Комментарий дня

«Великий пост — это труды по очищению души»

Дата: 13.02.2019

Автор: Иерей Георгий Опарин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5080

Проповедь клирика Свято-Вознесенского архиерейского подворья иерея Георгия Опарина в неделю 37-ю по Пятидесятнице

Приближаясь к Великому Посту, мы начинаем думать о том, как провести это время. И Церковь уже приготовила нам ответы на этот вопрос. Неделю назад мы слышали притчу о слепце, который исцелился благодаря молитве ко Господу. Здесь Церковь показывает нам, как нужно молиться, чтобы Бог откликнулся на наши просьбы: нужна, прежде всего, горячая, пламенная вера и такая же любовь к Богу. Также нам необходимы усердие, мужество, настойчивость и терпение.

В сегодняшнем же Евангелии мы слышали чтение о Закхее, которое непосредственно связано с Постом. Это чтение говорит нам о покаянии. Начальник мытарей Закхей встретился с Господом, и это вызвало в нём горячее раскаяние. Христос увидел его готовность к покаянию, увидел его веру, и решает посетить дом этого человека. На что Закхей объявляет, что отдаст половину своего имения нищим, а всем, кого обидел, воздаст в четырёхкратном размере. Это свидетельствует о глубоком покаянии, потому что человек, который жил только ради богатства, сам добровольно расстаётся с этим богатством и просит прощения у всех, кого обидел. В этом поступке Закхея мы видим пример того, каким должно быть и наше покаяние. Чтобы решиться на то, на что решился Закхей, нужно понять свою греховность, осознать её. И это должно быть не только намерение — его нужно ещё и претворить в жизнь. И если мы не присоединим к внутреннему действию ещё и внешнее, то это не будет покаянием.

Великий пост — это труды по очищению души, ведь чтобы прийти к Богу нам нужно научиться молиться и очистить свою душу. И Великий пост даёт нам эту возможность. При этом мы должны понимать, что для полноценной духовной жизни нам не следует ограничиваться только четырьмя постами. Великие угодники Божии всю свою жизнь превращали в пост, и, если мы хотим в духовной жизни достичь больших результатов, нам важно понять, что нужен пост постоянный. Очищение нужно нам большое, ведь мы настолько закоснели в грехах, столько грязи и зла наполняет наши сердца, что для очищения нам и необходим постоянный пост. Пока мы слабы для этого подвига, да и уставные посты нам выдерживать бывает трудно. Но к этому нужно идти, усугубляя постный подвиг. Однако пост это не только физическое лишения себя еды или сна, это — прежде всего, молитва, которая должна дать благодать, а уже благодать даст нам силы  выдержать пост. Без молитвы пост есть разрушение себя. И нашу жизнь во время поста должна определять именно молитва.

Итак, взирая на пример мытаря Закхея, нам нужно, подобно ему, обратиться к себе, заглянуть в себя и, осознав свою греховность, начать решительное исправление своей жизни.

(Р) (Р)