Публикации

Храм в Закамской степи

Дата: 31.07.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11378

Жизнь сельских приходов Закамского благочиния не менее интересна, чем жизнь храмов в черте города Набережные Челны. Здесь, в старинных степных сёлах, до смутных лет гонений на Церковь было, как и по всей России, множество храмов, построенных русскими купцами вместе с далеко небогатыми местными крестьянами, отдававшими немалую часть своего и без того скромного дохода на возведение церквей. В наши дни иные из этих храмов разрушены, а иные восстанавливаются всё тем же способом, как и раньше: находится верующий благодетель, который помогает местным жителям приводить в порядок поруганные святыни, и богослужебная жизнь мало-помалу возвращается в Закамские селения.

Разумеется, история каждого из таких многострадальных приходов по-своему удивительна и неповторима. И сегодня, не имея возможности, в одной статье рассказать о каждом храме, мы предлагаем нашим читателям небольшую историю храма в честь преподобного Макария Желтоводского села Ильбухтино, что находится в пятнадцати километрах от Набережных Челнов.

Первое официальное упоминание о селе Ильбухтино датируется серединой XVII века, когда здесь появились русские поселенцы, вскоре после чего здесь была устроена деревянная церковь. Село было большим, влиятельным и богатым, а прихожанами его храма были ещё и жители нескольких соседних деревень. В 1820 году на месте деревянной была построена новая каменная церковь (при чём, как подчёркивают архивные документы, строился храм исключительно на деньги прихожан), а 1871 году была проведена её реконструкция.

Времена Гражданской войны и гонений затронули и Ильбухтино: крестьяне, пытавшиеся защитить свои земли от новой власти, были расстреляны; белые и красные по очереди жестоко карали здесь своих противников; Макарьевский храм был обращён в руины, лишившись и колокольни, и крыши.

Прекрасно помню конец девяностых годов, когда проезжая мимо Ильбухтино, мне часто приходилось видеть и церковь, причём о духовном предназначении этой постройки мы не догадывались — в таком плачевном состоянии она находилась. И вот с 2002 года началось возрождение храма, инициатором которого был бывший участковый села и замечательный местный краевед Сергей Владимирович Морозов.

Конечно, не всё так сразу, и храм далеко не за год был восстановлен, да и теперь работы здесь ещё очень много. Однако, вот в моей памяти неприметные руины; вот, каким-то волшебным образом, у храма появилась колокольня и кресты; вот стены храма покрашены в светлые тона, и уже не отличишь это всё от старинной дореволюционной фотографии… — словно и не было разрушений. Это и в самом деле чудо. И сегодня настоятель отец Владимир Забалуев водит нас по белоснежной центральной части Макарьвской церкви, для которой сейчас изготавливается новый иконостас, вот мы подымаемся на высокую колокольню, вот радуемся вместе с батюшкой новенькой системе отопления, а вот мы видим прекрасные храмовые иконы преподобного Макария и святителя Николая Чудотворца греческого письма… И тут оказывается, что эти образы написаны не где-нибудь в Элладе, а местным мастером, который ещё и является руководителем ильбухинской иконописной школы, о которой стоит рассказать отдельно…

«Храм был почти полностью разрушен — его называли «Брестской крепостью», не было даже крыши, только кирпичный остов. А сейчас происходит что-то удивительное, мы тут даже больше свидетели, нежели деятели. Не было ничего по молитве появляются люди, предлагают помощь. Не было никаких документов на храм по фотографиям добровольные помощники воссоздали проект и работа пошла — сегодня мы уже оформляем землю и храм. Появились люди, попечители, активные прихожане, которые помогают, финансово и трудом, и храм поднимается на глазах, радуя нас своей красотой и великолепием», — делится настоятель.

А мы покидаем храм и направляемся, как и собирались, к иконописной школе — этому уникальному для епархии учебному заведению, расположенному в здании предприятия, которым руководит Павел Васильевич Комлев, благотворитель и попечитель прихода. Здесь расположился просторный и светлый учебный класс с рабочими столами, множеством образцов иконописи и неоконченными работами учащихся, которые так и хотелось порассмартривать, мысленно даже завидуя этим современным людям, которые вот здесь, в одном из многочисленных закамских сёл, приобщаются древнему искусству иконописи. О работе школы и учебном процессе нам рассказывают отец Владимир вместе с педагогом и руководителем школы Викторией Прохоровой, написавшей и те храмовые иконы в греческом стиле, о которых мы упоминали выше.

«Занятия проходят два раза в неделю, студенты изучают Закон Божий, иконографию, иконоведение, историю иконы, теорию и практику написания икон. Основное время занятий уделено практическим занятиям. Учебный процесс построен таким образом, что дает возможность ученикам с разным художественным образованием и тем, кто только начал свой путь с карандашом в руках, плодотворно совместно заниматься», — отмечает отец Владимир.

«Сейчас в иконописи очень часто используют химические материалы, но мы стараемся готовить краски для работы по старинным технологиям. Также и грунт делаем сами», — делится преподавательница школы, попутно рассказывая нам об отличии академической живописи от того, чем занимается иконописец, цель которого состоит в том, чтобы запечатлеть для верующих духовный мир.

Такое вот удивительное место со множеством неоконченных образов Господа, Божией Матери и неведомых святых среди таинственных баночек с красками и такой приятной, рабочей обстановки учебной мастерской. А мы отправляемся дальше…

Ещё одним важным для села и прихода местом является, конечно же, краеведческий музей, в здании которого находится и воскресная школа. О музее рассказывает Сергей Морозов, который, кажется, часами может раскрывать перед посетителями историю родного села — историю, полную подвигов и трагедий удивительных людей — простых крестьян, живших, воевавших, погибавших здесь. Со стены на нас смотрят портреты солдат, комиссаров, офицеров, гимназистов, героев, мужчин и женщин, которые от слов краеведа как будто оживают для нас сегодня, чтобы к концу нашей встречи снова слиться с землёй, воздухом, шумом травы на холмах, голосом старинного треснувшего колокола Макарьевской церкви.

Вот такой храм затерялся где-то на левобережье Камы. Он уникален, как уникальны, впрочем, и тысячи таких же мало кому известных домов Божиих, в истории и жизни которых, если внимательно присмотреться, так удивительно просто (при этом подобно озарению) можно уловить то, что называется дыханием — Дыханием жизни нашей Родины. Именно так — с большой буквы.

(Р)