Публикации

Крестным ходом к праведному Симеону Верхотурскому. Часть 3

Дата: 24.12.2020

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 3987

Начало часть 1, часть 2. Продолжение — часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.

Часть 3. Станция Межная — село Рычково

16 сентября. Утро. Сегодня от станции Межной должны дойти до села Рычково, преодолев 27 км пути, в основном по асфальту. Те, кто много ходит пешком, знают разницу ходьбы по земле и по асфальту. Я знаю: среди крестоходцев есть и такие, которые вообще не могут долго идти по асфальту, так как быстро сбивают стопы, поэтому они стараются идти только по обочине, по земле. Земля — не асфальт, она мягче. Тут везде есть свои плюсы и минусы. Идти по полям, лугам, лесам хорошо, удобно, — свежий воздух, меньше пыли и гари от проезжающих автомашин. Но после дождя, бывает, так размоет дорогу, что идти весьма сложно — грязно, скользко, огромные лужи, а местами грязь настолько липучая, что прилипая к обуви, она постепенно поднимается вверх по ногам, аж до колен. Так мы шли однажды в покаянном крестном ходе в Удмуртии — никогда не забуду. В таких случаях появление асфальта впереди очень радует.

Нынче дорога мне ещё не знакома. Идём пока ровно. Пришли в село Верхняя Синячиха, дошли до полуразрушенного храма в честь Успения Божией Матери.

Храм стоит прямо у дороги. Перед ним поставлен Поклонный Крест из подручного материала, низ заставлен старыми осколками кирпичей, отвалившихся от стен храма. Мы зашли вовнутрь. На храме крыши уже нет, на стенах растут деревья, а внутри — бурьян и кусты. Сердце замирает от чувства сиротства, заброшенности, так и хочется очистить это святое место. Но местные жители решили по-другому: они построили себе новый небольшой храм, так как для восстановления этого храма нужны очень большие деньги. Мы с иконами встали лицом к молящимся и оказались на месте алтаря. Внутри храма отслужили молебен, молились Божией Матери. После молебна все прикладывались к иконам, батюшка всех помазал святым маслом. Очень надеялись на то, что когда-нибудь этот храм тоже начнут реставрировать. Наш поэт-крестоходец Владимир из Нижнего Тагила даже успел сочинить стихи сразу после молебна:

«Мы на полах бетонных спали,

Молились в храмах без полов,

Где стены только лишь стояли,

И небо — вместо куполов.

Но мы добьёмся, чтобы храмы

Поднялись снова из руин,

Чтобы кресты на них сияли,

И пол из кафеля в них был».

Воодушевившись этими стихами, с надеждой на лучшее пошли дальше. В этот день мужчины на плечах несли Годеновский Крест. На привалах ставили Его на специальные скамейки.

Владимир как всегда на ходу сочинял стихи и на привалах зачитывал их нам. Слушая его, мы сразу взбадривались и откуда-то появлялись новые силы.

Некоторый отрезок пути с нами шли и другие священники.

К обеду мы дошли до памятника, который  находится в лесу недалеко от дороги. Надпись на памятнике: «Памятник установлен на месте гибели коммуниста-начальника милиции 3 района Алапаевского уезда Евгения Ивановича Рудакова и его жены — Клавдии Николаевны. 24 июня 1920 года Евгений Иванович выехал из города Алапаевска в село Топорково и по дороге погиб в неравной схватке с белобандитами. Имя Евгения Ивановича одного из первых солдат правопорядка нашего района составляет честь и славу милиции Свердловской области».

Годеновский Крест поставили, прислонив к памятнику.

Олег с Еленой привезли нам горячий чай, продукты. Немного подкрепившись, крестный ход двинулся дальше. Перед этим на память сфотографировались возле Годеновского Креста.

Не обошлось и в этот день без дождя, более того — даже гремел гром. Это в сентябре-то! После обеда, часа в четыре дошли до села Рычково. Зашли в храм святителя Николая Чудотворца. Сюда же на некоторое время занесли Годеновский Крест, поставили Его на свою родную специальную подставку, которую вынесли из машины, сопровождающую крестный ход «Святая Русь». К нашей радости храм свт. Николая Чудотворца восстановлен, даже постелены полы и уже служат в нём Литургию. Говорят, что в прошлом году ещё не было полов.

С открытой доброй улыбкой нас встречает молодой настоятель храма иеромонах Прокопий (Руднев). Прямо в храме расставлены столы и скамейки для трапезы. На столах специально поставлены большие тарелки с толстыми свечами — это такие светильники, потому что электричества в храме пока нет. Водопровода — и подавно нет. Но зато есть железная печка — это наше спасение после дождя. Мы опять сушимся, греемся. Мужчины принесли воды в ведрах для умывания, натаскали дров. Ужинаем при свечах в храме - как это романтично! Затем после вечерней службы устраиваемся на ночлег на полу в храме. Слава Богу, сегодня осилили 27 км. Уже совсем стемнело, к нам присоединился ещё один участник Георгий из Первоуральска. Он прошёл много километров один пешком под дождём и в темноте, чтобы догнать нас в с. Рычково. Боже, какие люди!

Вечером была исповедь, читали молитвы к Причастию.

Никольский храм, село Рычково

17 сентября утром в 5 часов подъём. На улице сыро, зябко. Наскоро умылись ледяной водой. Скоро начнётся Литургия. Своих певчих в храме пока нет, поэтому решили справить службу своими силами. По благословению отца Алексия нас четверых поставили на клирос: Ольгу, Наталью, Елизавету и меня. Ольга в службах разбирается, но петь одной тяжеловато, поэтому было решено: тихонько ей подпевать. Мы очень старались подпевать, не мешая Ольге. Так старались, что после службы наши крестоходцы нам сказали: «Что же вы там вчетвером стояли — ведь пела Ольга одна». Вот уж развеселили нас. Это была для нас высшая похвала — значит, мы точно не мешали Ольге, выпячивая свои голоса, а пели лишь подхватывая и слегка усиливая её голос. Вторым голосом тоже подпевали тихонечко, чтобы не мешать первому голосу; за всё это Ольга нас поблагодарила. Вот так с Божией помощью отслужили Литургию.

Я стояла здесь на клиросе первый раз в жизни по необходимости за послушание. Было страшновато, благо тексты и песнопения Литургии у нас на слуху — это и выручило. На Литургии все причастились. Отец Прокопий от души поздравил нас с праздником, пожелал нам доброго пути. Было заметно: как он рад тому, что благодаря крестным ходам восстанавливаются храмы. У отца Прокопия лицо постоянно улыбающееся — таким я его и запомнила.

Иеромонах Прокопий (Руднев)

Потом был обед. После обеда началось самое интересное: Елизавета потеряла свои листы с нотами… Мы уже собираемся в дорогу: вещи складываем в сумки, рюкзаки, выставляем их в притвор для погрузки в передвижную камеру хранения. Все снуют туда-сюда. В это время Елизавета с большими умоляющими глазами подходит к каждому и спрашивает: не видел ли кто её ноты? Но никто их не видел, никто не брал. Когда она стояла на клиросе, то листы в прозрачном файле были положены рядом со стеной и сверху прикрыты кофтой. И больше их никто не видел. Как сквозь землю провалились.

Олег Викторович, поняв, что Елизавета без своих нот, а также и крестный ход — без Елизаветы, никуда не выдвинется, решился на отчаянный поступок. Взяв с собой помощника с фонариком, залез в подвал восстановленного храма. Они проползли по-пластунски через всё расстояние храма до того места, где находится клирос и… нашли листы с нотами. Сколько было радости! Оказывается, скользкий файл провалился в подвал через узенькую щель возле стены. Надо же было такому случиться! Потом мы долго смеялись, вспоминая этот случай. Владимир даже сочинил стихи об этом курьёзе, а ещё — про Рычково.

Интересно было его слушать, так как он ловко подмечал присущие именно этому человеку, этому месту или событию слова. Писал он с любовью и с юмором — чем нас постоянно веселил и подбадривал. Дай Бог ему здоровья!

Продолжение — часть 4.

(К)