Публикации

Матрёша блаженная

Дата: 29.07.2022

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 12328

Житие блаженной Матроны Анемнясевской трогает до глубины души. Заставляет задуматься и даже — постыдиться за свое порой малодушие перед жизненными невзгодами. Блаженная Матрона не знала ласки материнской любви, была слепа, прикована к одру и жила в страшные для нашей страны годы безбожия. Она в числе новомучеников Российских стала крепкой опорой в вере и молитвенной защитой своего отечества в период духовного помрачения.

Часовня на месте дома блаженной Матроны в Анемнясево

Матрона Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в крайне бедной, многодетной семье. Счастливой эту семью не назовешь: отец сильно пил, мать, уставшая от житейских трудностей, редко одаривала малышей любовью. Из восьмерых детей трое умерли в детстве. До шести лет Матрёша, как позже ласково прозвали ее в народе, росла обычным ребенком, пока не заболела оспой. В результате недуга девочка ослепла. Однажды Матрона, сама будучи ребенком, да еще и незрячим, уронила маленькую сестренку, за что мать сильно избила ее — с тех пор вдобавок к слепоте она еще и потеряла возможность передвигаться, навсегда оставшись прикованной к постели. Видимо, из-за увечья, полученного в побоях, святая угодница Божия с того времени перестала расти, и всю жизнь оставалась росточком с десятилетнего ребенка. Спустя годы блаженная Матрона рассказала, что в тот момент, когда мать избивала ее, ей неоднократно являлась Пресвятая Богородица. Матерь Божия передала несчастной девочке некую записку, о содержании которой Матрона никогда ни с кем не делилась.

Матрёша прожила в родительском доме до 18 лет. Относясь к ней, как к обузе, домашние не сильно жаловали убогую. Святая с терпением переносила обиды и горечь своего положения, утешение она находила в молитве, от уныния спасала крепкая вера в Промысл Божий. Жители деревни жалели Матрешу и относились к ней с большим уважением. А в один день к ней пришел односельчанин, пильщик по специальности. «Матрёша, — сказал он, — вот уж как ты лежишь несколько лет, небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину — может быть, и пройдет от тебя. Чего мне делать-то, лечился, доктора не помогают». И правда, после Матроны он почувствовал себя лучше, а после — пошел на работу. Так начались в доме блаженной постоянные посещения, принявшие характер настоящего паломничества. К ней обращались с разными бедами и нуждами, измученные недугами и житейскими неурядицами — сначала жители ее же деревни, потом близлежащих населенных пунктов, а затем и самых отделенных мест страны. Она старалась всех принимать, сколько бы ни было много приходящих. Некоторых выслушивала и утешала, кого-то — хотя это бывало редко — прогоняла, для их же пользы. Когда те, вразумившись, приходили вновь к ней, она их с радостью принимала. Молитвенную помощь и утешение чувствовали все, каждый уходил от блаженной с легким сердцем, просветленный, с верой в Господа, Который милостиво посылает грешным людям таких заступниц, как Матрёша.

В благодарность за исцеления по молитвам Матроны Анемнясевской верующие украшают ее икону декоративными бабочками

Блаженная строго соблюдала церковные посты, с 17 лет не ела мяса, помимо среды и пятницы, постилась в понедельник. Те, кто жил с ней рядом, вспоминают, что она знала очень много духовных песнопений, и пела очень тоненьким, чистым, как у ребенка, голоском. О всех приходящих к ней она молилась Богу, для каждого случая применяя ту или иную молитву. Блаженная наизусть помнила множество акафистов и канонов, хотя никогда не имела возможности читать. У нее как-то спросили: откуда знает она все это, на что Матрёша отвечала: «Хорошие люди, придут, почитают, а я с Божией помощью и запоминаю все». Святая угодница Божия говорила, что молиться надо непрестанно, что «беспрестанная молитва все сделать может». Матрёша в беседах всегда приводила много цитат из Священного Писания — наставляя людей, она опиралась на опыт святых отцов и Священной истории. Часто приходящим к ней за утешением она повторяла, что надо нести свой крест и не роптать.

Икона «Собор Касимовских святых»

Матрёша сама принимала все скорби и жизненные испытания, как от руки Господа, без ропота и уныния. Казалось бы, сколько трудностей выпало на долю маленького хрупкого человека! Лишенная радости лицезреть солнечный свет и красоту внешнего мира, прикованная к постели и постоянно испытывающая унижения в родном доме, она не только не озлобилась, но стала лучиком Божьего света для сотен людей. Живя беспросветно в замкнутом пространстве, она имела в себе мир, дарованный Господом, полный сострадания и любви. А любовь, как известно, спешит поделиться собою с остальными, и Матрёша всегда с готовностью помогала каждому обратившемуся к ней с верою в силу ее молитвы перед Богом. Конечно, люди по ее святым молитвам получали исцеления и облегчения в телесных недугах, решение жизненных проблем, но главным оставались ее наставления, просветлявшие душу. Она знала, что сказать каждому — Господь даровал ей духовное зрение, благодаря которому она видела душу человека. Советы были все разные, но, в целом, блаженная учила жить и надеяться на Бога, любить Его, а значит, терпеть безропотно посылаемые Им скорби, молиться и исполнять Закон Божий.

Когда умерли родители, Матрёша некоторое время оставалась жить в родительском доме, но позже вместе с сестрой перебралась в отдельное жилье, построенное для нее людьми, которым она помогла. Однако оттуда святая была вынуждена перебраться к своему племяннику — человеку доброму и верующему. В его доме к блаженной относились с большим уважением, ухаживали за ней, почитали, видели в ней святую угодницу Божью. Омрачало жительство в этой семье только одно — из-за антирелигиозного движения, развернувшегося в тот период в нашей стране, к детям племянника стали относиться с насмешками и издевками. Они это тяжело переносили. Еще труднее было самой Матрёше, она сокрушалась по этому поводу, что страдают ни в чем неповинные люди.

20-30-е годы прошлого столетия в нашей стране отмечены жестокими гонениями и репрессиями священства и людей простых, верующих. Так, в 1935 году в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрёны Беляковой». По факту следствия были многие арестованы, отправлены в Рязань. Дошла очередь и до Матрёши… Однако приехавших за ней охватил ужас, никто не решался войти в дом, чтобы вынести убогую калеку, представляющую страшную угрозу для безбожной власти. Лишь председатель осмелился сделать это. Нельзя в связи с этим не оговориться, что умирал он впоследствии в тяжелых мучениях. Но, призвав священника, покаялся и отошел ко Господу, примирившись с Церковью.

О следующем периоде жизни Матрёши известно мало. Скорее всего, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Известно, что и в заключении она стала объектом почитания, молилась, пела акафисты. Напряжение тюремных властей нарастало, но расстрелять ее боялись. В результате святая была переведена в Дом хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино. Там она и скончалась от сердечной недостаточности 16 (29 июля по н.ст.) 1936 года. 22 апреля 1999 года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном с собором духовенства Рязанской епархии совершено прославление блаженной Матроны как местночтимой святой. А 20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе она была канонизирована в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память блаженной Матроны Анемнясевской установлена 29 июля.