Публикации

Как я на Уральский Афон ходила

Дата: 15.08.2014

Просмотров: 8977

1 августа Православная Церковь празднует обретение мощей великого подвижника и молитвенника преподобного Серафима Саровского. Хорошо в этот день приехать в Дивеево, поклониться святым мощам батюшки Серафима, испросить у него молитв за нас. Это очень хорошо…

А вы когда-нибудь ходили к этому угоднику Божию пешком? Не один день, не два, а целых семь дней. Если не ходили, то вам представляется чудесная возможность идти пешком семь дней и все семь дней возносить к нему свои молитвы и прошения. А батюшка Серафим вас услышит обязательно.

Есть у нас на Руси такой крестный ход — Свято-Серафимовский. Он проходит от города Пермь до Белой Горы с 26 июля по 1 августа вот уже 18 лет. Впервые крестный ход совершился в 1891 г. и приходило на Белу Гору паломников до 70000 человек. Совершаясь каждый год, он прекратился в 1917 г. и возобновился в 1997 г. Первоначально крестный ход не был посвящен памяти преподобного Серафима Саровского. Он был посвящён тем или иным событиям, которые каждый год совершались в епархии. В этом году отмечают ещё и юбилей — 100 лет назад в июле 1914 г. преподобномученица Елисавета посетила Белогорский монастырь, была она также и в Серафимовском скиту. Нынче в крестном ходе участвовало около одной тысячи паломников, и почти все они из Пермского края. Но есть паломники и из других регионов.

Об этом крестном ходе я узнала от отца Владимира, настоятеля храма Трёх Святителей из села Ижевка (Татарстан). Он ходит также и в Великорецкий крестный ход — в прошлом году был там вместе со своим внуком, а затем пошли ещё и в Свято-Серафимовский. Отец Владимир посоветовал мне обязательно сходить на Белую Гору и даже благословил. Но я подумала, что два многодневных крестных хода в одно лето будет, наверное, многовато. Ведь только в июне я была в Великорецком крестном ходе (с 3 по 8 июня ежегодно от Кирова до с. Великорецкого более 150 км.) А тут опять семидневный крестный ход. Хватит ли сил? Тем более у нас в миру есть масса всякий малых и «великих» неотложных дел, что кажется сдвинуться с места — это уже почти подвиг. Но на всё воля Божия. Всё-таки желание узнать и поучаствовать и в других крестных ходах (в Великорецком была 5 раз) взяло верх над моими сомнениями и ближе к концу июля я всерьёз задумалась над благословением отца Владимира. Решила: если все препятствия разрешатся на пути к этому крестному ходу, то значит, мне надо туда идти и помолиться усердно батюшке Серафиму. Так оно и вышло — все мои препятствия — пункт за пунктом — по порядку разрешились, и вот мы уже едем с о. Владимиром в Пермь ночным автобусом от Набережных Челнов. Приехали в Пермь в третьем часу ночи и пешком пошли от автовокзала до Кресто-Митрофаниевского храма. Благо отец Владимир знает дорогу. Несмотря на раннее время, храм был уже открыт, так как в Перми время на два часа вперёд от московского.

День первый, 26 июля

В 7 утра начинается Божественная литургия. После литургии отслужили молебен и на подвиг крестоходства всех благословил митрополит Пермский и Соликамский Мефодий. Мы сдаём свои рюкзаки в машину, оставив при себе самые необходимые вещи. В 9 часов крестный ход выходит из Кресто-Митрофаниевского храма по направлению к Бахаревскому женскому монастырю. Как и положено в крестном ходе — впереди несут фонарь, хоругви, затем — икону Иверской Божией Матери, за ней — ларец со святыми мощами 12 великих святых, среди которых имена трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; после них несут чудотворную икону святителя Николая Чудотворца с его житием и чудесами, в конце — икону прп. Серафима Саровского. Паломники становятся в ряд по-одному и все святыни проносят над их головами. Проходя по городу, в нескольких местах останавливаемся, чтобы почтить память убиенных воинов и мучеников за веру Христову. В одном из таких мест на пустыре стоит огромный деревянный крест — это предполагаемое место мученической кончины за имя Христово священномученика Андроника, архиепископа Пермского. Его закопали в землю живым. Вечная вам память и Царство Небесное.

После обеда мы прибыли в Бахаревский женский монастырь, которому нынче уже 150 лет. Нас встретили вкусным обедом. Вокруг монастыря есть несколько святых источников. В одном из них — во имя Казанской иконы Божией Матери, мы окунулись, несмотря на прохладную погоду. После вечернего богослужения и исповеди мы расположились на ночлег: многие в своих палатках, кто-то в храме, кто-то в других местах монастыря. Места хватило всем. В первый день я шла тяжеловато, хотя прошли немного километров. Позже я поняла, почему, — потому что шла я в первый день не только не причастившись, но даже и не исповедовавшись в начале пути. Я просто не знала, что в этом крестном ходе паломники причащаются каждый день. Со второго дня крестного хода я тоже начала исповедоваться, причащаться и стало легче идти.

День второй, 27 июля

Утром на Литургии в Бахаревском монастыре нас причастили, накормили завтраком и мы двинулись в дальнейший путь, который проходил через пос. Лобаново, где мы останавливались в храме св. блгв. князя Александра Невского. Здесь нас накормили обедом. К вечеру прибыли в п. Юг. в храм святого пророка Божия Илии. Настоятелем этого храма является митрофорный протоиерей Пётр, который был предводителем крестного хода, нашим добрым пастырем, за которым идут овцы. Всю дорогу он с любовью наставлял нас, говорил проникновенные слова проповеди. Господь даровал ему особый талант к слову Божию. Мы слушали его, боясь пропустить хоть одно слово. Часто говорил он прикровенно и в шутку, чтобы никого не обидеть словом, тем самым превращая, казалось бы, большую проблему в такую разрешимую мелочь, что все улыбались и понимали, что в Боге всё возможно, что нужно слабым помогать, и не нужно спешить и суетиться в крестном ходе,  не нужно обижаться ни на попутчиков, ни на батюшек, а лучше всего молиться за всех. В 20.30 — вечернее богослужение и ночлег. Я ночевала в больнице, в которой шёл ремонт.

День третий, 28 июля

В этот день празднуется память равноапостольного великого князя Владимира, Собор Киевских святых. В 6 часов утра началась Литургия, на которой мы снова причастились. В конце богослужения торжественно пропели «Многая лета» — поздравили с именинами отца Владимира, который в этом крестном ходе стал уже для всех родным. Он помогал и исповедовать, и причащать, и всю дорогу наставлял паству в слове Божием. Возле него постоянно было множество паломников.

После завтрака крестный ход вышел на гору Благодать. Нам с собой дали ещё и хлеба, так как предстояло идти до вечера без обеда. Когда шли на гору через лес, то я поняла: вот она настоящая грязь, которой мне не хватило в Великорецком крестном ходе, так как нынче мы шли по жаре, и грязи там почти не было. А тут на тебе — по самые уши. На горе Благодать отслужили литию об убиенной братии. Немного отдохнули. На привале слышу разговор о Великорецком крестном ходе. Некоторые хотели бы и туда пойти, но боятся. Наслышаны, что там очень трудно: не кормят, идут без сна, все вещи несут на себе. И так, начиная от горы Благодать и до самого конца крестного хода, при слухах о Великорецком крестном ходе я объясняла и успокаивала, что не так уж там страшно, — приходите, сами увидите. В Боге всё возможно. Ведь недаром там участвует паломников до 50 тысяч человек. По молитвам свт. Николая Чудотворца происходят многие чудеса и исцеления.

Перед крутым спуском с горы Благодать нам показали белый храм, который стоял далеко-далеко на горе, сливаясь с небом и облаками его почти не было видно. Казалось, что стоял он на небе. Нам предстояло идти до него ещё более трёх дней. Пока шли на гору Благодать оказалось, что восемь человек из крестного хода отстали, заблудились и не нашли дорогу. Отец Пётр благословил и отправил к ним навстречу тех, кто хорошо знал дорогу. Часов в 5 вечера прибыли в деревню Бырма, отслужили молебен. Вечером около 9 часов мы прибыли в пос. Н. Пальник в строящийся деревянный храм Архистратига Михаила. Ужин. На ночлег нас приняла приветливая гостеприимная хозяйка Валентина. Она встретила паломников с истопленной банькой да пирожками.

День четвёртый, 29 июля

На литургии нас причащают на улице из трёх Чаш. Исповедь тоже проходила на улице. В честь 18-летия крестного хода нас всех вместе с батюшками фотографируют на фоне деревянного храма ради летописи. После завтрака идём дальше. В 16 часов крестный ход прибывает в дер. Полыгарец в храм Преображения Господня. Служится молебен. Настоятель храма рассказал нам, что храм этот не закрывался. Когда пришли недруги Христовы, чтобы разрушить храм, то местные женщины вместе с детьми легли под колёса, и таким образом отстояли свой храм. Неподалёку от храма есть святой источник прп. Серафима Саровского, в котором мы непременно решили искупаться, чтобы набраться сил для дальнейшего пути. Здесь нас тоже накормили, мы, немного отдохнув и искупавшись, пошли до храма Вознесения Господня в с. Троельга. Здесь устроились на ночлег. Спали мы на веранде, нагретой солнцем. Дай Бог здоровья хозяину, рабу Божию Юрию. Ещё хочу заметить, что по привычке с Великорецкого крестного хода я постоянно теребила своими просьбами свт. Николая Чудотворца, обращаясь к нему как к родному отцу. То я рюкзак свой не могу найти, то куртку тёплую потеряла, и просила его, чтобы он мне дал тёплый ночлег, потому что у меня тонкий спальный мешок. И всё он мне устраивал чудесным образом. Вот и в Троельге я сначала примкнула к группе, которую должны были вести на ночлег в недостроенный коттедж без окон и дверей. Но каким-то образом, (я до сих пор не поняла, как), я оказалась в другой группе и нас привели на тёплую веранду. А в Н. Пальнике у Валентины в специально устроенном месте для паломников было холодно. И в последний момент, перед тем как лечь спать, меня одну пригласили в тёплую комнату, хотя я и не просилась. Чудеса!

День пятый, 30 июля

Утром, причастившись святых Христовых Таин и подкрепившись завтраком, мы направляемся в с. Бым, проходим с. Ерши, остановившись в храме св. Параскевы. Недалеко от храма нас встречает козёл, явно радуясь присутствию столь большого количества людей. Ещё бы — ведь многие его угощают, фотографируются рядом с ним. Одним словом козёл нынче — герой дня, и у него радость — «праздник живота». Ох, я не завидую этому козлу, так как теперь ещё целый год придётся ему ждать своего очередного праздника. Прощаемся с козлом, идём дальше. Ноги уже болят, и мозоли натёрла, но надо идти. Наконец, приходим в с. Бым. После вечернего богослужения и ужина устраиваемся на ночлег в клубе, который расположен недалеко от пруда на реке Бым. Ура! Можно купаться и даже поплавать, можно и постирать. Вот оно счастье-то, первое счастье — это причастие, а второе — это возможность искупаться после долгой дороги. За весь путь я раза три стирала свою водолазку, смывая с неё солёный пот, за ночь она, естественно, не успевала высохнуть, так как температура по ночам была не более 10 градусов. Утром я надевала мокрую водолазку и сушила её уже на себе. В этом крестном ходе можно брать с собой вещей чуть больше, так как их везут на машине, но у меня с Великорецкого крестного хода осталась привычка: не брать с собой ничего лишнего, а то придётся тащить на себе. И потом, когда с собой минимум вещей, то меньше суеты.

Ночью была страшная гроза с обильным дождём, как стена, и сильным ветром, который чуть не снёс палатки. В храме все молились Божией Матери, свт. Николаю Чудотворцу, прп. Серафиму Саровскому. Слава Богу, ночь прошла без изъянов! Это мы так думали, пока утром не узнали поразительную новость…   

День шестой, 31 июля

После Литургии и причастия отец Пётр нам объявил ту самую поразительную новость: священноначалие во главе с Владыкой Мефодием посовещалось и решило: перед паломниками крестного хода теперь три направления пути. Кто очень сильно устал и не может идти дальше пусть идут направо, то есть можно вернуться домой; налево пойдут женщины, дети и те, кто не сможет идти напрямую на гору, потому что после грозы идти на гору очень сложно: грязь, скользко, и, возможно, бурелом; а прямо на гору пойдут только сильные мужчины с хоругвями и иконами. В следующем году, если всё будет хорошо, то на гору возьмут и женщин, как и прежде. При этом отец Пётр сказал, что послушание выше поста и молитвы, и привёл пример с прошлых лет, как один человек в Быме не причастился, а потом его пришлось нести на руках — вот вам и непослушание. В этом крестном ходе надо причащаться всем и каждый день, потому что не знаете — дойдёте до Белой Горы или нет. На том и расстались до встречи на Белой Горе.

С нами, женщинами, пошёл отец Владимир и вёл нас до самого монастыря на Белой Горе. Как потом выяснилось — мужчины напрямую дошли до монастыря через два часа, а мы шли вкруговую по асфальту более 5 часов с остановкой в Калинино возле пруда. Нас угостили горячим чаем с сушками, печеньем и булочками. За все 18 лет нынче впервые был изменён маршрут. Мы немного сожалели о том, что нас не взяли на гору, но делать нечего — надо слушаться батюшку. Но зато я шла и любовалась природой лишние 20 километров. От Перми до Белой Горы дорога идёт по трассам, по полям и лугам, по горам и лесам. Места изумительно живописные, местами мне казалось, что мы как-будто в сказке — лес и залитое солнцем зелёное-презелёное поле! А какие луга! Буйная растительность, разные цветы, много лекарственных трав. Какие ароматы! Словом не передать. В одном месте мы прошли по полю, на котором пахали три трактора. Пахло свежевспаханной землей. Всю дорогу крестный ход сопровождают машины ДПС, скорой помощи и казачий патруль.

Храм на горе ещё издалека засверкал своими куполами. Казалось, ёще чуть-чуть и мы уже будем там. Но это только казалось. Подниматься на гору по жаре, преодолевая последние метры, оказалось почти испытанием на прочность. Но помогали общая соборная Иисусова молитва и… завораживающее зрелище — огромный сказочный храм — Крестовоздвиженский собор, который стоит на вершине горы, сливаясь с небом, парит в облаках и манит к себе путников. Вот он Уральский Афон — так называют эту обитель в народе за его очень строгий Устав.

Пришли в Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь уже ближе к началу вечернего богослужения. Уставшие, но безмерно счастливые от того, что дошли. С вершины горы я оглядела местность. Дух захватывает — кругом лес, кое-где луга, и видно далеко-далеко… Захотелось воскликнуть как апостол Петр, когда он увидел на горе Фавор преобразившегося Господа: «Господи, хорошо нам здесь быть…» (Мф.17, 1-13; Мк.9, 2-13; Лк.9, 28-36).

Вечером была исповедь, ужин. Ночевали в Крестовоздвиженском соборе на полу. Ближе к полуночи нам объявили, что в лесу заблудился участник нашего крестного хода — десятилетний мальчик. Все встали на молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу. Искали его спасатели, вскоре мальчик нашёлся. Все возблагодарили Господа. О подробностях его потери нам не сообщили, но причина была в непослушании, о котором так часто напоминал нам отец Пётр.

День седьмой, 1 августа

День обретения мощей прп Серафима Саровского. Сегодня на праздник мы пойдём к нему в скит. В 6 часов утра крестный ход выходит в Свято-Серафимовский Алексеевский скит, который расположен в пяти километрах от обители. Имя своё скит получил в честь прп. Серафима Саровского, мощи которого были торжественно открыты как раз в день основания скита, и в честь небесного покровителя цесаревича Алексея. Строился скит усердием уже другого иеромонаха Серафима, пещерную келию которого в 1914 г. посетила Великая Княгиня Елизавета Федоровна и долго беседовала с ним. Как раз этому отцу Серафиму было уготовлено Господом сопровождать тело преподобномученицы Елисаветы на Святую Землю. Женщин в скит пускают только три раза в году.

Густой туман, переходящий в мелкий моросящий дождь, сумерки. Идём по лесу, после дождей — грязь. Дорога — липучая, прелипучая и скользкая глина, то подъём, то спуск, глубокие колеи, наполненные водой. Я уже мысленно рассталась со своей обувкой, так как при каждом шаге приходилось её с усилием отрывать от земли. У меня не было ни резиновых сапог, ни кроссовок. Весь путь прошла в лёгких шлёпанцах и фирменных спортивных сандалиях, с тракторной подошвой, чтобы не скользить. Помогло, но я пожалела, что не взяла кроссовки, так как по утрам и в дождь было холодно. Поскользнувшись, упала женщина, повредила ногу — возможно перелом. Вызвали сопровождающего нас врача.

В скиту на Литургии стояли на улице около трёх часов, замёрзли. Слава Богу причастились. Кто-то умудрился ещё искупаться в святом источнике. Молодцы! Я тоже набрала святой водицы. После благословения о. Петра: «Бегите, овцы, бегите в монастырь, никто вас не повезёт обратно», все побежали в монастырь. По дороге согрелись. Было уже не так скользко как утром, но грязь прилипала по-прежнему. Пришли обратно в монастырь, отслужили благодарственный молебен. В связи с военными действиями на Украине и, вследствие этого, напряжённой обстановкой в нашей стране нас благословили поститься ещё и 1, 2 и 3 августа и молиться усердно батюшке Серафиму. Пообедали. В 15 часов отправление автобусов с паломниками обратно в Пермь. Проезд бесплатный.

Вот и закончился крестный ход и началось «переваривание» всего увиденного, услышанного и прочувствованного. Одна неделя прошла как целый месяц — столько событий! Кстати, кто постоянно чувствует нехватку времени, суету, мой вам совет — сходите в крестный ход, помолитесь от души, оторвитесь от земли и вы окажетесь вне времени, как бы в вечности. Отдохнёте и душой и телом, а физические нагрузки в пути пойдут только на пользу. Это не только мои наблюдения. Недаром после крестного хода происходят исцеления. В первый раз в 2010 году, когда меня пригласили в Великорецкий крестный ход, я сначала ужаснулась — как же я пройду 150 км, когда у меня от часовой ходьбы уже начинает ломить суставы ног? Положилась на волю Божию, пошла и дошла. Были страшные боли, суставы горели огнём, но я терпела и шла вперёд. Зато потом эти боли прошли совершенно и вот в Великорецкое хожу каждый год, а нынче пошла ещё и на Белую Гору. Слава Господу Богу и Его святым Угодникам!

Особая благодарность священноначалию Пермской епархии во главе с митрополитом Мефодием, отцу Владимиру из Ижовки, организаторам, волонтёрам и всем тем, кто кормил, поил и устраивал нас на ночлег. Дай Бог всем здоровья!

P.S.: В этом крестном ходе вещи везут на машинах, кормят. Постимся всю дорогу. Во время шествия не благословляется читать акафисты, каноны, молитвы, правило к причастию. Всё это можно читать на привалах или вечером. Все идут, соборно молятся — поют Иисусову молитву, не разговаривают. Весь путь равен примерно 120 км.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА