Публикации

Крестным ходом к праведному Симеону Верхотурскому. Часть 7

Дата: 30.12.2020

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5785

Начало часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6. Продолжение — часть 8.

Часть 7. Меркушино — Усть-Салда — Красногорское

22 сентября. В 14 часов крестный ход выдвигается из Меркушино. Вскоре выходим на трассу и направляемся в сторону села Усть-Салда. Икону Божией Матери Владимирской, которую я несла пять дней, попросил Андрей, чтобы нести её дальше.

Справа от нас за деревьями ещё видны купола храмов. Рядом с трассой зелёное поле. А по полю за нами бегут лошади.

Они паслись поодаль, но, увидев крестный ход, приблизились к нам и, резвясь и подпрыгивая, малыми перебежками продолжали следовать за нами. Остановятся ненадолго, смотрят на нас в упор и опять параллельно крестному ходу несутся вперёд. Затем они остановились и, провожая, долго смотрели нам вслед.

Я уже много раз писала о том, как животные выходят навстречу крестному ходу — они чувствуют благодать и тоже хотят быть соучастниками молитвенного шествия. Всё верно, ведь в псалме написано: «Всякое дыхание да хвалит Господа!» (Пс. 150, 6).

Вскоре мы свернули с трассы направо.

На асфальтированной площадке недалеко от дороги стоит стенд с информацией для паломников и туристов.

Спустившись ниже, пришли к великолепному деревянному храму во имя Всех святых, в земле Сибирской просиявших.

Величие храма подчёркивалось ещё и тем, что он находился на огромном зелёном пустыре — на видном месте. Вокруг пустыря прекрасный осенний лес. Всё это смотрелось как в сказке.

В храме все вместе пели акафист праведному Симеону Верхотурскому.

Затем Олег Викторович с Еленой угощали нас всякими вкусняшками и горячим чаем. У них сегодня годовщина венчания. В прошлом году они венчались в этом храме во время крестного хода. Как это здорово! Все порадовались за них, от души поздравили, пропели «Многая лета» и ещё пропели на этот же лад всякие добрые пожелания. Получилось и торжественно и весело по-семейному.

Потом спустились к реке Туре, где прав. Симеон любил уединяться для молитвы и удил рыбу. Место очень живописное! Река Тура довольно широкая с быстрым течением. По берегам разноцветный осенний лес.

Мы любовались природой, постояли на камне, на котором стоял прав. Симеон.

Каждый думал о своём. Каждый просил праведного Симеона о чём-то сокровенном. 

Уходить не хотелось. Я никак не могла поверить в то, что нахожусь именно на том месте, где когда-то давно молился пр. Симеон. До крестного хода всматривалась в его икону, где он обычно изображается на берегу реки в лесу и мысленно представляла себе этот необычный тихий уголок. Было огромное желание прийти сюда пешком крестным ходом, и вот я стою на том самом месте. Мечты сбываются! Нам мало было просто постоять на этом благодатном историческом камне, мы решили ещё и посидеть, чуть ли не полежать.

Вдобавок спускались ближе к воде — хотелось её потрогать, умыться, но берег оказался слишком крутым и опасным.

Вдоволь наглядевшись на красоту и великолепие этих мест и надышавшись святым воздухом, пропев напоследок величание праведному Симеону перед прикреплённой к ели иконой, мы направились обратно в сторону храма.

По пути недалеко от храма стоит крест. Я подошла поближе и прочла на нём надпись: «Сей крест установлен в память четырёхсотлетия основания города Верхотурье на месте трудов и молений Святого Праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца. Поставлен сей крест по благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Никона, Епископа Екатеринбургского и Верхотурского трудами и заботами Его Превосходительства Губернатора области Росселя Э.Э.»

Пора двигаться дальше. Нас сопровождает машина ГИБДД. Небо затягивается тёмными тяжёлыми тучами. Так и есть — пошёл сильный дождь. Что-то нам нынче везёт на дожди. Сегодня, пройдя 17 км, добрались до

с. Усть-Салда в храм святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Владимир тут же сочинил стихи про храм:

«Не достроен купол, колокол внизу.

Новый пастырь нужен храму в Усть-Салду»

На ночлег нас устроили в школьном спортзале. Этот вечер мы провели также в тёплой дружеской обстановке, обсудили свои крестоходские дела, поделились впечатлениями. Поздравили с днём рождения инока Михаила. Он приехал из Москвы. Пропели ему «Многая лета» и добрые пожелания. Даже слушали игру на пианино и пели песни. Олег Викторович ещё раз озвучил нам дальнейший план, чтобы мы настраивались заранее на график движения крестного хода и не расслаблялись. Делал он это каждый день и утром и вечером. Как всегда возле печки сушились вещи. Я, уже наученная жизнью в крестных ходах, всегда с собой беру длинную верёвку. После дождя, придя на ночлег, натягиваю её там, где только можно — всегда в любом помещении, особенно в спортзале, на стенах находятся гвоздики, крючочки, уголочки, зацепки, чтобы натянуть верёвку. И вот сушилка готова — до утра там висят мокрые вещи, плащи. Хоть какое-то спасение от сырости. После трапезы и вечернего молитвенного правила укладываемся спать.

23 сентября. Село Усть-Салда. Дождь, сырость, холод. Умываемся на улице ледяной водой, идём в храм. В храме хорошо. Отслужили молебен, пропели акафист свв. апп. Петру и Павлу. Мы ведь находимся в храме в честь этих апостолов, надо им молиться. Ещё отслужили литию по усопшим. Несмотря на дождь, сырость и холод мы успели ещё окунуться в святую купель св. прав. Симеона. Вода, особенно святая,— это жизнь, здоровье, силы! Сомневающиеся, смотря на нас, тоже решили окунуться — никто не пожалел об этом, наоборот — у всех прибавилось сил, улучшилось настроение. После купели кровь разогревается, тело очищается, мысли просветляются. Слава Богу! Можно дальше двигаться.

В этот день мы шли с ещё одной остановкой в селе Костылево. Пришли туда как раз в полдень, крестным ходом прошли мимо мужского монастыря, но нас туда не пустили, потому что этот монастырь живёт своей сокровенной тайной жизнью по Афонскому уставу, поэтому туда никого не пускают. Слава Богу, на Руси есть ещё и такие монастыри! Зато игумен отец Петр согласился провести с нами беседу. Сегодня у нас на обед пища духовная — вот бы почаще нам устраивали такие обеды. Он показал нам фильм-фантастику с последующим обсуждением увиденного. Название фильма я, к сожалению, не запомнила. Оно звучало примерно « Необычный ребёнок (девочка)» Как нам объяснил отец Пётр, в фантастических фильмах можно проследить образы Добра и Зла, образ Христа Спасителя, образ сатаны. В данном фильме было очень интересно проследить за тем, как психолог (образ Христа) действовал филигранно тонко и, конечно же, с большой любовью для того, чтобы растопить ледяное ожесточенное сердце девочки. Она ожесточилась потому, что с раннего возраста ей навязывали чувство вины. И когда от несчастного случая погибла её мама, то она решила, что это она виновата в смерти своей мамы, которую очень сильно любила. Девочка замкнулась в себе, озлобилась на весь мир. От неё шёл негатив в высшей степени. В конце фильма благодаря грамотному труду психолога её сердце оттаяло — она заплакала в объятиях «Христа». Она нашла саму себя — хорошую девочку, любящую маму и ближних. Вместе с ней заплакали и мы. Это было так трогательно, что слёзы лились сами собой.

Отец Пётр предостерёг и нас, родителей, чтобы мы не навязывали своим детям чувство вины, от которого дети начинают озлобляться и ожесточаться. Детей надо любить, не принижать их человеческое достоинство. А если они в чём-то не успевают, что-то у них не получается, то надо их воспитывать не подзатыльниками, окриками и оскорблениями, мол, ты неудачник и двоечник, а надо проникнуться их миром и всячески ПОМОГАТЬ им, ПОДБАДРИВАТЬ их и РАДОВАТЬСЯ малейшим успехам. Для многих из нас это было как шок. Каждый, наверное, вспомнил о том, как он обращался со своими детьми. Не умеем мы их любить по-настоящему. Это я о себе.

Затем отец Пётр отвечал на наши житейские и духовные вопросы. Было очень интересно, полезно и поучительно. В древних патериках я читала, как монахи после продолжительных подвигов, уже не видя в себе пороков, ходили друг к другу, чтобы через других людей обнаружить в себе нечто греховное, несовершенное, чтобы дальше работать над собой для совершенствования своей души. Я не смею сравнивать себя с этими подвижниками, но почерпнула для себя нечто новое, неведомое доселе, так как видение мира у игумена Петра было иное, освещённое божественным светом Христа. Даже, казалось бы, простые житейские вещи он рассматривал со своей, иной точки зрения и открывал нам простые духовные истины. Его слова заставляли задумываться и оценивать некоторые проблемы с другой стороны, в ином свете, а не так как мы привыкли в миру.

Я наспех старалась записывать слова игумена Петра, назвав их для себя: «Тезисы отца Петра»:

Чем тише жизнь, тем она духовнее и насыщеннее.

В крестном ходе люди уподобляются ангелам. Иногда надо «спрыгивать с карусели» — уходить от мирской суеты, отправляться в крестный ход.

Монашеская жизнь — модель семьи. Если бы не было монашества, то семейная жизнь была бы бессмысленна. Как монашество ставит свои высшие цели, так и семья должна ставить цели. Если семья не имеет целей, внутренних высших моделей (духовное возрастание), то она разрушается.

Все члены семьи должны завязывать узелки. Если отношения в семье начинают давать трещину, члены семьи впадают в уныние — думают, что это конец. А надо просто всем начинать завязывать узелки, чтобы семья не развалилась. В семье постоянно надо приумножать любовь.

Талант нужно приумножать.

Священник должен быть корыстным человеком. Если он с кем-то общается, то он должен получить радость, счастье. Это его обязанность.

Чтобы быть счастливым, надо выбрать себе долю — горечь, чтобы сохранить способность любить. Я тебя люблю — это значит: я страдаю, я болею, я мучаюсь тобой, могу пострадать за тебя, могу жизнь положить за тебя. Если Бог попускает горечь, то мы получаем способность любить.

Когда прививают деревья, то их надрезают, потом они срастаются, становятся одним деревом и приносят хорошие плоды.

Бог тоже делает надрезы на теле семьи: если не разбегаться, то через страдания созревает настоящая любовь, люди сродняются на уровне капилляров.

Невозможно не страдать — всё это неизбежно.

Если нет искушений, то нет роста.

Чем больше любишь ближнего, тем больше любишь Бога.

Молитва — сначала устами, потом умом, потом сердцем.

Когда нападает на нас враг, то мы видим друг в друге чудовищ.

Когда мы молимся, то видим в ближних образ Божий.

Наше сердце является режиссёром нашей жизни.

Перед посадкой самолёт должен выработать топливо. Если он садится с полными баками горючего, то взрывается.

Так же и нам к концу дня нужно выработать свой ресурс — любить, служить ближним. Если не вырабатываем, то душа опустошается.

Самое страшное - человек к этому привыкает и ничего не хочет в жизни менять.

Синдром порога — человек не хочет войти внутрь себя, не хочет познавать себя. Состояние неизвестности даёт ему свободу — это опасное состояние.

Если девушка не может выйти замуж, значит, не хочет взять на себя ответственность.

Женщина должна быть красива не только внутренне, но и внешне.

В жизни есть единственная категория — распятый Христос.

Категорию можем ставить только себе, но не ближним, то есть стараемся совершенствоваться сами, а не переделывать ближних.

Закон звёзд, закон созвездий — это закон Евангельской любви. Христос — закон звёзд. Закон дорожных знаков — закон тоталитарных сект (фарисеи).

Надо себя спрашивать: на основании какого закона я сейчас действую — по закону звёзд или по закону дорожных знаков.

У свободного — все свободны, если ты раб, то рядом — рабы.

Правило трёх. Есть 3 группы людей:

  1. Ко мне равнодушны;
  2. Ненавидят меня;
  3. Будут любить меня.

Если вас ненавидят или равнодушны к вам, то не надо отчаиваться и думать, что вы плохие, и не надо никому ничего доказывать. Просто отойдите и отнесите этих людей к первой и второй группе и живите дальше. Встретятся вам и люди третьей группы.

Человеческому сознанию должны быть присущи тайны. Тайна помогает быть ребёнком. Почему одни верят, а другие не верят. Если Бог Отец не приводит к вере, то это тайна. Если ребёнок не хочет идти в храм, то это тайна, не надо его трогать.

Не можешь помочь — не мешай.

Если не можешь быть для ребёнка мудрой книгой, то будь белым листом, на котором он выпишется. Стань прозрачным стеклом, через которое сияет любовь Бога.

Я, конечно, записала только малую часть беседы, но и отсюда можно понять отношение отца Петра к миру, к людям — желание помочь каждому идти по пути истины.

Драгоценнейшие часы и минуты встречи! Вот бы иметь возможность чаще общаться с такими духовниками. Дай Бог ему здоровья и многая, многая лета!

Вечером часам к шести пришли в село Красногорское. Сегодня мы прошли 14 км. Сначала зашли в восстановленный храм в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя.

Снаружи и внутри храма все сразу заметили большие перемены в лучшую сторону — за один год сделано много работ по восстановлению и ремонту. Порадовались успехам прихода.

Отслужили молебен. В храме оставили хоругви, иконы.

Далее пошли в школу. Здесь нас ждало очередное пристанище.

Директор школы любезно предоставил нам помещение спортзала. Его имя я тоже вписала в наш список о здравии. Спортзал — это самое удобное место для ночлега — здесь много места, где можно расположиться и развесить вещи.

Шведская стенка служит вешалкой, а длинные скамейки хороши для трапезы и отдыха. В этом спортзале у нас был последний вечер, где мы могли находиться только своим коллективом. Завтра нас ждёт город Верхотурье. Там много паломников, придя туда, мы вольёмся в их число. Поэтому этот вечер был посвящён стихам и песням. Отец Алексий очень красиво пел о святой великомученице Параскеве, которой посвящён храм в его селе Савино, где он является настоятелем.

Владимир читал свои стихи, все хором пели любимые песни про крестный ход и другие. Так и сидели бы до утра, но надо отдыхать. После вечернего молитвенного правила отбой. Завтра нам предстоит преодолеть последние 29 км. Сразу пришли на память стихи Владимира:

«Нас дожди умывали, мы тонули в грязи.

Но с молитвой шагали — к Симеону мы шли.

Чудотворец любимый, завтра в гости нас жди!»

Продолжение — часть 8.

(К)