Публикации

Одинокая церковь над селом

Дата: 24.07.2022

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 19004

Проект «Храмы благочиния»

Если ехать по дороге из Набережных Челнов в Агрыз, то на въезде в село Крынды можно увидеть православный храм, возвышающийся над селом на пригорке. Очень удачное местоположение делает ее важным ориентиром и архитектурной доминантой села, но ее запущенный вид дает пищу для вопросов. Приехав домой, первым делом сажусь за компьютер и узнаю историю этого многострадального храма.

Однопрестольный каменный храм был построен в 1888-1892 гг. Хотя православный приход в селе существовал с 1871 г. Небольшая сельская церковь была выполнена в псевдорусском стиле. У храма была колокольня, которая в данный момент утрачена. Храмовая часть представляет собой двусветный четверик со срезанными углами под сомкнутым восьмигранным сводом. Маленькая главка центрального купола посажена на глухой круглый барабан. Алтарная апсида пятигранная, с окнами на каждой грани. Храм имеет трапезную часть. Все входы и оконные проемы имеют арочную форму. Стены храма до сих пор хранят следы голубой и белой краски, которыми была покрыта церковь. Можно представить, что выразительная посадка на местность и яркий цвет храма были украшением села, и до сих пор церковь вызывает неподдельный интерес.

Храм строился частично на средства прихожан, но основная часть денежных средств на постройку была выделена епархиальными властями. Это было сделано в миссионерских целях, основную часть населения села Крынды и приписной к храму деревни Турдали и Хороший Ключ составляли крещеные татары, которые так и не восприняли христианство и в начале 20 века открыто приняли ислам.

Точная дата основания села Крынды неизвестна, по местному преданию, село основали переселенцы из Сабинских краев. Но точно известно, что поселение существовало здесь с XVII века. В конце XVII века жителей деревни Крынды крестили и в официальные документы стали записывать, как православных. В государственных документах жители села считались «новыми крещеными». Но на самом деле дело христианизации далеко не пошло и жители села так никогда и не стали христианами, называя себя татарскими именами и строго сохраняя обычаи религии предков. Крынды находились на периферии и удаленность от органов власти позволяла сохранять некоторую свободу.

В семидесятых годах девятнадцатого века среди новокрещеных татар развертывается движение, требующее от государства признать себя мусульманами. В октябре 1871 года все татары деревни объявляют себя мусульманами и требуют от правительства признания этого. В ответ на это органы власти принимают меры по возвращению жителей села в Православие. В 1871 г. в деревне открывается школа миссионеров, в 1874 г. было принято решение построить большую каменную церковь. Однако построить её в центре деревни на условленном месте не удалось. Жители деревень Турдали и Крынды перетаскивали строительные материалы или разрушали постройки, избивали русских, которые содействовали строительству церкви. Они угрожали русским убивать всех в том случае, если будет построена церковь. Однако церковь названная в честь первоверховных апостолов Петра и Павла была все же построена в 1892 году, но на краю деревни.

Но на этом не кончились беды храма. Священники, присланные на приход в деревню Крынды влачили достаточно жалкое существование и часто оставались просто без средств, подолгу не задерживаясь в селе. В храм ходили только русские жители села. Татарское население так и продолжало считать себя мусульманами, но официальное право было им даровано только в начале двадцатого века. В 1905 году был принят указ царя Николая II «Об Укреплении Начал Веротерпимости», а в 1906 году была отменена статья 185 «Уголовного уложения», карающая переход из Православия в иную религию. В этом же году жители села получили разрешение на строительство мечети, которая и была построена в 1907 году. Мечеть не пережила советского времени и сейчас в селе построено новое здание, а церковь, используемая в советское время как клуб, до сих пор возвышается над селом.

Фотогалерея