Евангельская история – цитаты из Евангелия.
Просмотров: 5442
Евангельская история – цитаты из Евангелия.
Событие Вознесение Господа подробно описывается в Евангелии от Луки (24. 50-51) и Деяниях святых апостолов (Деян 1.9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка. (Мк 16. 29).
Согласно этим повествованиям, после Своего вознесения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетования Святого Духа (ср.: Ин.16.7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24.49; Деян 1.4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1.12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возносится на небо. В Деяниях святых апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда, явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24.52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (Деян 2. 1-4).
Некоторые различия в рассказе о Вознесение Господа в Евангелии от Луки и в Деяниях святых апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях святых апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Святого Духа на апостолов (например, согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деяниях 1.12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах 14.4).
В Деяниях 1.3 период явлений Воскресшего Христа (и следовательно, период от Воскресения до Вознесения Господа) определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа – от его Рождества до того, дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк 2.22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти не проповедь (Мф 4.1-2; Мк 1.12-13; Лк. 4. 1-2).
В других местах Нового Завета о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян 2.32-36; 3.15-16; 4.10; 5. 30-32; 10.40-43; 13.31; 1Кор 15.5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временный промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин 20.17).
(Гора Елеонская вблизи Вифании, Четверг, 18 мая
|
Сорок дней прошло со дня Воскресения. Все это время Господь пребывал со Своими учениками, уча их Тайнам Небесного Царства. До Воскресения Христа эти тайны были для них непонятны.
Наконец, настало время расставаться. На сороковой день Господь, окруженный учениками, вышел из Иерусалима и направился к Елеонской горе. На прощание Он говорил о чудодейственной силе, которую дает человеку вера. Утешая учеников, скорбевших о разлуке с Учителем, Господь дал обещание в самом скором времени ниспослать им с неба Духа-Утешителя, который поможет им в благовествовании и наставит их во всем.
С простертыми в благословении руками Иисус Христос стал удаляться, возносясь к небесам, пока не скрылся из виду. Ученики же вернулись в Иерусалим и стали проповедовать о Воскресении.
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения Господа видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господа посвящен отдельный праздник.
Этот праздник празднуется всегда в сороковой день после Пасхи, в четверг Седмицы 6-й по Пасхе. Название праздника отражает суть события – это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, то есть окончание Его земного служения. Одновременно это Его прощание с учениками.
После Своего воскресения из мертвых Господь наш Иисус Христос принадлежал уже более Небу, чем земле. Он говорил в прощальной беседе Своим ученикам (Ин. 16:28): «опять оставляю мир и иду ко Отцу» еще до своих спасительных страданий и крестной смерти, но и потом, когда поборол ад и смерть Воскресением, говорил Марии Магдалине: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин 20.17). понятно, что земной подвиг Сына Божия окончился, Он уже совершил дело, которое поручил Ему исполнить Отцу. И теперь Он должен был войти в Свою славу, которую Он имел, когда мир еще не был создан.
Господь уже в первом Своем явлении после Воскресения сказал Марии Магдалине, а через нее и всем Свои последователям, что Он скоро вознесется на небо.
Однако попечение Христа о Своих учениках, которых Он бесконечно любил, еще удерживало Его на земле. Поэтому Господь не сразу вознесся на Небо но и не жил со Своими учениками постоянно, не проводил с ними дни и ночи, время отдыха и трапезы, как это было раньше. Он появлялся среди них неожиданно: то во время совместной беседы, когда двери дома были заперты из страха перед злобой иудеев, то на дороге из одного города в другой, то во время, когда ученики ловили с лодки рыбу.
Во время Своих явлений Господь продолжал учить их истинам Евангелия, рассказывал им о Царстве Божием. Господь сделал их способными по-настоящему понимать Священное Писание, говорил им о Своей власти на Небе и на земле, о том, что они избраны проповедовать Евангелие всем народам, крестить их и учить всему, что Он заповедал. Господь обещал быть со Своей Церковью до тех пор, пока не настанет конец этого мира. Так Он готовил их к великому делу — апостольскому служению. Прошло сорок дней.
Число сорок не было случайным. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. В сороковой день по закону, данному Богом Моисею, младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь, в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в Небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
В одно из Своих явлений Господь велел им собраться к этому дню в Иерусалиме. Святой город был полон врагов Иисуса Христа, но нашлись люди, у которых ученики смогли остановиться и даже собраться вместе. Вполне возможно, что одним из таких мест была горница, в которой со вершена была Тайная вечеря перед распятием Спасителя и в которой потом находились ученики, когда через несколько дней после Вознесения на них сошел Святый Дух.
Когда ученики собрались вместе, им внезапно и таинственно, как и всегда в эти сорок дней, явился Господь. Он еще раз сказал, почему необходимо было Ему пострадать и умереть за людей, чтобы великая весть о Спасении дошла до самых далеких стран на земле и до всех народов, ее населяющих. На проповедь Он призвал и Своих учеников, доверяя им завершение Своего дела.
Беседуя с учениками, Господь вывел их из города и пошел по направлению к Вифании. Так, беседуя, они дошли до вершины Елеонской горы, находившейся от Иерусалима на расстоянии около километра. Здесь Господь остановился. Он взглянул на учеников, поднял Свои руки и благословил их. Благословение это было не только на них, но и на всех христианах, когда и где бы они ни ил и. На глазах пораженных учеников Он стал подниматься на небо, отдаляясь от них. Вознесение было продолжительно, так что ученики могли насладиться ним величественным зрелищем. И только, когда Господь был так высоко, что глаз уже с трудом что-то различал, появилось светлое облако и скрыло Его. Благоговейно смотрели апостолы на последнее чудо Господа на земле. Они напряженно вглядывались в небо, как вдруг внезапно перед ними появились два светлых Ангела, которые сказали им: "Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, приидет таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо". Господь придет так же внезапно и неожиданно и так же явно и торжественно, как уходил. Так же явится Он на облаке, и в Своем человеческом облике. После Ангельских слов апостолы поняли, что им больше нечего ждать на Елеоне. Они с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и возвратились в Иерусалим, но не печальными от разлуки, а, как пишет евангелист Лука, с великой радостью. Они радовались славе Своего Учителя. Во время Его вознесения апостолы окончательно убедились, что Он в самом деле Бог, Владыка Неба и земли. Они радовались также, что и сами призваны на великое дело, радовались явлению Ангелов и тому, что они сказали: их Господь не оставил их насовсем. Свидетелем вознесения была и Матерь Божия. Об этом говорят Церковные песнопения. Она больше всех страдала, видя мучения Господа на Кресте, но теперь Она больше всех и радовалась, видя Его славу.
Так совершилось вознесение Господа на Небо. Вместе с Господом взошла на Небо и человеческая природа. Человек стал причастен Божественной жизни, поэтому Господь пошлет нам все, что мы у Него просим, сделает для нас все, чтобы мы спаслись. Но мы должны помнить, что со времени Вознесения Христова настоящая наша жизнь — на Небе. Мы должны стремиться ко Христу, туда, где Он по правую сторону Бога Отца. Там наш вечный дом.
(Православные праздники, составитель Игорь Смолькин, стр. 381-383).
Вознесение Господне (Мк. 16, 19-20; Лк. 24, 49-53; Деян. 1, 1-11).
Согласно контексту Лк. Христос в последний раз является апостолам в день Своего Вознесения на небо. Господь им дает повеление оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше, и ожидать, обещанного им ниспослания на них обетования Отца Своего, «под чем надо понимать ниспослание Духа Святого для содействия делу их всемирной проповеди» [Аверкий]. Затем Господь, беседуя с учениками, вывел их из Иерусалима в сторону Вифании на гору Елеонскую и там, подняв руки Свои, благословил учеников; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Мк. 16, 19; Лк. 24, 50-53; Деян. 1, 9-11). Ученики поклонились возносящемуся к Отцу Своему Иисусу Христу и «возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24, 52). Эта радость у апостолов происходила от горения их веры, оттого, что они теперь своими глазами увидели славу Господа и Учителя и теперь ожидали исполнения обетования о ниспослании им Духа Святого.
Единственное явление ученикам в Мф. 28, 16-20 (на горе в Галилее, благословение апостолов на проповедь) неправильно было бы отождествлять с Вознесением. В этом отрывке Мф. о Вознесении не говорится не слова, явление по Мф. имело место в Галилее, а вознесся Господь с горы Елеонской в окрестностях Иерусалима (Деян. 1:12; ср. Лк. 24:50: указание на Вифанию).
Точная дата Вознесения указана только в Деян. (1:3), где говорится о явлениях Воскресшего в продолжение сорока дней. Тем не менее, сопоставление Деян. с Лк. вызывает некоторое недоумение. Из контекста Лк. можно вывести, что Господь вознесся на вторые сутки по Воскресении. Несомненно, что еммаусские ученики вернулись в Иерусалим с радостною вестью о явлении Воскресшего в первую же ночь по Воскресении. Новое явление Господа имеет место тут же, пока еммаусские ученики беседуют с апостолами. У читателя Евангелия создается впечатление, что это явление и заканчивается Вознесением. Но нельзя не признать, что общение Господа с учениками в Лк. 24 рассказано так, что мы имеем право мыслить в нем один, а может быть, и два пробела: после ст. 43 и после ст. 49. В таком случае, это общение могло бы растянуться на более продолжительное время: может быть, и на сорок дней.
По мнению еп. Кассиана, из контекста Нового Завета следует, что явление Христа во плоти были возможны по Вознесении. Свидетельство ап. Павла обязывает нас отвечать на этот вопрос утвердительно. В том списке явлений Воскресшего, который он дает в 1 Кор., он ставит на последнем месте (15:8) явление Господа ему, Павлу. Мы знаем, что это явление (ср. Деян. гл. 9), которое превратило гонителя в апостола, имело место после Вознесения. Явление Господа Савлу доказывает возможность Его явлений и по Вознесении.
Явления Христовы по Вознесении непреложно засвидетельствованы в истории. Тем самым в спасительном служении Господа Иисуса Христа Вознесение получает значение грани не столько исторической, сколько догматической. Оно было завершением Его земного служения (ср. Лк. 9:51) в смысле полноты прославления. Учение Прощальной беседы заставляет понимать Вознесение как предельную точку того процесса восхождения Иисуса к Отцу, который начинается в Его Страстях и окончанием которого обусловлено ниспослание Духа-Утешителя (ср. еще Ин. 7:39). Но видение славы дано уже в победе Христа над смертью [Кассиан].
К повествованию о Вознесении Мк. добавляет также, что Господь, вознесшись, «воссел одесную Бога» (16, 19). Это – образное выражение, основывающееся на некоторых видениях (напр., Деян. 7, 36), которое означает то, что человеческая природа Христа восприняла Божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, т.к. сидение по правую руку на языке Библии означает разделение власти посаженного рядом с самим сидящим [Аверкий].
Иисус Христос вошел на небеса Своим человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. Господь вознесся во славе (1 Тим. 3, 16), вошел по Своему человечеству в ту славу, которую Он имел у Отца по Божеству прежде бытия мира [Катихизис] (см. также Давыденков часть III стр.174).
| Проголосовало: За - 4, против: 2. Общий рейтинг: 2 |