Публикации

Миссия Церкви в современном секулярном мире [+Видео]

Дата: 14.12.2021

Просмотров: 3095

В Татарстане проходит региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». В рамках чтений 13 ноября в актовом зале Свято-Вознесенского архиерейского подворья города Набережные Челны состоялась секция «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества», организованная отделами по взаимодействию с казачеством Казанской и Чистопольской епархий Татарстанской митрополии. Предлагаем вашему вниманию доклад протоиерея Александра Колчерина о миссии Церкви в современном секулярном мире.

Церковь Христова — это Царство Божие на земле — в Священном Писании противопоставляется миру: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1Ин. 5, 19). По толкованию святых отцов, «мир (который весь во зле лежит) означает не творение, но мирских людей, живущих вожделениями» (свт. Климент Александрийский). Мир пытается распространить свои законы, свой дух на Церковь Божию, а христиане всех времен должны хранить верность Христу и освящать мир своими молитвами и добрыми делами, не поддаваясь искушениям духа мира сего. Война эта будет до скончания веков, не является исключением и наше время.

Секуляризм (от англ. secular — светский) современного мира и миссию Церкви можно рассматривать в двух аспектах.

С одной стороны, это выстраивание отношений между Церковью и государством, которое позиционирует себя как светское, провозгласившее принцип отделения от религии, невмешательства во внутреннюю жизнь, занимается выработкой общих принципов и норм для всех религиозных организаций. Церковь в своей внешней миссии взаимодействует со светскими организациями, государственными и общественными институтами. Мы должны активно проявлять себя в сферах духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, участия в различных социальных, просветительских, культурных, оздоровительных, экологических мероприятиях. По этим вопросам светское общество готово взаимодействовать с Церковью с целью духовного возрождения и сохранения традиций, моральных норм, связанных с религиозными установками.

Другая сторона секуляризма — это мировоззрение, в котором основные аспекты бытия не соотносятся с религиозной верой. Причем в последнее время мы можем встречать агрессивный секуляризм, добивающийся исключения любого упоминания о Боге из жизни общества. Атеизм — это ведь не просто отсутствие веры, это тоже вера, но в отсутствие Бога. Активная антицерковная установка такого «мира» в любой момент может выплеснуться в агрессивную травлю, провокацию, гонения или даже стремление уничтожить Церковь Божию, которая одним Своим существованием напоминает о Боге.

Гонения — это то, с чем приходилось жить христианам на всем историческом пути Церкви. В разные исторические эпохи это мог быть широкий спектр неприязненного отношения — от простых насмешек до физического устранения. И отношение Церкви к гонениям воспринималось христианами как пророчество Спасителя о том, что «раб не больше господина своего. Если Меня гнали, то будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Более того, если затрагивать общую тему предстоящих Международных Рождественских Чтений, то многие проблемы взаимоотношений между Русской Православной Церковью и Россиийской империей по-разному воспринимаются разными историками. Конфискация церковного и монастырского имущества — верный спутник реформ всех правителей, провозгласивших принцип секуляризации — в эпоху Петра I многими воспринимался очень болезненно. Но были и те, кто понимал важность государственных интересов. Так святитель Митрофан Воронежский поддерживал начинания Петра. и жертвовал на строительство российского флота. После кончины епископа Митрофана царь лично нес гроб почившего, а после похорон сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».

Все мы православные христиане, тем более пастыри Церкви Христовой призваны к миссии в современном мире. Миссия Церкви — привести человека к вере, затронуть его душу, дать ему ответы на те актуальные для него вопросы, которые его волнуют, о чем он переживает. Сделать так, чтобы неверующий человек обратился к вере — это выше наших сил. Это дело Божие, это чудо, которое совершается в душе человека. Но ведь и мы когда-то были неверующими, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11).

Тему использования достижений современной цивилизации, новых информационных технологий на благо Церкви особо затронул Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении перед делегатами IX Международного фестиваля «Вера и слово» 21 октября 2021 года. «При всей кажущейся привлекательности негативной позиции по отношению к новейшим достижениям цифровых технологий необходимо понимать: Церковь призвана помогать современным людям находить правильный подход к использованию результатов развития науки и технологий. Всякий новый вызов в этой области — это своего рода экзамен на нашу способность актуализировать христианские убеждения и на основе этих убеждений вникнуть и разобраться в самих этих явлениях, насколько они соответствуют или противоречат христианскому вероучению и нравственности.

Современное молодое поколение родилось в эпоху мобильных телефонов и Интернета. Цифровое виртуальное пространство для них стало естественной средой обитания, совершенно реальным миром со своими законами, что иногда бывает очень трудно понять старшему поколению, для которого это пространство, при всем напряжении сил и готовности его освоить, продолжает оставаться чужим. И, конечно, всего этого нельзя отрицать, ссылаясь на то, что раньше без этого «спокойно обходились». Обходилось человечество в разные времена и без других достижений цивилизации, который мы считаем в наши дни обыденностью. Ссылка на то, что «обходились, давайте и мы сейчас обойдемся», не работает, потому что новые технологии становятся важной частью жизни, особенно в области коммуникации.

Первая волна вхождения православных людей в пространство социальных сетей и другие площадки цифровых коммуникаций, на мой взгляд, завершается. Невозможно до бесконечности увеличивать число приходских сайтов, аккаунтов в сетях и блогов. Сегодня крайне важно сконцентрироваться на качестве представляемой информации, на поиске адекватного языка — как словесного, так и визуального — для свидетельства о Спасителе, о жизни Церкви, о высоком достоинстве христианина. И здесь на первый план выходят образование, профессионализм, а также внутреннее горение, желание говорить о Христе, и, может быть, именно это горение и желание говорить о Христе надо поставить как приоритет. Потому что все остальное играет служебную роль и вторично, а первично наше желание и стремление проповедовать Христа распятого и Воскресшего.

Очевидно, развивающиеся технологии виртуальной реальности могут использоваться не только для развлечений. Как в свое время кинематограф в начале ХХ века начинался в сфере досуга, но потом стал мощнейшим инструментом воздействия на общественное сознание, так и сегодня новейшие технологии при правильном подходе могут послужить делу духовного просвещения. Мы знаем, какой общественный резонанс имели художественные фильмы, посвященные церковной тематике начала XXI века, — «Остров», «Монах и бес», «Приключения Серафимы» и ряд других. Нам уже сегодня надо думать о том, что и как мы будем говорить молодому поколению, для которого смотреть на мир через экран компьютера становится делом обыденным… движение игнорировать нельзя, движение — это факт, и если мы со своей собственной позицией, со своим мировоззрением, со своим целеполаганием в этом движении не участвуем, то допускаем пастырскую ошибку».

Нам нужно научиться в тех исторических условиях, в которые Бог судил нам жить, нести свет Божий людям, просвещать и утешать. И самое главное научиться молиться, чтобы Господь благословил наши труды, вывел делателей на Свою жатву. Особо актуально в текущий момент сохранять единство Церкви. Много поводов для разделения, много соблазнов, многие люди растеряны, подавлены или находятся в недоумении. Господь дает людям надежду и утешение, так было во все времена, в этом состоит миссия Церкви и в сегодняшний день.

(П)