Публикации

Тобою дается радость, Богородице! 

Дата: 22.12.2023

Автор: Инна Мякишева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6090

Слово «нечаянный» в современный языке чаще всего применяется в значении «ненамеренный». Ну, это как в детстве, помните, когда разбили что-то: «Я не специально, я нечаянно», — оправдывались мы. Но есть еще и другое значение у этого слова. «Нечаянный» — обозначает то, чего не чаяли, на что не надеялись даже, и не понятно за что, все же получили. Именно в свете второго значения нужно понимать название образа Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»

Очень часто люди сторонние оценивают Православие как религию уныния. Мол, вот в церквях у вас стоят на службах люди — лица грустные-грустные, руки по швам, губы поджаты, бровки сдвинуты. Где же тут радость? «Религия запретов, норм и границ», — скажет кто-то… И заденет лишь верхушку большого айсберга. Этот снежный пик видно, но он — лишь часть того большого и даже огромного, что сокрыто под темной водой. Что же это такое большое, чего сразу не заметишь? 

Идет служба. Престольный праздник в одном из храмов нашего города. Все сосредоточены, молятся и вникают в слова молитвы, произносимые священником. Церквушка небольшая, все друг друга знают, и очень хорошо, четко слышны песнопения и текст молитв. Вдруг впереди стоящая пожилая прихожанка оборачивается и тихонькой машет рукой своей матери — еще более старой женщине, чтобы та встала рядом с ней. Бабулечка покорно поднялась и, не спеша, стала пробираться к своей дочери. Проходя мимо, она улыбнулась, глядя мне в глаза — видимо, как бы извиняясь за причиненное беспокойство. Я ей тоже улыбнулась, и она вдруг… распахивает свои объятия, и обнимает меня, словно делясь той радостью, которая томилась и преизобиловала в ее сердце. 

Глядя на людей, которые стоят в храме и молятся за богослужением, пусть даже с грустными, а на самом деле зачастую — сосредоточенными лицами, никогда нельзя сказать, какую радость или тишину и внутренний покой они испытывают в этот момент, какую внутреннюю борьбу ведут, о чем Бога просят. Это все сокрыто от посторонних глаз. Таким оно и должно быть. Пьянящая радость — она только в начале пути, потом — сложный и долгий (но не безрадостный!) труд, соделывающий в сердце прочный стержень веры, который позволяет человеку, опирающегося на эту веру в силу Божию, справиться со всеми житейскими трудностями или бедами. Не впадая в депрессию и отчаяние. В этом и разница между человеком верующим и неверующим или маловерным, коими являемся большинство из нас. К сожалению. 

Так какова же она — радость, которую не чаяли? Вспомним историю этого образа, которую нам передал святитель Димитрий Ростовский. 

Один мужчина был терзаем греховной страстью и не мог победить ее в себе. Но, будучи грешником, он имел обычай молиться перед образом Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Мужчина долгое время плакал и каялся перед иконой, но все же страсть не отступала, и он продолжал грешить, находя в этом плотское утешение. В один из дней идя на обычное греховное дело, он молился перед иконой. Вдруг он увидел, что лик Богоматери повернулся в его сторону, а на руках и ногах, а также в боку Богомладенца Христа открылись и кровоточили раны. Он в ужасе и трепете спросил: «Госпожа, кто сделал это?», на что Пресвятая Богородица ответила: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?». Мужчина покаялся и взывал к Матери Божией, чтобы Она умолила Господа простить ему грехи. Но далеко не сразу, а лишь на третью мольбу Богоматери, Христос освободил его от страсти. 

Как повествует святитель Димитрий, тот человек после чудесного случая изменился и стал жить праведно. Заступничеством Богоматери, он освободился от греха и почувствовал истинную радость, которая дороже любого соблазна мира.

По сути, эта история — путь любого человека и прежде всего — христианина, когда он методом проб и ошибок, в жесточайшей борьбе с самим собой, приходит к внутреннему пониманию, что незыблемая, неотъемлемая радость — только в Боге. Страсть — будь то непомерная любовь к противоположному полу или раздражительность, или стремление к постоянным увеселениям, которая манила и крепко держала в своей власти, теряет с помощью Божией былое очарование. А Царица Небесная в этом нам крепкая Заступница, и Ходатаица, и верная Молитвенница. Истинная радость сокрыта в Православии. Не сразу найдешь, узнаешь ее и заметишь (очень страшно пройти мимо!), но найдя, отдашь все сокровища мира за одну эту жемчужину!

(А)