Комментарий дня

«Господь открывается каждому, кто возгревает в себе веру»

Дата: 14.07.2015

Автор: Иерей Валерий Матвеев

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 9362

Проповедь клирика Свято-Вознесенского Архиерейского подворья иерея Валерия Матвеева в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Братья и сестры, сегодня мы слышали два Евангелия, и первое, что хотелось бы сказать, — о воскресном Евангелии.

«Причины расслабления телесного», — говорит святой Иоанн Кронштадтский, — «есть болезни души», потому что Христос говорит расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». Это Евангелие о милосердии Христа по отношению к бедствующим и заблуждающимся человекам.

Каждый случай милосердия говорит нам о том, что причиной болезни является грех. Это величайшее зло. Несчастье рода человеческого. И этот корень всех зол ведет к неминуемой смерти. Поэтому и Господь врачует прежде болящую грехами душу, а потом уже и тело. А значит это, что, находясь в болезнях, мы должны осознавать грехи свои и просить у Господи прощения их с намерением более не согрешать.

Ибо главная часть нашего существа есть душа. Существо по образу Божию разумное со свободным произволением. Существо бессмертное, но падшее, болящее грехом. О ней то, о душе, о ее спасении и надобно заботиться всеми силами.

Господь исцелил расслабленного за веру его самого и за веру его друзей, принесших расслабленного. «Видите, как сильна вера! — восклицает отец Иоанн Кронштадтский. — За одну веру избавление от стольких зол». Имейте в себе веру Божию, а кто не имеет — проси у Бога.

Кто верует — старается жить во свете, свято. Бережется от греха, а если и совершит грех — кается и получает прощение. «Вера без дел мертва есть», — говорит апостол Иаков. А дела веры — это исполнение заповедей Божиих, первая из которых — любовь. «Если имею дар пророчества... и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13, 2).

Протестанты говорят: «Уверуй во Христа, и в ту самую минуту, как ты уверуешь, получишь спасение». Так ли это? «Не думай,— говорит преподобный Исидор Пелусиот,— что вера, если только можно назвать верой твою веру, обличаемую делами, сможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно...».

Имея веру, но не имея любви, христианин был бы ничто (1 Кор. 13, 1-3). Любовь должна соединиться с верою, возрастать и достигать совершенства. Отсюда — личное спасение каждого из нас есть постоянная борьба, усилие, труд, подвиг.

Итак, на вопрос: спасен ли теперь каждый из нас? — мы отвечаем: «Мы спасены в надежде» (Рим. 8, 24), А сектантам, говорящим, что они теперь уже спасены,— мы скажем словами апостола Павла: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 13— 14).

Сегодня мы слышали также в Евангелии, как Христос называет Петра камнем, на котором Он созиждет Церковь Божию. Но что значит камень? Почему Христос так особенно благосклонно относится к Петру, что даже дает Ему ключи от Царствия Божия?

Камень, о котором говорит Спаситель, — это не сам апостол Петр, как принято считать в католической Церкви, а его искренняя вера. Ты Христос Сын Бога Живого, говорит апостол Христу в ответ на Его вопрос «За кого почитают Меня люди?». Он настолько возлюбил Иисуса, что Бог открывает Ему Свое Существо, становится «видимым» Богом.

Так Господь открывается каждому человеку, кто возгревает в себе веру, стремится к Творцу, стремится воссоздать в себе Подобие Божие, которое человек потерял в результате грехопадения.

Помните слова Христа: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет…».

Помните веру Петрову, искреннюю и бескрайнюю.

Стяжите в себе дух мирен и веру крепкую в Господа нашего Иисуса Христа.

Аминь.

(Ш)