Публикации

Крестным ходом к праведному Симеону Верхотурскому. Часть 1

Дата: 20.12.2020

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 4700

Начало. Продолжение — часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.

Часть 1. Подступы к крестному ходу

2020 год выдался особенным по причине распространения коронавирусной инфекции. Уже с весны стали закрываться на карантин почти все предприятия, учебные заведения, храмы и много чего другого, где люди могли бы заразиться этой инфекцией. По этой же причине не было благословения Церкви на многие крестные ходы.

Про крестный ход по Симеоновой тропе я знала и раньше, даже 3 года подряд собиралась принять в нем участие, но жизненные обстоятельства всячески этому препятствовали. А в 2020 году как раз все сложилось так, что я могла бы поехать в Екатеринбург. Правда, перед этим предстояло обязательно выкопать картошку, а потом… бери отпуск и поезжай туда, куда душа желает.

Я периодически заглядывала в интернет, чтобы разузнать информацию о крестном ходе. Но информации не было. Я уже звонила и в Екатеринбургскую епархию, и в паломническую службу епархии, и по тем телефонам, которые были указаны в прошлогоднем маршрутном листе, и даже через знакомых пыталась выудить хоть какую-то информацию. Но никто не знал толком: будет крестный ход или нет. А я уже была настроена ехать, и не унималась.

Симеоновский крестный ход

В прошлом году крестный ход протяжённостью 370 км проходил с 7 по 24 сентября от Екатеринбурга до Верхотурья. Меня это немного пугало: выдержу ли я этот путь? Но более всего я терзалась сомнениями о том, что возможно крестного хода вообще не будет, его тоже отменят. Но с другой стороны: Великорецкий крестный ход тоже не был благословлён, однако люди пошли и дошли до села Великорецкого. Затем Серафимовский крестный ход от Перми до Белой Горы состоялся, но опять без нас — ведь не было вначале благословения. Скорее всего, думала я, в Екатеринбурге решили особо не привлекать народ и малым числом местные жители тоже пойдут крестным ходом по Симеоновой тропе, и опять без нас, поэтому не дают информацию. Уж если им в июле разрешили пройти Царским крестным ходом на Ганину яму, то тем более должны разрешить крестный ход по Симеоновой тропе в сентябре.

Симеоновский крестный ход в 2019-м году

Так вот, размышляя обо всём этом, я помолилась свт. Николаю Чудотворцу, чтобы он сам мне подсказал ехать или не ехать, и поняла, что надо ехать в Екатеринбург в любом случае. Сам Николай Угодник меня направит туда, куда нужно. В голове крутились разные картины: как я путешествую по святым местам, по красивым склонам Уральских гор, если не будет крестного хода, как одна иду по дороге, как трапезничаю где-то под кустом, устраиваюсь где-нибудь на ночлег… Мечтать, конечно, не вредно, но пора действовать.

С твердой решимостью отправиться в Екатеринбург я купила билеты на поезд сразу туда на 6 сентября и обратно на 25 сентября. В глубине души теплилась надежда, что крестный ход все-таки состоится, потому что в часовне святой Екатерины мне ответили, что заказали написать новую икону к началу крестного хода.

На душе было спокойно, рыться в Интернете уже не было времени, да и зачем? Отпуск уже оформлен, билеты на руках. Надо было быстрее выкопать картошку и вперёд! Так я и сделала. Выкопала картошку и уехала.

Приехала в Екатеринбург рано утром 7 сентября. В этом городе я оказалась в первый раз. Мне подсказали, как добраться до часовни святой Екатерины, и я пешком с двумя рюкзаками отправилась туда, откуда в прошлом году начинался крестный ход. Иду по городу в камуфляжном костюме в кроссовках с двумя рюкзаками (один большой, другой маленький). Прохожие, как обычно, обращают на меня внимание, но меня это мало волнует — за десять лет крестоходской жизни я уже привыкла к этому. Более того, иногда приходилось возвращаться домой и в замаранной в грязи одежде. Дойдя до красивой часовни святой Екатерины, я немного отдохнула. Было раннее утро, рядом никого не было. Я подумала, что крестоходцы вероятно подойдут позже и зашла в часовню. В маленькой часовенке за свечным столиком сидел мужчина. Я представилась — сказала, откуда я и с какой целью приехала в Екатеринбург. Он удивился тому, что я приехала аж из Татарстана на крестный ход, и стал говорить о моём «подвиге». За последние годы мне часто приходилось слышать эти слова о подвиге, но они меня не особо трогают, так как я не считаю, что совершаю какой-то подвиг. Затем он сообщил мне, что крестный ход начнётся с Алапаевска, то есть 14 сентября там будут собираться крестоходцы.

Часовня святой Екатерины

Услышав такую новость, я сначала немного удивилась, но не расстроилась, скорее, наоборот — в душе была полная тишина и спокойствие, и уверенность в том, что свт. Николай меня не оставит, раз уж я приехала в такую даль. Подумала про себя: я же в отпуске, торопиться мне некуда, а на Урале я оказалась впервые, поэтому одну недельку до крестного хода можно провести с пользой для души. Спросила у мужчины, есть ли в городе женский монастырь и как до него доехать. Он ответил мне довольно странно, мол, если ты приехала в такую даль на такой подвиг, то изволь, иди до монастыря пешком, тем более что он находится не так уж далеко, и объяснил, как дойти.

Я опять пешком, и опять с двумя рюкзаками направилась в Ново-Тихвинский женский монастырь. Большой рюкзак был тяжеловат для дальних пеших ходов, и тут я уже начала про себя думать, а ведь это всё-таки, наверное, подвиг. От этих мыслей даже самой становилось смешно, почти весело. Вот иду я по городу с двумя рюкзаками пешком, все на меня смотрят, кое у кого спрашиваю: далеко ли до монастыря? Они отвечают, что не знают, где этот монастырь. Иду дальше, прошла уже немалое расстояние, а храмов не видно.

Пошутил, наверное, дяденька, сказав, что тут недалеко и отправил меня… на подвиг. Наконец, я решила свернуть с проспекта направо, и пошла вверх, полагая, что уже пора, а то уйду слишком далеко. Опять спрашиваю у прохожих: как дойти до монастыря? Так никто мне не ответил — не знают. Смотрю: храм видно, купола, подошла, а это храм Казанской иконы Божией Матери и никакой не монастырь, да к тому же ещё и закрыт. Спросила у женщины про монастырь, но она тоже не знает.

Тут ко мне стало подкрадываться сомнение: а есть ли вообще здесь женский монастырь, может дяденька точно решил пошутить. Вдруг женщина вспомнила, видимо, и сообщила мне, что есть тут у них Александр, который знает всё, вот он и объяснит. Действительно, из соседнего здания вышел Александр в маске, «который знает всё», спросил, кто я, откуда, зачем приехала? Я ответила. Он охотно и подробно объяснил мне как коротким путём дойти до Ново-Тихвинского женского монастыря, попросил помолиться в крестном ходе «за грешного Александра». Дай Бог ему здоровья, я вписала его в свой помянник.

Ново-Тихвинский женский монастырь

Вскоре я дошла да монастыря, но меня там не приняли, объяснив тем, что из-за пандемии в монастырь на послушания пока никого не принимают. Надо сказать, что один «подвиг» я уже совершила — дошла до монастыря с двумя рюкзаками. Так что можно уже и отдохнуть — привал, однако. Я уже в крестном ходу.

Что делать дальше я пока не знала, расположилась поудобнее под деревьями на территории монастыря, посидела, перекусила и начала думать про свой дальнейший маршрут. В Среднеуральский женский монастырь ехать нежелательно по понятным причинам (имеется в виду дело с церковным расколом). На всякий случай был у меня номер телефона наших знакомых, которые из Челнов переехали в Екатеринбург, но я посчитала, что это будет неправильно оставаться у них на целую неделю. На денёк-другой ещё можно, но не на неделю. Придётся посмотреть в Интернете другие святые места на Урале.

Помолившись свт. Николаю, включила телефон и увидела там, что мои знакомые прислали мне информацию по поводу Симеоновского крестного хода с номерами телефонов для регистрации участников. Оказывается, информацию дали незадолго до начала крестного хода, так как организаторы никак не могли прийти к общему мнению с властями и крестный ход разрешили не от Екатеринбурга, а только от Алапаевска. Я тут же позвонила и сообщила организаторам о том, что уже нахожусь в Екатеринбурге. Они не стали отмахиваться от меня сказав, мол, мы вас зарегистрировали и ждём 14 сентября в Алапаевске. Даже если бы мне так ответили, то я бы не обиделась, ведь у всех свои дела, никто никому ничего не должен. Но была очень приятно удивлена тем, как они отнеслись к моему казусу. Сразу же спросили: есть ли мне где остановиться, предложили пожить пока в офисе. Затем через какое-то время перезвонили и предложили более лучший вариант: поехать в батюшке Алексию, духовнику крестного хода. У него есть дом для паломников — можно там жить, трудиться, молиться в храме святой великомученицы Параскевы Пятницы. Там в селе Савино Пышминского района есть святой источник Параскевы, куда приезжают множество паломников специально, чтобы посетить святой источник, искупаться в нём, помолиться. Каждую пятницу они крестным ходом ходят на источник. Кроме того, каждый день после вечернего молитвенного правила крестным ходом ходят вокруг территории храма.

Я не поверила своим ушам. Это было как раз то, что мне нужно: старинный храм, святой источник, крестный ход. Благодарю тебя, отче Николае, не зря ты отправил меня сюда на целую неделю раньше.

А пока мне велено было идти в Свято-Троицкий кафедральный собор и ждать их там. Как добраться до собора мне объяснили: встать спиной к монастырю и идти прямо по улице, затем свернуть налево. Вроде ничего сложного, но у меня есть привычка своевольничать, вот я и решила пройти по другой улице, мне казалось, что она параллельна той, по которой мне велено было идти. Пока шла, увидела надпись на здании «Уральский горный университет». У меня сердце ёкнуло, потому что я собиралась поступать в это учебное заведение и стать геологом. Судьба распорядилась иначе, но тяга к пешим путешествиям всё равно вылезла из меня, и теперь уже в виде крестных ходов с рюкзаком за спиной. Может быть, я не зря пошла этой дорогой, зато увидела горный университет — мечту моей молодости. Пока шла мимо домов увидела молодых людей — похоже, это бомжи, так как один из них спал прямо на скамейке.

Свято-Троицкий кафедральный собор

Вскоре улица как-то сама собой закончилась, и я оказалась на берегу речки. Вижу: купола золотые на том берегу, радуюсь, что сократила путь и вскоре приду туда. Иду, иду, а мостика нет и нет. Тропинка завела меня уже в какие-то дебри, стало даже темновато, хотела вернуться, но с тяжёлым рюкзаком не побегаешь туда-сюда, пошла дальше вглубь дебрей, а самой уже стало страшновато: слева речка без моста, справа огромная стройплощадка с забором и я на тропинке. Иду, молюсь. Так и кажется, что скоро дойду да пристанища бомжей или ещё кого-то. Наконец, увидела перед собой забор, а за ним улицу, где проезжают машины. Это был тупик, но я перелезла через узенькую лазейку и вышла-таки на улицу, перешла через мост.

Чтобы не уйти ещё куда-нибудь в другую сторону, на всякий случай спросила у проходящей мимо девушки: как дойти до собора. Она, приветливо улыбнувшись, почему-то полезла в Интернет и по карте стала искать собор. Может она была приезжая, поэтому не могла сразу ответить. Да и те прохожие, у которых я спрашивала про монастырь, может тоже были приезжими, поэтому не знали, где он находится. Сие мне неведомо. Девушка нашла на карте собор и объяснила мне, что он находится тут недалеко, минут через десять можно дойти. Я поблагодарила её и пошла дальше туда, куда и сама собиралась идти. Дошла до собора, помолилась, приложилась к иконам, поставила свечки, села на лавку и уже смиренно ждала следующих указаний. Вскоре мне позвонили, попросили выйти из собора и направиться к парковке. На всякий случай я сообщила, что одета в костюм защитного цвета. Боже мой, опять ведь уйду куда-нибудь не туда! Перейдя трамвайную линию, я намеренно остановилась и стояла, дабы не потеряться из виду.

Вскоре я встретилась с организаторами крестного хода Олегом Викторовичем Морозовым и его супругой Еленой, вернее, они сами нашли меня на улице недалеко от парковки. Затем на машине доехали до станции Шарташ. Эта станция знаменита тем, что именно здесь впервые была высажена царская семья по приезде на Урал. Напоминая об этом событии, рядом со станцией стоит поклонный крест с соответствующей надписью. Мы помолились и приложились к кресту. Олег Викторович купил нам билеты на электричку и мы с Олей остались ждать своего часа отправления. Оля — это девочка-подросток, которую тоже надо было отправить домой к своей маме. Я была для неё как провожатая, потому что нельзя детей одних отправлять в путешествие. Через три с половиной часа мы доехали до станции Ощепково. Нас встретили Олина мама и сестра. Они довезли меня до с. Савино. Вот так мы с Олей очень пригодились друг другу.

Храм великомученицы Параскевы Пятницы

Передо мной стоял старинный белоснежный храм с золотыми куполами. Это храм святой великомученицы Параскевы Пятницы, построенный в 1867 году. Он никогда не закрывался, является памятником архитектуры.

Матушка Любовь и Ираида тепло встретили меня в доме паломников, накормили, устроили на ночлег. В этом же двухэтажном здании находится Духовно-просветительский центр. Кроме меня в доме жили ещё другие паломники: кто-то приезжал, кто-то уезжал, кто-то оставался подольше. Вместе с нами в храме молились также рабочие, которые помогали батюшке по разным хозяйственным делам.

Я расскажу вкратце о неделе, проведённой на святом месте. Распорядок дня был такой: в 7 утра — молитвенное правило в храме, затем отец Алексий зачитывал отрывок из Евангелия и беседовал с нами, объяснял непонятные места, задавал нам вопросы. Если не было Литургии, то оставались в храме и пели акафисты. После завтрака и обеда мы шли на послушания. В 19 часов вечернее молитвенное правило, а потом крестный ход сначала вокруг храма с пением тропарей и величаний святым, а затем вокруг всей территории прихода по саду, огороду, по лесочку, по лужайке и по берегу водоема — пройденный путь примерно около километра. После крестного хода отец Алексий иногда пел в храме духовные песни. Это очень впечатляет.

Я в основном трудилась на кухне. Там работы хватает всегда, тем более в сезон овощей и фруктов. Помогала готовить обеды, занимались заготовками на зиму: соленья, варенья, компоты, грибы. В один из дней всем приходом копали картошку. Иногда гладила бельё, мыла полы, вязала берёзовые веники. Один раз пекла картошку на улице в костре, который разжёг сам батюшка.

Погода стояла тёплая, почти летняя, поэтому между делами я успевала сходить на святой источник Параскевы (полчаса идти в одну сторону), набирала там святую воду, и каждый день окуналась. Однажды я пошла с Ольгой на источник, и за нами увязался козлик. Уж как мы его не гнали обратно в деревню, но он всё равно дошёл до самого источника. Затем вернулся с нами домой, как ни в чём не бывало. Оказалось, что это козлик отца Алексия. Матушка Любовь встретила нас и сказала, что он у них любит гулять сам по себе. А мы, было, побоялись, что он где-нибудь потеряется в лесу у источника.

Вода в святом источнике необыкновенная: минеральная, солоноватая на вкус, говорят, сероводородная, лечебная. Природа вокруг чудесная — огромные красивейшие сосны, луг, лес, чистый воздух, тишина. Люди специально сюда приезжают, чтобы исцелиться. В доме паломников в журнале я прочла много разных отзывов об исцелении и об исполнении просимого. Пишут и благодарят святую Параскеву за то, что по её молитвам Господь даровал кому здоровье, кому супруга, кому хорошую работу, кому ребёночка. И приезжают потом, чтобы поблагодарить её за молитвы. Вот какая у них крепкая вера!

При мне три раза приезжали группы паломников. Первая группа (33 человека) была из Екатеринбурга, а вторая (12 человек) — из Челябинска, третья (18 человек) — из Н. Пышмы. Один раз поздно ночью специально в храм св. вмц. Параскевы Пятницы приехали супруги Алексей и Елена из Сургута. Мы их встречали, кормили, сопровождали до святого источника. Кстати, паломники, оставшиеся на ночлег, смогли принять участие в крестном ходе вокруг храма. Всем очень понравилось это шествие с хоругвями, иконами и молитвенными песнопениями. Некоторые впервые увидели крестный ход и смогли почувствовать благодать молитвенного шествия. Каждую пятницу бывает крестный ход до святого источника, в этот раз группа из Екатеринбурга специально приехала в пятницу, чтобы пройти крестным ходом.

За неделю, пока я находилась в Савино, успела два раза причаститься — 11 сентября в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и 13 сентября в воскресенье.

С вечера воскресенья начали готовиться к крестному ходу — упаковывать вещи. У меня не было резиновых сапог. Как всегда, я надеялась пройти в кроссовках, надев на них чехлы. Но мне сказали, что здесь такой номер не пройдёт — сапоги нужны обязательно, так как путь лежит через болото. С благословения отца Алексия я напрокат взяла сапоги из дома паломника, почистила их, упаковала. Накануне поездки приехали другие паломники: Елена из Тюмени, Николай — из соседнего села, чтобы вместе с нами поехать в Алапаевск.

14 сентября после утреннего правила и завтрака впятером поехали в Алапаевск: Отец Алексий, Николай, Елена, Ольга и я. По пути заехали в г. Ирбит в храм свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В лесу останавливались у святых источников, набирали воды в дорогу. В полдень приехали в Алапаевск в Свято-Троицкий кафедральный собор (основан в 1702 г.).

Так закончилась моя эпопея с подготовкой к крестному ходу. Завтра мы выдвинемся в путь к праведному Симеону Верхотурскому.

Продолжение  часть 2.

(К)