Публикации

Отец Павел Адельгейм: «Идти за Христом до самой смерти»

Дата: 06.08.2013

Просмотров: 5409

Проповедь убиенного протоиерея Павла Адельгейма из цикла «Душе моя пробудись и оживи». Запись 2009 года. Храм святых Жен Мироносиц г. Псков.

Мы каждый раз на Божественной литургии слышим голос Бога, он звучит в святом Евангелии. Господь обращается к своим ученикам и призывает их к доверию и верности. Он говорит: «Вы будете как овцы среди волков». И ничего благополучного Он ученикам не обещал. Он говорит: «Вас поведут на соборище и на судище, и там вас будут бить и оскорблять, и приведут к царям и владыкам для того, чтобы они решили вашу участь. Будут гнать и преследовать вас за Имя Мое. Когда приведут вас, не задумывайтесь о том, что вам сказать и как отвечать. Не вы будете говорить, но Дух Святой будет говорить в вас. И произойдет еще нечто более страшное — восстанут дети на родителей и убьют их. Вот такое разделение внесет в мир Мое Имя».

Очень часто говорят о том, что христианство принесло в мир много зла, то есть было пролито много крови за Имя Христово. Вот когда происходит в мире экономики какие-нибудь сильные потрясения, когда находят золото или еще какие-нибудь ценности, то люди готовы отдавать за это жизнь и готовы ради этих ценностей совершать преступления. А тем более, когда вдруг людям на земле открывается видение Рая. Как же тут не отдать за этот Рай все, что имеешь? Да, конечно, надо решиться отдать свою жизнь за то, что ты не имеешь еще в руках, за обещание. Но обещание это дано Господом Иисусом Христом, и наше доверие Его словам основывается на том, что мы любим Его, верим Ему, как Богу, и готовы принять все скорби и испытания за то, что нам обещано Его Словом. Потому что мы знаем, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого», — говорит апостол Павел. Господь говорит, что все скорби, которые будут посланы, имеют смысл, если человек понесет их до самого конца: «Претерпевший до конца, спасется» (Мф. 24:13). То есть довериться Богу надо так, чтобы не было ни колебаний, ни сомнений — идти за Ним до самой смерти.

Вера в этом отношении кажется страшной. Что такое вера? Вот многие люди думают, что можно верить, можно не верить. Вера — это такая же сила человеческой души, как надежда, как любовь. И мы просто себе представить не можем человека, у которого бы не было веры. У каждого человека есть и вера, и любовь, и надежда, потому что у него есть душа, а это ее сила. Человек без веры, надежды и любви — это не человек, это нечто другое, другое существо, которого мы себе представить не можем. Речь идет не о том, иметь веру или не иметь, она у нас просто есть, как необходимое качество, а речь идет о содержании веры. Потому что вера — это, прежде всего, убеждение человека, потому что иначе не было бы суеверий, то есть пустой веры, бессодержательной. И, во-вторых, вера — это, конечно, воля, решимость, готовность. Вера это всегда и доверие, и верность. Вера, как воля, становится подвигом. «Кто будет иметь веру и креститься, — говорит Господь, — спасен будет. А кто не имеет веры — будет осужден» (Мк. 16:16). Осуждён, потому что он вместе с верой утрачивает и свои человеческие качества. Но вхождение в Царство Божие оказывается сокровенным до самого последнего часа человеческой жизни. То есть нужно Богу довериться так, чтобы сжечь за собой все мосты, оборачиваться назад и смотреть, что происходит сзади — нельзя, если мы доверились Господу. Вспомним, что случилось с женой Лота — обернулась назад и превратилась в соляной столп. Господь призывает нас поверить до конца, потому что только тот, который способен поверить до конца, довериться Ему всем своим существом, тот спасется, то есть наследует жизнь вечную. Аминь.