Комментарий дня

«Без Бога мы пропадаем, и нет нам без Него спасения»

Дата: 02.03.2016

Автор: Протоиерей Андрей Дубровин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9774

Проповедь благочинного Закамского региона протоиерея Андрея Дубровина в Неделю о блудном сыне

Мы всё ближе и ближе к Великому Посту. Его ещё называют Четыредесятницей покаяния. И поэтому неспроста Церковь определила нам читать в эти дни притчу о блудном сыне.

Ситуация нам знакомая: некий молодой человек требует своё от части родительского имения, но при этом не употребляет то, что ему досталось, во благо, а расточает, и возвращается обратно.

Захотел сын стать самостоятельным. Может быть, он подумал, что уже не должен подчиняться отцу, а может быть подумал, что отец как-то неправильно хозяйство ведёт — в любом случае в этом поступке была гордыня. Отец не стал препятствовать желанию сына, а дал ему всё, что он просил. И сын ушёл в некую далёкую страну, где расточил все свои богатства неправедным путём, то есть потерял всё, что годами приобретал для него отец.

Святые отцы полагают, что под образом блудного сына подразумевается вообще род человеческий. Ведь человек, как и блудный сын из притчи, получил от Бога множество даров: Господь создал человека по образу и подобию Своему, и всё в мире устроил для человека. И пребывали бы мы сейчас в состоянии счастья и бессмертия по причине причастности к Благодати Божией, но случалась беда — зло проникло в этот мир через грехопадение наших прародителей… В наши дни в Таинстве Миропомазания мы все получаем от Бога возможность быть вместилищем Духа Святого — малой Церковью. Но, ведя греховную жизнь, мы теряем эту благодать, и всё-таки всякий раз, когда слезами искреннего покаяния смываем свои грехи, то во время исповеди вновь получаем возможность быть с Богом.

И вот когда блудный сын всё расточил, пришёл ещё и голод в ту страну. И сын пошёл в наёмники к одному из местных жителей, чтобы пасти свиней — животных нечистых.

Некоторые святые отцы считают, что под жителями той страны подразумеваются бесы, а свиньи — это страсти, в которых человек пребывает. И бесам важно, чтоб мы всегда были в страстях, чтобы мы привыкали к ним — бесы ведь этим живут.

Но наконец, сын, изнурённый такой жизнью, решает всё бросить и пойти к отцу своему.

Порой нам приходится с такой ситуацией сталкиваться: головой мы всё понимаем, а вот сил на то, чтобы встать и бросить дурную привычку или страсть не хватает. Господь говорит, что человек сам ничего не может — только с Богом ему всё возможно. И вот блудный сын вспомнил об отце — о Боге. И силы появились у него, и он сумел встать.

Сын шёл по дороге и размышлял о том, что скажет в раскаянии отцу: «Я согрешил перед Небом и перед тобою…» Но отец увидел его издалека и побежал ему навстречу. Сын даже не успел сказать своих покаянных слов, а отец уже обнял его и велел дать ему лучшую одежду и перстень — знак власти, и устроил пир.

Когда старший сын спросил слуг о том, в честь чего этот пир, то они ответили ему: «Потому, что отец твой здоровым принял сына своего!»

А когда мы бываем здоровыми? Когда проснёмся от своей немощи, когда осознаем, что без Бога мы не можем ничего, что Спаситель нам нужен, что мы в грехах без Него пропадаем, что никакие блага материальные и чувства земные не могут нас спасти от погибели — с этого момента начинается настоящая вера.

Сын пришёл с покаянием, не надеясь вернуть своё сыновство — просто он хотел попросить, чтоб отец взял его в наёмники. Но любовь отца превыше всего. И если Бог послал Сына Своего на смерть ради нашего исцеления, то как же велика любовь Божия к нам!

Лишь бы мы покаялись, лишь бы мы воскликнули: «Прости нас, Отче!». Этого достаточно. Бог нас любит — и грешных и праведников — любит одинаково. Но если мы живём по заповедям, то в сердца наши входит Бог, а если мы не живём по заповедям, то мы становимся Ему противниками, и сердца наши не впускают Его благодать, и испытываем мы смятение и уныние, ибо Без Бога мы пропадаем, и нет нам без Него спасения.

(Р)