Комментарий дня

«Нам нужно допустить Бога в свое тело, в свое сердце, в свою душу»

Дата: 06.04.2021

Автор: Епископ Иннокентий

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 3626

Слово епископа Елабужского Иннокентия после Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 9 апреля в церкви преподобного Макария Желтоводского села Ильбухтино

Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю всех вас с четвертой седмицей спасительного и славного Великого поста!

Мы сегодня служили Литургию Преждеосвященных Даров. Литургия, которая известна очень давно, с древних времен. Но формирование ее проходило вплоть до 30-х годов прошлого XX столетия. Литургия эта выросла из рвения христиан, тогда еще не разделенных, к каждодневному Причащению. В силу разных обстоятельств не все могли собираться на вечери Агапы, на Причащении. Кто-то был рабом, кто-то работал на хозяев, которые не были христианами. И даже если на христиан, то тоже не всегда могли оставить свою работу. Для этих целей Причастие давалось на дом. Были специальные сосуды, куда вкладывалось Тело Господне, которое передавалось тем, кто дома будет Причащаться. И человек забирал себе сосуд домой и хранил его и по необходимости каждый день Причащался.

Потом появились особые молитвы перед Причащением, а затем и последование для Причащения больных священником на дому. Молитвы, которые мы сейчас читаем за литургией Преждеосвященных Даров, они принадлежат перу святителя Василия Великого, но мы поминаем и слышим на отпусте имя другого святителя — Григория Двоеслова, папы Римского. Он известен в Римской церкви как Григорий Великий и когда он стал папой, ему понравился обычай восточной части христианского мира — чин Самопричащения. И практику таких домашних Литургий, домашнего Причащения он ввел в Римской церкви.

Но вот начиная с IV века практика совершения такой литургии входит, как обязательная. До конца XVII столетия в Русской Церкви была традиция совершать такую литургию в седмичные дни Великого поста, кроме субботы и воскресенья и понедельника и вторника Первой седмицы Великого поста и Великой Пятницы. А так во все дни эта Литургия совершалась, заранее освящались Дары.

Для нас Литургия Преждеосвященных Даров подчеркивает самое главное, как было у древних христиан стремление к каждодневному Причащению, также как можно более частое оно должно быть и для нас. В Причащении мы соединяемся со Христом, как говорится в молитве во время просительной ектении: «Да чистою совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем Божественных сих причащающеся Святынь, и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему, истинному Богу нашему, рекшему: ядый Плоть Мою и пияй Кровь Мою во Мне пребывает, и Аз в нем. Яко да всельшуся в нас и ходящу Слову Твоему, Господи, будем храм Пресвятаго и покланяемаго Твоего Духа».

Нам нужно допустить Бога в свое тело, в свое сердце, в свою душу. Поэтому, чтобы нас не лишать уж совсем причащения во время Великого поста, литургия Преждеосвященных Даров и входит в особенность традиции уставного богослужение во дни Святой Четыредесятницы.

Поэтому мы должны, как и первые христиане, стремиться, если уж не к ежедневному, то к частому Причащению. В акафисте святителю Игнатию (Брянчанинову), епископу Кавказскому и Черноморскому есть замечательные слова: «Радуйся, еженедельнаго приобщения Святых Христовых Тайн, яко величайшаго сокровища, желавый». Святитель Игнатий стремился каждое воскресенье Причащаться. Он был очень болен и не всегда мог совершать литургию, но Причащался каждое воскресенье.

Сейчас я говорю, что каждое воскресенье мало Причащаться, на самом деле это так, нужно Причащаться на каждой Литургии, на которой присутствуешь. Готовиться и Причащаться. Нужно обязательно приобщаться святых Христовых Тайн, а то получается напрасно было наше благодарение, напрасно совершалась молитва, на которой призывали Святого Духа прийти на Святые Дары, чтобы претворить их в Святое Тело и Кровь Христовы. Пусть же для нас пример первых христиан, пример святителя Игнатия будет действенным в нашей жизни, сподвигающим нас к частому Причащению Святых Христовых Тайн и соединению со Христом. Чтобы в наших жилах текла Кровь Христова, мы должны этой Крови приобщаться.

Храни вас всех Господь!

(П) (П)