Публикации

«Заступница» казанская

Дата: 05.09.2013

Источник: KazanFirst

Просмотров: 9011

6 сентября в рамках внеконкурсной программы Международного фестиваля мусульманского кино пройдёт показ фильма об иконе Казанской Божьей Матери «Заступница». О процессе съёмок рассказал режиссёр картины Алексей Барыкин.

В Казани состоится премьера документального фильма «Заступница»

В Казани состоится премьера документального фильма «Заступница» 

В свет выходит ещё один фильм о Казани и её сокровищах, но на этот раз речь пойдёт не о казане с золотом, а о духовных ценностях. Фильм «Заступница» — первый татарстанский фильм с участием российских звёзд: Дмитрия Дюжева, Ирины Купченко, Николая Бурляева и Ольги Будиной. Картина настолько заинтересовала актёров, что они согласились работать в ней за сравнительно невысокие, по своим обычным запросам, гонорары.

В основу фильма легла многовековая история иконы Казанской Божьей Матери, но по заверениям съёмочной группы, вы не увидите в картине длинный процессий со словом пастыря. Лента сделана легко и динамично, не утомляя зрителя лишней информацией с религиозным уклоном. Полностью светский фильм повествует об истории российской святыни за все 400 лет её существования, начиная с восстания Минина и Пожарского, и протягивая длинную нить через века к Ивану Грозному, Петру Первому, Сталину, и многим другим кто оставил свой исторический отпечаток в повествовании о заступнице.

Фильм уникален ещё тем, что полностью обошёлся без государственного финансирования. Съёмки велись на деньги татарстанского мецената, который и стал автором идеи для картины.

О подробностях съемочного процесса рассказал режиссер ленты Алексей Барыкин.

— Какие трудности возникали при съёмках независимого проекта, и как удалось привлечь к работе над фильмом российских актёров с именем?

—  Основной сложностью фильма было как раз собрать желаемых актёров в одном месте для съёмок, поскольку у каждого из них очень плотные графики, расписанные на несколько месяцев вперёд. Перед тем, как получить согласие от исполнителей ролей, мы вели с ними длительные переговоры. Ведь кроме плотного съёмочного графика, артистам приходит множество предложений по участию в других различных проектах. И в таком большом количестве присланных сценариев несложно пропустить что-то действительно стоящее, но нам повезло, и нам удалось поработать с желаемыми актёрами. Оставалось уложиться в их плотный график на самих съёмках «Заступницы». Времени на раскачку совсем не было — всё, если не успел снять сцену в указанные сроки — звезда улетела и делай, что хочешь с этой «дырой». Необходимо было строго держаться графика, ведь ради нашей киноленты актёры сместили время участия в других проектах. 

— Как правило, на съёмках о местах силы или великих реликвиях происходят загадочные, мистические случаи. У вас на съёмочной площадке происходило что-то подобное?

— Конечно! Но у нас обошлось без чертовщины. Съёмки шли достаточно гладко даже там, где возникали серьёзные проблемы для их проведения. Например, когда мы снимали сцену на Красной площади в Кремле, сразу после установки съёмочного оборудования нас окружили люди из спецслужб, требуя немедленно прекратить процесс. Хотя у нас были на руках необходимые документы, разрешения и договорённость с местными властями о наших кинематографических действиях на кремлёвской территории. Но чего-то всё-таки не хватило. Проблему с документами и разрешением ситуации удалось уладить за 20 минут. Вы представляете — 20 минут! Позднее, сами ребята в погонах признались, что обычно подобные ситуации решаются неделю, а у нас за треть часа всё урегулировалось. Мистика!

— Кому принадлежит идея фильма?

— Тому, кто спонсировал фильм — меценату Андрею Колмакову. Когда мы с ним встретились, у него было желание снять картину об иконе. Ей как раз в прошлом году исполнилось 400 лет и это послужило поводом для съёмок, но всё зависело от финансирования. Идею я уже начал развивать самостоятельно: по минимуму — это мог быть обычный простенький фильм о святыни, по максимуму — в нём уже появлялась динамичная историческая сюжетная линия с привлечением звёзд российского кинематографа.

— В чём основная идея фильма — для кого или для чего он был снят?

— Я не хочу забегать вперёд и спойлерить, поэтому идею картины раскрывать не буду. Каждый зритель должен увидеть и понять её сам, но возможно, у кого-то она будет отличаться от нашей задумки, что тоже интересно. Наш фильм — это динамичный рассказ об иконе Казанской Богородицы, как явлении, о взаимодействии народа и Церкви сквозь века. Актёры, снявшиеся в нашей картине — люди верующие, а снимали мы не только в Москве, но и в Казани, в Питере, и в Иерусалиме, путешествуя по святым местам.  Наш фильм — документально-художественный, не игровой. Подбирая актёров, мы ориентировались на старшее и молодое поколение. Чтобы герои картины, как и актёры, были знакомы и понятны всем зрителям.

— Кто будет представлять картину на фестивале в Казани?

— Это точно буду я и наша съёмочная группа. Из актёрской команды на фестиваль приехать сможет только Дмитрий Дюжев, но не на саму премьеру фильма, а только 10-11 сентября. Планировалось, что Ольга Будина будет ведущей кинофестиваля, но из-за плотного графика она не сможет приехать в Казань, так же, как и остальные актёры. После премьеры фильм будет напечатан в тираже и отправлен по телеканалам. Он не будет выпускаться в кинопрокат, мы изначально это не планировали.

Премьера фильма состоится в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Документальный Татарстан». Предпремьерный показ пройдет 5 сентября в 14:50 кинотеатре «Родина», а премьера — 6 сентября в 18:00 в кинотеатре «Grand Cinema». Вход на показы свободный.

Лера ГАРИПОВА, KazanFirst