Публикации

Крестным ходом к праведному Симеону Верхотурскому. Часть 5

Дата: 28.12.2020

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 4163

Начало часть 1, часть 2, часть 3, часть 4. Продолжение часть 6, часть 7, часть 8.

Часть 5. Мугай — Махнёво

18 сентября. Третий день пути. Выйдя из музея, мы вскоре дошли до поклонного Креста, который стоял внутри небольшой железной оградки.

На кресте надпись: «На этом месте в 1613 году был построен деревянный храм во имя святого Николая Чудотворца. Этот год считается годом основания села Мугай. В 1776 году был построен каменный храм во имя пророка Божия Илии. В 1937 году последний священник этого храма протоиерей Василий Пономарёв пострадал за православную христианскую веру — 21 ноября 1937 г. он был арестован и расстрелян. Реабилитирован 27.02.1964 г.

Поставив всех с иконами возле креста, батюшка отслужил молебен. Молились мы и Николаю Чудотворцу и пророку Илии.

Ближе к 14 часам дошли до интересного дорожного знака — сверху на столбе под эмблемой прибиты две таблички с надписями: «Старый Верхотурский тракт» и «Государева» дорога в Сибирь до 1695 г.», внизу — стрелки с указателями направления «Верхотурье» и «Сибирь». Я сразу подумала, что обязательно надо запечатлеть это на фото — ведь это незабываемый момент — оказаться причастной к истории Руси.

От дорожного знака резко повернули налево — здесь нас ожидал привал. Нас снова встретили наши благодетели из с. Махнёво с пирожками и чаем у костра.

Место очень живописное и исторически значимое. На возвышенности сооружена небольшая беседка под крышей с металлическими оградами, скамейками. Отсюда хорошо просматривается окружающая местность. Справа я заметила камень с надписью: «1612 -1985 г. Левый берег р. Тагил. д. Сидорова. Основал ямщик Сидорка Терентьев сын Чапурин».

Прямо были видны каменные основания моста через речку и болота. Самого моста уже нет.

Пока мы трапезничали, Олег Викторович очень интересно рассказывал нам об истории этих мест:

«Артемий Бабинов с товарищами построил Бабиновскую дорогу, которая соединила между собой Соликамск и Верхотурье. И эта дорога сократила путь через Уральский хребет в 3-4 раза. Она была проложена через перевалы. Тогда слова «Урал» не было, она называлась «Дорога за камень». Сейчас она по имени своего строителя называется Бабиновской дорогой. После того, как эта дорога дошла до Верхотурья, был основан город Верхотурье, была построена крепость, острог, были возведены всевозможные государственные сооружения: такие как таможня, например. А для чего нужна была таможня? Тогда внутри страны были ограничения на беспошлинный проезд. И для того чтобы везти меха из Сибири в Россию нужно было десятую часть оставить. А где хранить в Верхотурье обозы с мехами? Для этого нужно было построить склады. Ещё везли зерно. Построили государевы зернохранилища — амбары. Нужно было охранять Верхотурье от набегов, для этого построили Верхотурский острог, Верхотурский кремль и возвели первый Верхотурский храм в честь Святой Троицы.

Позже в Верхотурье в 1704 году был заложен Николаевский мужской монастырь, куда мы с вами через несколько дней и прибудем. Отсюда до Верхотурья всего лишь 70 км, можно было бы пройти за два дня — только дороги не существует. История ее очень старая: эта дорога была проложена через несколько лет после основания Верхотурья, потому что первые годы путь от Верхотурья дальше в Сибирь шел по рекам, а на реках были таши — это такие камни, которые торчат из реки в разных местах. Караван с товаром налетал на эти таши и разбивался. Это никому не нравилось, поэтому стали искать место ниже по Туре, где не было бы ташей, где могли бы ходить лёгкие судёнышки, впоследствии пароходы. Такое место было найдено. В 1620-х годах нашли в 60 километрах ниже по течению Туры очень хорошее удобное местечко и там организовали судоверфь, потому что к этому месту в Туру впадают ещё несколько рек, такие как Салда, Шайтанка и много других мелких речек.

В этом месте в 1620-х годах организовалось село Меркушино, которое сначала состояло из одного дома, и не было селом. В Ведомости Тараканова 1924 г. написано: «На левом берегу Туры в деревне Меркушово по имени Меркушия Федотова, который купил там землю для того чтобы построить себе дом». В Меркушино строили суда и сплавляли товар дальше по Туре в сторону Тюмени в Сибирь. Эта дорога между Верхотурьем и Меркушино, длиной 60 км, была дорогой до ближайшей судоверфи. Когда 1620-х годах туда пришёл праведный Симеон из Перми по Бабиновской дороге, стал искать себе самое глухое уединённое место, которое было только в окрестностях Верхотурья. Он пошёл в глухомань, где жил Меркуша Федотов, где стоял единственный домик и была небольшая судоверфь. Это был тупик, дальше дороги не было. Итак, праведный Симеон в 1620-х годах поселяется в селе Меркушино. Дорога на судах по Туре была не очень удобная, потому что Тура очень сильно петляет.

Из-за этого расстояние по Туре становится в 3-5 раз больше, чем по берегу. Стали искать сухопутную дорогу, чтобы продлить путь в Сибирь от Верхотурья дальше, но нигде не могли найти, потому что берега Туры ужасно заболочены. Говорят, что тот же Артемий Бабинов в поисках дороги нашёл путь на берега реки Тагил, куда мы с вами и прибыли», — Олег Викторович рукой показывает нам в сторону разрушенного моста и продолжает рассказ.

«Вот эта дорога называется «Тагильский волок». Она соединяет Верхотурье и ту точку, где мы с вами стоим. Эта дорога была открыта в 1612 году и по ней началось сухопутное движение в Сибирь. Вы видели на дороге указатель. Сначала дорога переходила вот здесь вброд, потом поворачивала налево и вдоль Тагила шла в Сибирь через Туринск. И на этой дороге возникло первое слободское поселение. Что такое слобода все знаете? Здесь на Урале и в Сибири не было у крестьян необходимости платить оброк — у них была свобода, а это означает слово «Слобода». И вот сейчас существуют поселения со словом «Слобода », например, Туринская Слобода, Чусовская Слобода, есть ещё много разных «Слобод». Но первая Слобода на Урале была Тагильская Слобода, которая была основана на этом тракте в 1612 году. Туда через два часа мы с вами придём. В начале XX века здесь построили мост, брод заменили на мостик. И здесь возник Верхотурско-Ирбитский тракт, который проходил через Мугай. Я заметил в музее в Мугае карту этого тракта. Когда начались события 1917-1918 годов, Урал переходил то в руки красных, то в руки белых, то обратно.

Красные сунулись было в Верхотурье, но там было очень серьёзное сопротивление и белые стали их выдавливать — красные бежали, сверкая пятками. И побежали они в Сибирь конечно здесь, этой дорогой по Тагильскому волоку. Увидели здесь прекрасный мост, по которому переправились и решили его сжечь, думая, что белые останутся на том берегу. Сожгли пролётное строение этого моста. Это было в 1918 году. Но они не знали, что пред этим триста лет ездили вброд, глубина которого всего 70 см — тут хоть что можно перетащить. Хотя красные сожгли мост за собой, но белые всё-равно их догнали и истребили. И соответственно после этого дорога прекратила своё существование. Сейчас по этой дороге попасть в Верхотурье невозможно, потому что она утонула, заросла и по ней никакого движения нет. В то же время про этот мост мы читаем в книжечке про паломничество 1914 года.

Там есть очень интересный вывод. Когда весь обоз дошёл до этой точки, до моста — это место называется Сидоровские Быки, потому что на том берегу была деревня Сидорова, про которую написано на этом камне, — Олег Викторович показал на камень, про который я упомянула выше, и продолжил. — Когда крестный ход количеством более пяти тысяч человек дошёл до этого места, стали принимать решение: как двигаться дальше. Здесь был мост, а в Махнёво был паром. И конечно все хотели попасть на Симеонову тропу именно в Махнёво, чтобы пройти через Тагильскую Слободу, но отцы сказали: «Дорогие братья и сёстры, если все шесть тысяч человек пойдут на паром, то мы с вами месяц будем перебираться на ту сторону. Пожалуйста, разрешите нам с нашими иконами праведного Симеона и великомученицы Екатерины и с несколькими священниками переправиться на пароме одним, а вы, пожалуйста, перейдите по мосту и ждите нас на том берегу напротив Махнёво». Вси участники крестного хода, как бы им не хотелось идти, пошли по этому мосту и ждали священников на том берегу реки. Священники переправились на пароме, и крестный ход продолжил своё шествие в Верхотурье по Симеоновой тропе. Мы с вами через пару часов вступаем на святую землю праведного Симеона. Здесь она исторически очень интересна — эта земля Махнёвская, а там она для нас ещё и святая».

Следующим пунктом нашей остановки был источник во имя священномученика Константина Богоявленского возле деревни Плюхина (Анисимова). Мы поставили свои иконы к памятнику воинам 1941-1945 гг. и отслужили литию по убиенным и по усопшим православным христианам. На табличке, кроме других, числилось шесть воинов под фамилией Плюхин. Вечная им память и Царство Небесное!

После 16 часов дошли до Тагильской Слободы, до Поклонного креста на фундаменте храма Преображения Господня. Навстречу крестному ходу пришли прихожане общины с. Махнёво. Все вместе отслужили молебен, прочитали акафист прав. Симеону Верхотурскому. Напоследок, пропев тропарь празднику Преображения, двинулись к конечному пункту нашего маршрута на сегодняшний день — в село Махнёво. Его было уже видно. С Иисусовой молитвой дошли до небольшого деревянного храма святой великомученицы Варвары.

Сегодня прошли 17 км.

Внутри храма тепло — натопили печь, на полах ковры — очень уютно. Мы разулись — здесь так принято. Все вместе пропели акафист вмц. Варваре.

Затем пошли устраиваться на ночлег в Дом культуры, который находится недалеко от храма.

Меня сразу предупредили, что в Махнёво прибудет много новых участников крестного хода — надо их всех зарегистрировать. Регистрация шла почти весь вечер. Прибывали жители из местных населённых пунктов, я с интересом прислушивалась и записывала их названия: Сосьва, Верхняя Тура, Невьянское, Деево, Печеркино, Артемовск, Реж, Новоуральск и т.д. Больше всех мне понравилось название Старая Утка. Когда участники приветствовали друг друга словами и кто-то произнёс: «О, Старая Утка приехала !», то я подумала сначала, что у кого-то из них такое прозвище, а оказалось, что это название посёлка. Очень забавное!

Во время ужина мы ещё раз поздравили Елизавету с Днем её святой — Елизаветы, пропели ей «многая лета», а также и другие песни. Она была одета в этот день нарядно: в бордово-красном сарафане, пошитом своими руками специально для крестных ходов.

В честь праздника Елизавета угостила нас вкусными арбузами. Вечер прошёл в очень тёплой дружеской обстановке.

После вечернего молитвенного правила некоторые решили встать в полночь, чтобы помолиться, потому что завтра намечался праздник: Чудо Архистратига Михаила в Хонех. Так и сделали — встали в полночь и молились Архистратигу Михаилу. Завтра у нас день отдыха перед трудным и длинным переходом в Меркушино, поэтому можно и помолиться, необязательно спать.

19 сентября. Подъём чуть позже — в 8 часов. Сегодня никуда не идём, отдыхаем, готовимся к причастию, читаем каноны и правило.

Вечером все идём в храм св. вмц. Варвары на вечернюю службу. Во время вечерни по очереди исповедуемся. Вернувшись в место ночлега, ужинаем и после молитвенного правила быстренько ложимся спать. Завтра будет нелёгкий день.

Продолжение часть 6.

(К)