Публикации

Взгляд в прошлое

Дата: 29.04.2023

Автор: Анастасия Клевцова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 538

Многие десятилетия храм в Тлянче-Тамакском сельском поселении, который поднимала целая династия помещиков Останковых в середине 19-го века, не слышит звона колоколов (однако богослужения в храме совершаются — прим. «Православное Закамье»). Культурное и религиозное наследие забыто местными властями, а от атмосферы роскоши и благополучия, которая витала в воздухе тогда еще волости, остались буквально одни руины. Разрушенную церковь в селе, названном в честь помещиков, своими силами пытаются восстановить местные жители и просто неравнодушные. По кирпичику.

Одно из последних (перед закрытием — прим. «Православное Закамье») богослужений в храме датируется тридцатыми годами 20-го столетия — дореволюционные документы были утеряны и точная дата доподлинно неизвестна, а вся храмовая утварь, в том числе и иконы, были расхищены. Позднее это место приспособили под склад сельхозкультур, а когда колхоз и вовсе прекратил свое существование, здание было заброшено. Только спустя 83 года здесь отслужили молебен, однако сама реконструкция объекта заморозилась на неопределенный срок. Сhelny-biz.ru в преддверии великого праздника Пасхи удалось побывать внутри строения и окунуться в историю одного из старейших храмов Закамского благочиния.

СЕЙЧАС: ПОРЯДОК В ХРАМЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ

От Набережных Челнов до села Останково около 40 километров, однако туристов, которые могли бы впечатлиться историческими памятниками, тут практически не бывает. Так, по правую сторону дороги в село путников встречает двухсотлетний храм, а по левую — усадьба знаменитых помещиков Останковых. Раньше эти богатые строения были одним архитектурным ансамблем, который отражался в лебедином озере. Сейчас вместо водоема — дикие заросли, а по соседству с некогда главной достопримечательностью уезда расположилась ферма. Теперь кедрами, которые много лет назад были выстроены в аллею, любуются животные.

Сам храм, который по праву можно было бы считать культурным наследием, в день визита журналистов закрыт на замок. Однако нам удалось зайти внутрь — для журналистов его двери открыли местные жители. Старая церковь выглядит монументально, несмотря на довольно разрушенное состояние. К ее и без того неприглядному виду ощущения хаоса добавили вандалы, которые раньше практиковали мастерство граффити на святых стенах.

Некоторые из жителей своими силами пытаются восстановить храм: они приводят в порядок территорию и заполняют площади религиозными атрибутами: иконами и свечами. Не так давно здесь возвели алтарь и поставили пластиковые окна — помогли меценаты. Также заменены двери, проведено электричество и водоснабжение. Периодически в честь больших православных праздников в такой обстановке проходят богослужения

За реконструкцию храма в разные годы брались неравнодушные жители, но по разным причинам с этой идеей приходилось прощаться. В последние годы об этом и вовсе забыли. Однако проблемы со временем только усугубляются — крыша в трапезной окончательно разрушилась, а «времянка» продержится недолго.

200 ЛЕТ НАЗАД: ДИНАСТИЯ ПОМЕЩИКОВ, КОТОРАЯ ОТСТРОИЛА ХРАМ

Спустя почти два века частично сохранилась лишь малая часть исторических объектов в Останково: храм Нерукотворного Образа Спасителя, кирпичная усадьба Останковых, магазин (в то время это была бакалейная лавка) и деревянный амбар. Именно сюда со всей округи свозили зерно.

Однопрестольный храм начал строить еще в 1798 году помещик Иван Останков. В 1841— 1845 гг. на средства его сына, помещика Николая Ивановича, храм расширили: к нему пристроили трапезную, выстроили колокольню и приделы во имя Михаила Архангела и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Средних размеров храм после перестройки приобрел формы и декор, характерные для проектов Константина Тона, русского архитектора с немецкими корнями. Он был основоположником и крупнейшим представителем русско-византийского стиля эпохи царствования императора Николая Первого. По его проекту построен Храм Христа Спасителя и большой Кремлевский дворец в Москве. В его работе, по мнению собеседников издания, прослеживается влияние итальянской архитектуры — идеи Андреа Палладио, знаменитого мирового архитектора.

Так, при возведении храма придерживались типичных для того времени архитектурных норм: фронтоны, колоннада, которая украшалась скульптурами, высокие деревянные окна. Сама по себе купольная часть невысокая, рядом располагалась трапезная, а замыкала весь этот архитектурный ансамбль колокольня. Ее, спустя полвека, выстроил потомок помещика Николай Останков. На территории храма есть захоронения — здесь покоятся меценаты и те, кто посвятил себя служению на территории храма. Даже сейчас здесь можно встретить каменные надгробные плиты той эпохи.

Усадьба Останковых, которая также частично сохранилась спустя столетия, изначально была белого цвета и имела шесть колонн. Рядом был деревянный пристрой. Перед зданиями — пруд, который со временем высох.

Само село Останково в то время было целым волостным центром. Так, согласно архивным источникам — переписи населения в 1887-1896 годах — здесь было три улицы, которые растянулись на 450 сажен в длину. Тогда на территории действовала земская школа. В ней обучались грамоте с 1 по 3 класс. Была и министерская школа, здесь учились дети помещиков и других состоятельных людей. Они же построили на этих землях больницу, которая функционировала до 1980-х годов. В те годы основным видом деятельности было сельское хозяйство и торговля. К слову, большая часть земель принадлежала тем самым помещикам Останковым, в честь которых и названо село.

Теперь вернемся к истории и расскажем, как на этой территории появился род Останковых.

Около 350 лет назад по территориям современного Тукаевского, Заинского и Мензелинского районов проходила граница Российской Империи. Здесь началось строительство Закамской засечной черты — укрепленной линии для защиты территории государства от набегов ногайцев и калмыков. Она проходила по территориям современных городов Татарстана: Мензелинска, Заинска, Новошишминска и Билярска. В те годы как раз шла осада Смоленска. Это было, пожалуй, первое крупное событие в русско-польской войне 1654-1667 годов, поэтому строительство шло в ускоренном темпе. По некоторым данным, линию закончили строить за четыре года. Через некоторое время, необходимость обороняться отпала, так как границы Российской Империи передвинулись до современного Оренбурга, а эту линию, которая уже приходила в негодность, стали раздавать состоятельным людям.

Одним из переселенцев, по некоторым данным, стал М. Останков, предок династии Останковых. Ему, как капитану Казанского Драгунского полка, на территории современного Тукаевского района предоставили землю. Позднее эта территория разрастется до волости, которая включит в себя часть современного Мензелинского и Тукаевского районов, частично — территории Тлянче-Тамакского, Князевского, Комсомольского и Шильнебашского сельских поселений. Волостным (районным) центром на тот момент было село Останково, которое в разные годы меняло свое название и, в конечном итоге, вернулось к историческому.

ХРАМЫ, КОТОРЫЕ ВЫРВАЛИ ИЗ ЗАБВЕНИЯ И ВЕРНУЛИ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ

Несмотря на то, что в Тукаевском районе, по некоторой информации, самыми старыми считаются именно усадьба помещиков Останковых и храм Нерукотворного Образа Спасителя, есть и еще  территории, состояние которых желает оставлять лучшего. К примеру, Богоявленский храм, который находится на территории СНТ «Ивушка». Двухпрестольная кирпичная церковь, которая была построена в селе Круглое Поле около 200 лет назад, также постепенно превращается в руины. Ход времени пытаются остановить местные жители, которые взялись за восстановление. В те времена на месте дач и коттеджей было целое село, а храм — центром притяжения православных. Строение с красивой архитектурой, которые включало в себя колоннады и фронтоны, позднее руинировалось: алтарная часть была обрушена, а сами стены буквально осыпаются от ветра.

Есть и другие — положительные — примеры. К примеру, двухпрестольный храм Живоначальной Троицы в селе Новотроицкое. Он был закрыт в советское время, а затем, в 2003 году, его передали Казанской епархии. Сейчас там ведутся реставрационные работы. К слову, большую часть из них, по некоторой информации, проделал сам батюшка на деньги от пожертвований.

Также под Челнами есть и другие примеры возрождения меценатами памятников архитектуры. В селе Ильбухтино действует храм, который помогла восстановить известная в Челнах семья бизнесменов, отец и сын Комлевы. Они взялись за реставрацию каменной церкви 1820-го года, которая, как и тысячи других в тридцатые годы, была разрушена.

Храм святителя Николая Чудотворца в селе Князево, который построили незадолго до революции, в начале 20-го века, также с уверенностью можно назвать ярким примером восстановления при помощи меценатов. В 30-е годы он был закрыт, а потом и вовсе заброшен. К его реставрации вернулись только в конце 90-х годов. Не так давно на средства главы «Акибанка» Ильдара Галяутдинова храм полностью восстановлен. Роспись стен и внутреннего убранства выполняли мастера из Санкт-Петербурга и Волгограда.

Есть надежда, что эти примеры вдохновят кого-то на восстановление православных святынь, которые давно ждут своего часа.

Текст и фотографии: Chelny-biz.ru

(Р)