

Но, скажет читатель, некоторые святые люди были в страхе в час смертный. Когда преподобный Сисой Великий лежал на смертном одре, окружавшие старца ученики увидели, что лицо его просияло. Они спросили умирающего, что он видит. Авва Сисой ответил, что он зрит святых пророков и апостолов. Ученики спросили, с кем он беседует? Он сказал, что пришли Ангелы за его душой, а он просит их дать ему еще хоть краткое время на покаяние. «Тебе, отче, нет нужды в покаянии», — возразили ученики. Но преподобный Сисой, по своему великому смирению, ответил: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов лицо святого аввы просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и святая душа его отошла в Царство Небесное.

Святые, значит, не смерти боялись, но Суда Божия после смерти. И это единый оправдательный страх христианина, твердо верующего в другую жизнь и Суд Божий. И именно на милосердие Божие возлагал свои упования умирающий преподобный Сисой Великий. Этим смерть и победил. Поэтому она для него — не ужас и страх, а всего лишь необходимое и ожидаемое жизненное событие. 

Будем помнить слова игумена Никона (Воробьева) из «Писем о духовной жизни»: «Седмижды семьдесят раз на день покаешься и столько же раз получишь прощение. Если же ты не веришь Слову Божию, тогда, конечно, будешь страшиться, подпадешь власти бесов, а они замучают тебя. Ты, очевидно, как фарисей, хочешь опереться на дела свои, хотя и бессознательно, может быть. А ты будь, как мытарь, то есть все спасение возлагай на милосердие Божие, а не на свои исправления, и тогда выйдешь из этой жизни, как мытарь из храма — оправданным, то есть войдешь в Царствие Божие».