Комментарий дня

«Господь дарует исцеление исходя не только из Своей Божественной любви, но и исходя из нашего духовного состояния»

Дата: 13.08.2015

Автор: Протоиерей Владимир Головин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11330

Слово протоиерея Владимира Головина в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона

Сегодня мы совершаем память великомученика и целителя Пантелеимона. Будучи врачом, он однажды столкнулся с потрясающим фактом. Он увидел, как кто-то молился над тяжело больным: «Именем Иисуса Христа исцелись». И больной исцелился. Пантелеимон был настолько потрясён, что когда к нему поступил больной, он сам призвал имя Божие: «Именем Господа Иисуса Христа, будь исцелён». Тот исцелился. Пантелеимон стал узнавать про веру во Христа и принял Крещение. Поняв, что не он лечит людей, а Господь через него, Пантелеимон отказался брать плату за лечение.

Люди, видя это и понимая, Кто совершает исцеление, начали принимать Крещение. В этой области количество христиан, конечно множилось. Разразились очередные гонения на верующих во Христа. Это гонение при императоре Диоклетиане было одним из самых жестоких. Например, такой факт — во время гонений, в той же Никомедии, не хватало палачей казнить христиан. Их живьём закапывали в землю. Когда поняли, что копать долго, стали топить в речке. Гонение, разумеется, коснулось и Пантелеимона. Особенно сильно от него хотели избавиться «коллеги» — врачи. Он лечил бесплатно, поэтому люди шли к нему. Благодаря Пантелеимону многие люди стали исповедовать Христа, поэтому его казнили показательно с особой изощрённостью. К нему, например, применили такую казнь — надели на него железные сапоги, внутри которых были гвозди. Привязали к лошади, били кнутом и гнали. Такой истязуемый был вынужден бежать, оставляя за собой кровавый след. 

Долго можно перечислять все муки, которые претерпел Пантелеимон. Но, в итоге, он не предал Господа, не отрёкся. Он был молодым и люди, видя его непоколебимость, сами укреплялись в вере. Палачи поняли, что зашли в тупик. И святому отрубили голову. Рядом с тем местом, где его тело свалили в яму, росло масличное дерево. Плоды от него стали исцеляющими. Жизнь, подвиг, служение Пантелеимона, его ходатайство после смерти перед Господом о больных привели к тому, что его стали именовать — целителем. С этим именем он вошёл в христианскую историю и в нашу молитвенную, церковную жизнь. 

Сегодня во всём мире православном миллионы обращаются к Господу, и к этому святому. Сложно назвать цифры, сколько же Господь исцелил, по молитвам Пантелеимона. Великое множество. Укреплённые такой надеждой, молитвой святых угодников и великомученика Пантелеимона, мы обращаемся к Господу. Что нам для этого нужно? Просить у Господа Его милости, молиться. С одной оговоркой: Бог в наших молитвах пока ещё никогда не нуждался. Господь одарил нас свободной волей, действует в нас, в нашем теле тогда, когда мы сами открываем Ему двери. И через молитву, в том числе. Поэтому молитва нужна не Богу, а нам, чтобы мы открылись для действия Святого Духа. Поэтому нужно внутренне собраться и молиться. 

После грехопадения Адамова, больных больше, чем здоровых. Особенно пожилых. С каждым днём человек приближается к тому дню, который называется смертью. Что такое старость? Это благодатное время, напоминающее о том, что скоро к Богу на суд. И сразу должен перед нами вставать вопрос: с чем пойдём на суд? Болезни — это естественный процесс. Если мы просим у Господа исцеления, мы должны понимать, что почти всегда причиной болезни является грех. Кто-то это понимает. Но от этого ничего не меняется. 

В храм, однажды, пришла женщина и попросила причастить свою умирающую мать. Она приехала издалека проститься с ней. Сама она медик, думала, что жить матери осталось 2-3 дня. Бабуленька вменяема была, пособоровалась и причастилась. Через несколько дней опять эта женщина пришла и говорит: «Мамочка встала. Господь исцелил её. Я первый раз сталкиваюсь с таким фактом, как медик. Думала, приехала хоронить мать, а, оказывается, стала свидетелем чуда, которое совершил над ней Господь». Она уехала. Проходил мимо их дома, вижу, бабуля на крылечке сидит, улыбается, приветствует меня. Ну, думаю: «Слава Тебе, Господи!» Дня через два прибежала опять дочь и говорит, мама умирает. Я пришёл почитать канон. Не успел ещё ничего сказать, как бабушка эта говорит: «Батюшка, я чего натворила-то. Я болезнь себе назад вернула». Она молилась, просила у Господа исцеление и Господь дал. Она обрадовалась, стала на привычную жизнь возвращаться. Вышла во двор и видит, как сосед её яблоки рвёт с ветки, которая свисает на соседскую сторону. Слово за слово. В итоге устроила грандиозный скандал. С бабушкой стало плохо, слегла. «Я, говорит, теперь только понимаю — надо было его позвать во двор, самой угостить яблоками. Ну куда они мне, дочь уезжает, кто есть-то будет. А я такое устроила…» Бог ей дал жизнь, а она вернулась к какой жизни? К греховной, обычной, глупой, где из-за ведра яблок можно устроить войну. И смысл её жизни прекратился. Она начала умирать. 

Есть другие примеры, свидетельствующие, что из ста фактов девяносто имеют причиной — грех. Поэтому второе, что нам необходимо — покаяние. Покаяние внутреннее, словестное, деятельное. Как дети маме говорят: «Прости меня, пожалуйста. Я больше так делать не буду». Так и с Господом. Стараться не возвращаться к тому, в чём покаялись. Внутренне взывать к Нему: «Господи, прости меня, дай силы больше в эту яму никогда не лазить». Покаяние и решимость необходимы. 

И третье — доверие Господу. Мы себя не знаем. Как часто мы можем сделать такое, что сами удивляемся. Что хорошее, что плохое. Господь Всеведующий знает и видит, если исцелить одного человека, он сделает выводы, он изменит образ жизни, будет жить по законам Божиим. А вот этого, если исцелить ничего не поймёт. Господь видит и поэтому соответствующим образом действует. Мы вроде понимаем, что надо бы меняться, а привычки многолетние охомутали нас, как цепями. Таковых Господь исцеляет поэтапно, чтоб окрепли, сознание, чувства и волю закалили. Господь даёт дар исцеления исходя не только из Своей Божественной любви, но и исходя из нашего духовного внутреннего состояния. Поэтому будем просить у Господа исцеления тогда и в той мере, насколько нам будет на пользу. Помним, как Он учил нас молиться: «Отче наш…, да будет воля Твоя…» (Мф. 6:9-13). Не моя, не чья-то. Твоя! Мы ошибёмся, Господь не ошибёшься никогда. Поэтому должна быть всецелая надежда на то, чтобы Господь дал исцеление в той мере и тогда, когда нам это будет на пользу.

(Ш)