Публикации

Святые Нового года

Дата: 31.12.2022

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 17183

Вот и Новый Год. И ещё несколько дней особенно приподнятое праздничное настроение не покинет улицы города. А вот для православных христиан настоящий праздник — праздник Рождества Христова — ещё только впереди, и последние дни перед ним Церковь предписывает особенно строгий пост. Кроме того, удивительный факт, но все три основных «новогодних» дня Русская Православная Церковь празднует память святых, жизнеописания которых так или иначе учат и призывают к воздержанию: к воздержанию от мирской суеты, от страсти пьянства и иных греховных страстей.

31 декабря за богослужениями в Православных храмах вспоминают великого российского праведника — святого Симеона Верхотурского. Жизнеописание этого угодника Божия говорит о том, как он стяжал святость, начав именно с того, что, отбросив своё высокое дворянское происхождение и решительно удалившись от мирской суеты, углубился в жизнь духовную в далёком сибирском селении. Тропарь святому, кстати, тоже подчёркивает эту его особенность: «Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу…» — так поёт Церковь в день памяти праведного Симеона, когда в стране начинается самое необузданное мирское веселие в году… О том, какой духовной высоты достиг сибирский праведник отказавшись от мирской суеты ради Бога, можно узнать из его жития.

1 января, когда после Новогодней ночи город медленно просыпается для продолжения праздника, Церковь вспоминает других святых, живших в глубокой древности, а именно — мученика Вонифатия Тарсийского и праведной Аглаиды.

Практически до самой своей мученической кончины за Христа Вонифатий и Аглаида были в прямом смысле слова рабами страстей — грехов блуда, пьянства и, наверное, других. Жили они и жили себе развратно, прожигая жизни свои. Но совесть всё-таки мучила их — понимали они, что живут неправильно. И Господь призрел это их стремление спастись. Вонифатий сподобился смерти за бесстрашное исповедание веры. А бывшая его сожительница, узнав об этом, решительно оставила мир и, удалившись в монастырь, сумела с Божией помощью победить в себе грех, да ещё и стяжала дар изгонять из людей нечистых духов.

Вот такая борьба со страстями, вот такой призыв к воздержанию ради вечных благ. Даже ещё и народная благочестивая традиция такая есть — молиться об избавлении от страсти пьянства именно мученику Вонифатию. Но, наверное, святые Аглаида и Вонифатий могут помочь в борьбе и с другими страстями, ведь и сами они их в себе победили.

2 января Церковь молитвенно вспоминает знаменитого святого праведного Иоанна Кронштадтского, который, кроме прочего был славен и своей категоричной позицией относительно всё того же винопития — на дух его не переносил и неоднократно призывал бороться с этой страшной бедой общества. Так говорит он в одной из сових проповедей:

«Трезвитесь, бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь. Распинайте плоть свою со страстями и похотями. Знайте — громогласно повторяю вам — скоро паки приидет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым: приидет предать пьяниц и всех нераскаянных грешников муке вечной, огню неугасаемому, а постников и воздержников и всех распявших плоть свою со страстями и похотями, ради Его пробудивших суровую жизнь в земле, всех живущих по заповедям Его, — взять в Царство Небесное… Братия! доколе мы будем раздражать Господа? Неужели мы сильнее Его? — Умоляю вас, братия, бросьте пьянство! Всех прошу: вразумляйте, просите, умоляйте друг друга не предаваться пьянству!»

А что такое пьянство? Только ли об алкоголе, в конечном счете, идёт речь? Не похожи ли и мы, ненасытно наслаждающиеся различного рода греховными привязанностями и пристрастиями, на всё тех же пьяниц, о которых говорил праведный Иоанн?

И совсем не удивительно, что в эти опасные для духовного здоровья дни Церковь посредством воспоминания святых, призывающих к воздержанию и оставлению греховных страстей, пытается как-то вразумить нас. Ведь впереди праздник Рождества Христова, и очень нужно его встретить достойно. Только бы за грохотом и мельтешением этих новогодних дней расслышать тихий голос Церкви, зовущей к Вечной, по-настоящему счастливой жизни с Богом, который ради нас уже очень скоро родится на свет.

(Р)