Комментарий дня

«Масленица — время для подготовки к посту и примирения друг с другом»

Дата: 16.02.2015

Просмотров: 6661

Слово протоиерея Владимира Головина о смысле Масленицы

Пережив радость о Рождении Спасителя и Крещении Его, мы по причине приближающегося Великого поста вступили в приуготовительные недели, и уже стоим на пороге того, что Церковь именует Масленичной неделей, или Сырной седмицей. В народе этот праздник называют Масленицей.

Масленица на Руси всегда ассоциировалась с народными гуляниями. Это, конечно, пережиток языческих славянских верований — проводы зимы, встречи весны и так далее. Люди сжигают чучело Зимы, потому что помнят языческие традиции. В этом, 2015 году, мы будем праздновать тысячелетие преставления нашего равноапостольного крестителя — князя Владимира. Нас крестили очень давно, но православному образу жизни до сих пор не научили. При Ярославе Мудром началось строительство школ и библиотек, но этот процесс вскоре был прерван из-за княжеских междоусобиц, вызвавших смуту, и нашествия монголов, а позже и других врагов — шведов, поляков и литовцев. Процесс оправославливания и воцерковления был остановлен, поэтому хоть мы и крещёные, но мы и по сей день не просвещены благодатью Божией и не знаем исторической правды. Пережив семидесятилетний безбожный период, наша Церковь только сейчас встаёт из духовных руин. Сейчас начинают возрождаться забытые традиции, и многие путают кислое с пресным, а Божий дар — с яичницей. Например, есть церковное понятие Масленицы? Да, поэтому мы и отмечаем этот праздник. А как отмечаем? Языческими гуляниями, лазанием по столбам, борьбой и прочим. Это в корне неправильно и антиправославно.

Что такое Масленица в православном понимании? Во-первых, в эту неделю уже нельзя вкушать мяса, то есть это уже полупост. Во-вторых, по церковному уставу в среду и пятницу сырной седмицы богослужение совершается полувеликопостно. О чём это всё говорит? Если говорить образно: есть дом, есть улица, а есть сени. Сени — это не дом. Там не топят, но ведь это уже и не улица, а некое предначатие дома. Вот Масленица и является предсением, сенями Великого поста. Это период, когда Церковь нас готовит к посту. Надо успокоить свои чувства, отдохнуть от суеты и настроиться на дух покаяния, на дух спасительного делания молитвенного. Вот что такое Масленица.

В связи с этим хочу обратиться к тем, кто считает себя православными христианами. Это время надо использовать не на погибель, а во спасение. А что для этого нужно? Нужно пережить это время вместе с Церковью — как время полупоста. В этот период усиливаются молитва и духовное чтение, а мясо уже не вкушается. Апогеем Масленицы является, вне всякого сомнения, Прощёное воскресенье. Все знают, что такое Прощёное воскресенье. Это время, когда мы просим друг у друга прощения. А почему? Потому что в Священном Писании Господь свидетельствует, что мы будем прощены при одном условии: если простим друг друга (Мф. 6:14). Тогда будем прощены и Господом. В молитве «Отче наш», которую дал нам Христос Спаситель, звучат прекрасные слова: «… и остави нам долги наша» (Мф. 6:12). Но как, в какой степени? В той степени, в какой мы оставляем должникам нашим. Мы это помним. Мы это знаем. И поэтому, чтоб получить прощение от Господа, сначала просим прощения друг у друга — в Прощёное воскресенье. Время Масленицы нужно использовать не для бессмысленного и буйного языческого веселья, а для подготовки к посту и примирения друг с другом. Это и есть настоящая русская православная традиция — правильная и благочестивая.

На Масленицу принято ходить к тёще, свекрови или золовке на блины. Откуда это пошло? На кого мы чаще всего обижаемся и с кем скандалим? Кем бываем недовольны? Инопланетянами? А что с ними воевать-то? Мы их и не видели. Мы воюем с самыми близкими. «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:36), — говорит Христос Спаситель. Мы в первую очередь обижаемся на своих близких — на родителей, на детей, на сестёр и на братьев. Но в Масленицу мы к ним идём и просим у них прощения. Примирение — это святое спасительное делание. Это православно — в период подготовки к Великому посту попросить прощения и примириться.

Легко понять, почему у нас на Руси застолья в это время бывают. Они оправданы. Конкретный пример: я отец, а у меня есть дети и внуки. Вот мне сказали сынок и доченька, что они придут в этот день с семьёй к нам. Я-то православный — я знаю, что будет. Они прощения будут просить. Конечно, я своих детей прощу, и сам у них прощения попрошу. Но я знаю, что просить прощения не всегда легко, потому что гордость мешает. Она кочевряжится. И тогда что я делаю? Мы с женой собираем стол, ставим праздничное угощение. Когда дети зайдут, то увидят стол и подумают: «Здесь нас ждут, здесь нас любят». У тех, кто ждёт и любит, прощения просить легко. А, может, я не буду ждать, когда попросят. Я первый скажу: «Детоньки, вы простите меня, Христа ради, если что не так сделал. Давайте по-доброму за один стол сядем, да вместе, как родным и полагается, друг друга утешим». Вот поэтому эти застолья оправданы. Они были выражением любви, чистой любви. Мало ли, что раньше было. Простили. Сами прощения испросили, и мир воцарился. Дали возможность любви расти, по слову Христову. Господь называет Царствие Божие «лоном Авраамовым» (Лк. 16:22). Пиром, свадебным торжеством и браком называет (Мф. 22:2). Вот в этом застолье мы и участвуем. Не просто утешимся взаимным прощением и любовью — здесь рядышком Христос. Там, где мир и любовь, там и Христос.

Обращаясь к православным, хочу сказать следующее: возрождая забытые православные традиции, нужно избавляться от пережитков языческих верований. Это не к лицу православным христианам. Нам надо возрождать традиции спасения. Наступает полупост, и усиливаются молитва и чтение духовное. Это время взаимного прощения и мира. Вот для этого Господь нам даёт это благодатное время, и мы с помощью Божией постараемся его использовать.