Комментарий дня

«Чем милосерднее человек к ближнему своему, тем ближе к нему Господь»

Дата: 01.03.2014

Источник: Великий пост 2014

Просмотров: 2868

Слово иерея Сергия Шкуро, клирика прихода преподобного Серафима Саровского г. Казани, в Неделю о Страшном суде.

Дорогие братья и сестры, сейчас только что нашему с вами вниманию и слуху прозвучал фрагмент Священного Писания, который повествует нам о картине Великого Страшного Суда. Это фрагмент, который приоткрывает эсхатологию, конец мира и те последние фрагменты исторических событий, с которыми будем вынуждены столкнуться все мы. Каждый из нас будет предстоять перед Господом и давать ответ за то, с каким трудом и пользой смог использовать свою жизнь, принеся ее в дар Богу или растратив ее и расточив бессмысленно и бесполезно.

Мы с вами видим, как люди, приходящие пред Господом, дают ответ, рассказывая о том, что они сотворили. Но Господь не спрашивает их о многом, не спрашивает о том, насколько часто посещали они храм, насколько много совершали они молитв, сколько времени они проводили в духовном чтении, какие именно книги они читали и какие дела они совершали в своей жизни, а спрашивает лишь то, что человек не может укрыть от Господа, — это состояние своего собственного сердца. «Насколько милосерден был ты предо Мною, — говорит Господь, — насколько внимательно ты оказывал почтение тем, кто окружает тебя? Оказал ли ты Мне эти почести?» Мы знаем заповеди Евангелия, мы действительно иногда их исполняем, мы ведь даже стараемся сделать что-то доброе. Ведь написано в Евангелие, что ты должен посетить больного, ты должен помочь тому, кто нуждается в твоей помощи. Но насколько искренне свершаются эти деяния? Действительно ли они исходят из нашего сердца как естественное состояние нашего внутреннего нового обновляющегося благодатью человека или они являются некой данью закона, что уже неплохо, но не совсем то, о чем спрашивает каждого из нас Господь.

Также обращаем внимание на тех людей, которые задаются вопросом: «Господи, как же так? Ведь мы Тебя никогда не видели, что же мы должны были сделать, чтобы исполнить Твои слова? Когда был тот момент, когда мы по какой-то причине не увидели Тебя?» Мы обнаруживаем сами в себе эгоизм, который делает человека важным только самому себе, который закрывает человеку глаза на все, что происходит вокруг него. К сожалению, человек перестает видеть что-либо кроме самого себя. Он перестает замечать какие-то горести людей. Порой даже делая какие-то добрые поступки или совершая какие-то труды, может быть, даже занимаясь каким-то высоким творчеством, человек оказывается за гранью реального мира и перестает видеть ту нужду и боль близких, которые окружают его. Тогда мы должны понять, что Заповеди Божии должны настолько войти в нашу плоть и кровь, чтобы стать естественным состоянием нашего мироустройства, нашего видения и окружения так, чтобы в наших глазах были не только наши проблемы, но чтобы мы, забывая самих себя, как говорит Апостол Павел, устремлялись на большее, не взирая на то, что остается за нашей спиной, чтобы стремились вперед, не считаясь со своими немощами и недостатками.

Действительно, иногда мы, приходя в храм, обращаясь с молитвой к Господу, недоумеваем: «Как же помочь своему ближнему? Как увидеть Господа? Где Он проявится в нашей жизни?» Иногда люди начинают читать мистическую литературу, иногда даже уклоняются от Православия в поисках неких нетварных энергий и благодати Божией или даже пытаются увидеть некую энергетику Вселенной. Но на самом деле Господь устроил для нас с вами все значительно проще, в чем как раз и проявится наша человечность.

Господь призывает обратить нас свое внимание на тех, кто рядом. Он говорит: «Если ты говоришь, что любишь Бога твоего, — о чем повествует апостол Иоанн Богослов в своем первом послании, — но при этом не обращаешь внимания или даже содержишь в сердце некоторое негодование на брата своего, то ты говоришь неправду. Ибо как он может любить Бога, не видя его, когда человека видя, который находится рядом, не оказывает ему достойного внимания и почтения».

Все сводится к тому, что чем ближе человек к Богу, к своему Отцу Небесному, тем неизбежно человек становится ближе к своему ближнему и, соответственно, не может не оказывать ему почтения. Справедливо и обратное: чем милосерднее и внимательнее в силу заповедей и законов Господа человек к ближнему своему, оказывая ему милосердие, тем, конечно, ближе и откровения Создателя и Спасителя, тем ближе к нему Господь. Пусть даже это не всегда и бывает для нас и нашей пользы очевидно.

Сегодня последняя подготовительная неделя к Великому Посту. Эта Неделя о Страшном Суде. Недели о мытаре, фарисее и блудном сыне уже прошли. Осталась последняя неделя. Воскресный день — день прощенный, кода мы спрашиваем прощения и вспоминаем изгнание Адамово из рая. Сегодня важный элемент постного времени, когда совершается так называемый мясопуст — последний день, когда к нашей трапезе, которую посылает нам Господь, присутствует мясная пища. Действительно ли это является для нас только традицией или только дисциплинарным характером, который позволит воспитать в нас с вами воздержание, или имеет некое большее значение? Пожалуй, имеет большее значение, ибо в Библии, в Книге Бытия, в IX главе, сказано: «После потопа Господь позволяет человеку готовить к трапезе всякое животное, которое сотворил Господь, но при этом говорит, что страх входит в животный мир от человека. Ты будешь готовить их к своей трапезе, но они будут бояться тебя». Вот этот страх, который вошел с грехопадением в мироздание человека, о чем мы даже порой не отдаем себе отчет, в наших руках, и ответственность также лежит в наших руках. Поэтому Апостол Павел говорит, что «тварь стенает и мучается доныне, ожидает избавления от сынов человеческих», поэтому в это время Великого Поста мы отказываемся от мясной пищи не только потому, что в этом заключается суть поста, но прежде всего в силу осознания своей ответственности и того призвания, которое Господь вручает нам, — миловать скотов, то есть даже нечто большее, чем просто доброе отношение между людьми и некое милосердие, а это уже отношение и ко всему мирозданию, и к сотворенной природе.

Сегодня мы очень внимательно обращаемся к словам Священного Писания и задумываемся над теми этапами, которые Святая Церковь нам предлагает как некие подготовительные элементы ко времени поста, несущие нам действительную пользу и способствующие наиболее безопасно пройти этот путь поста.

Пусть же Господь благословит нас, чтобы этот пост принес нам не только радость и утешение в благодати Божией, но и чтобы мы смогли, прежде всего, увидеть свои грехи и недостатки и постарались их исправить.